ГУЛАГ — база русской экономики в сталинский период? Часть 2

ГУЛАГ - основа советской экономики в сталинский период? Часть 2

В 1933-1941 гг. заключённые занесли значимый, но далековато не решающий, как этого нередко желают показать сторонники либерализма, вклад в развитие народного хозяйства СССР. А именно, если вся жд сеть Союза к началу 1941 года насчитывала 106,1 тыс. км, из которых 35,8 тыс. км было выстроено в годы русской власти, то на долю хозяйственных подразделений ОГПУ – НКВД приходилось около 6,5 тыс. км. Строительство транспортных коммуникаций заключёнными, как это было определено в основополагающих документах, производилось в отдалённых и стратегически принципиальных регионах страны.

Подобная роль труд заключённых сыграл и в сооружении шоссейных дорог. В 1928 году ситуация в этой области была очень тяжёлая. Если в США на 100 кв. км приходилось 54 км дорог с жестким покрытием, а примыкающем Польском государстве (которые нельзя было именовать богатым) 26 км, то в Русском Союзе – всего 500 метров (естественно, нужно учитывать и большие просторы страны). Такая ситуация с шоссейными дорогами наносила стране большой экономический вред, снижала её обороноспособность. 28 октября 1935 г. постановлением ЦИК и Совнаркома СССР ранее самостоятельное Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта было передано НКВД на правах главка. В 1936 году на новый главк возложили задачку обеспечения рабочей силой строительства, ремонта и использования всех авто и гужевых дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения (не считая тех, которые находились в зоне до 50 км от границы СССР). Новый главк получил заглавие – ГУШОССДОР НКВД (Главное управление шоссейных дорог). На Управление возложили задачку сооружения магистралей стратегического предназначения: Москва – Минск и Москва — Киев.

Управление выполнило большой объем работ, которые укрепили народное хозяйство и обороноспособность страны. Так, уже в конце 1936 года в эксплуатацию сдали 2428 км дорог (огромную часть на Далеком Востоке – 1595 км). С 1936 года и до начала Величавой Российскей войны Главное управление шоссейных дорог обеспечило строительство и ввод в строй более 50 тыс. км дорог различного типа. Большая их часть была построена на Далеком Востоке и на западе Русского Союза (Украина, Белоруссия, Ленинградская область).

Огромную роль труд осужденных сыграл и в строительстве многих промышленных объектов, в том числе военно-промышленного комплекса. К примеру, трудом заключённых был построен судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре: закладка первого объекта свершилась летом 1933 г., и уже летом 1936 года предприятие официально начало работу, до 1941 года на воду спустили две 1-ые подводные лодки. Создание судостроительной базы на Далеком Востоке имело большущее значение для страны, без этого Тихоокеанский флот было очень трудно пополнять.

При помощи осужденных начали строить военно-морскую базу для Балтийского флота на Лужской губе. Эта база должна была разгрузить Кронштадт, который был очень близок к границе. Заключённые участвовали в сооружении судостроительного предприятия в Архангельской области, завода «Североникель» на Кольском полуострове. Труд заключенных был применен и для решения задачки обеспечения индустрии Ленинграда дешевеньким топливом и сырьем. Ленинград был одним из основным промышленных центров Русского Союза: к началу 1941 года предприятия городка производили более 10% всей промышленной продукции СССР, 25% продукции тяжёлого машиностроения, 84% паровых турбин, около половины котельного оборудования, третья часть энергетического оборудования, все турбины для электрических станций. Не считая того, фабрики Ленинграда производили больше половины брони, фактически все орудия и установки морской артиллерии, более 40% танков к началу войны. Во 2-ой столице Союза размещалось 7 из 25 имеющихся к началу войны в русском государстве судостроительных компаний. Но индустрия Ленинграда имела одну огромную делему: горючее и сырье приходилось везти издалека (это приводило к удорожанию себестоимости продукции приблизительно на 30-40%). Управлением страны был поставлен вопрос о разработке своей топливно-металлургической базы для ленинградской
индустрии. Базой для ленинградской индустрии стали: «Северникель», Череповецкий металлургический комбинат, Печерские и Воркутинские угольные шахты, дюралевый завод в Кандалакше, три лесохимических предприятия и 5 заводов по производству сульфитной целлюлозы – базы для производства пороха.

