Поиск и обеспечение подъема буксира «Эмеральд Страйт» (Канада)

Весной 1969 г. в проливе Хау Саунд (Канада) при буксировке шаланды с лесом затонул на глубине 204 м 95-тонный буксир «Эмеральд Страйт». Он был двадцать третьим по счету из числа затонувших в канадских водах однотипных буксиров за последние 10 лет. Три члена его команды погибли, четвертому удалось добраться до берега [14].

Министерство транспорта Канады (владелец буксира) решило провести судоподъемную операцию для выяснения причин аварии. С этой целью оно заключило контракт с фирмой «Интернейшнл Хайдродайнэмикс Лимитид» — разработчиком аппарата «Пайсис». В случае успеха по условиям контракта фирма получала НО тыс. долларов, в противном случае она несла только убытки, оплачивая стоимость бесполезно проведенных работ. Впервые аппарат принимал участие в подъеме судна с большой (недоступной для водолазов) глубины. Работу аппарата обеспечивала зафрахтованная фирмой баржа.

При первых же погружениях «Пайсис» обнаружил буксир. Он лежал на илистом грунте на ровном киле в 900 м от берега. Пилоты аппарата, маневрируя вокруг буксира, осмотрели его через иллюминаторы и с помощью телевизионных камер сделали серию фотоснимков. Все это требовалось для составления плана подъема.

Погода была благоприятной в течение всей операции, но постоянное взмучивание ила винтами аппарата сильно мешало работе.

После того как план был составлен, над буксиром на четырех точках был установлен 100-тонный плашкоут со стандартным подъемным оборудованием. Затем «Пайсис» перерезал зажатыми . в манипуляторе гидравлическими кусачками (с усилием 27 тс) якорные цепи буксира. В освобожденные таким образом клюзовые трубы аппарат ввел специально изготовленные штанги с откидывающимися распорками, к которым крепился опущенный с плашкоута подъемный трос.

Труба левого клюза оказалась погнутой, и штанга никак не хотела войти в нее полностью. Пришлось прибегнуть к приспособлению наподобие огромного молотка. В зажиме манипулятора закрепили 30-колограммовую железную болванку и аппарат в течение 5 ч колотил ею по штанге. При этом пилот все время маневрировал — после очередного употребления болванки отводил аппарат в исходную позицию для нанесения следующего удара.

После того как нос буксира был приподнят, под него завели с плашкоута строп-трос в виде петли диаметром 12 м. «Пайсис» своими манипуляторами освобождал строп от встречавшихся по мере его продвижения от носа в корму препятствий. При натяжении строп-троса петля прочно затянулась вокруг корпуса буксира. В дальнейшем подъем «Эмеральд Страйт» не вызвал затруднений.

В ходе операции экипаж аппарата «Пайсис» несколько раз встречался с неисправностями. В основном они случались в системе гидравлики и системе управления гребными двигателями. Все неисправности устраняли в море. Однажды «Пайсис» всплыл под плашкоутом и разрушил стеклопластиковую рубку. Остатки ее просто убрали, вернув тем самым аппарат в рабочее состояние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 35 | 0,781 сек. | 8.55 МБ