Большую роль заключенные ГУЛАГа сыграли и в процессе сотворения компаний авиационной отрасли и наземной инфраструктуры Военно-воздушных сил СССР. Намедни Величавой российскей войны заключенные строили 254 аэродромов (в главном на западе страны).

К началу 1941 года в лагерях и колониях было 1 млн. 929 тыс. человек (из их 1,68 млн. парней трудоспособного возраста). Нужно отметить, что в это время общая численность рабочих в русском народном хозяйстве составляла 23,9 млн. человек, а рабочих индустрии – 10 млн. человек. В итоге осужденные ГУЛАГа трудоспособного возраста составляли около 7% от общей численности рабочего класса в Русском Союзе. Эта цифра объективно свидетельствует о вкладе заключенных в развитие экономики страны. Эти 7% просто на физическом уровне были неспособны выстроить все предприятия во время всесоюзных пятилеток. Да, вклад заключенных значителен, по ряду направлений очень приметен, этого нельзя забывать. Но гласить о решающем вкладе осужденных в строительстве сталинской экономике тупо и даже подло.

Важную роль ГУЛАГ сыграло в годы Величавой Российскей войны. В июле и ноябре 1941 года по предложению управления НКВД Президиум Верховного Совета принял указы об амнистии и освобождении заключенных, которых организованно направляли в военкоматы. Всего за годы Величавой Российскей войны в ряды русских вооруженных сил было ориентировано 975 тыс. человек, за счёт их укомплектовали 67 дивизий. Основным же направлением деятельности ГУЛАГа во время войны как и раньше было экономическое. Так, в августе 1941 года был определён список из 64 проектов, окончание которых имело приоритетное значение. Посреди их было строительство Куйбышевских авиазаводов и ряда других оборонных компаний на Востоке страны. За годы войны в системе исправительно-трудовых учреждений Народного Комиссариата Внутренних Дел было произведено: 14% ручных гранат и минометных боеприпасов, 22% инженерных мин. Выполнялись и другие материалы военного нрава: 1,7 млн. противогазов, 22 млн. единиц обмундирования (12% от общего производства), 500 тыс. катушек для телефонного кабеля, 30 тыс. укороченных лодок-волокуш для войск связи и т. д. Выполнялись также котелки для боец и котлы для варки еды, термосы, полевые кухни, казарменная мебель, пожарные лестницы, лыжи, кузова для автомобилей, оборудование для госпиталей и почти все другое.

Было расширено внедрение трудовых ресурсов ГУЛАГа в индустрии. До войны на 350 предприятиях СССР применяли труд заключённых, после начала Величавой Российскей войны их число к 1944 году подросло до 640. Длилось и внедрение труда заключенных в серьезном строительстве. Усилиями заключенных был построен большой Челябинский металлургический завод. Труд осужденных использовали в добыче золото, угля и других принципиальных ресурсов.

При помощи системы ГУЛАГа в годы войны было решено несколько принципиальных задач стратегического нрава, которые имели для страны ключевое значение:

— Осенью – зимой 1941 года вдоль берега Белоснежного моря была построена ветка стальной дороги Сорока (Беломорск) – Обозерская. После того как враг перерезал Кировскую металлическую дорогу, эта дорога стала единственной сухопутной коммуникацией, которая связывала «континент» с Кольским полуостровом, куда поступали грузы по ленд-лизу.

— 23 января 1942 года Муниципальный Комитет Обороны принял решение выстроить рокадную дорогу от Ульяновска до Сталинграда. Значимая часть этой трассы была построена при помощи Головного управления лагерей жд строительства. В НКВД был разработан проект, когда дорога проходила вне поймы Волги, что позволяло очень уменьшить количество мостов и огромных обходов. Для ускорения работ с остановленных в связи с началом войны участков Байкало-Амурской магистрали были срочно сняты и перевезены к Волге рельсы. Уже 7 августа 1942 г. головной участок дороги от станции Иловня до Камышина был сдан в эксплуатацию. В целом рокадную дорогу Сталинград – Петров Вал – Саратов – Сызрань длиной в 240 км ввели в строй за 100 дней.

Таким макаром, и до, и во время войны финансовая деятельность ГУЛАГа игралась существенную роль. Но гласить о то, что заключенные лагерей выстроили фактически всю экономи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,756 сек. | 8.64 МБ