Поиск и обследование

В 1967 г. ВМС США для выяснения процессов, сопровождающих подводный ядерный взрыв, провели операцию, суть которой заключалась в следующем. Ядерный заряд имитировался 2 тыс. т взрывчатки в виде авиабомб и снарядов устаревших образцов. Все это было погружено в транспорт «Стивенсон» и 10 августа доставлено в район Алеутских островов, где судно надлежало затопить. Установленный среди боеприпасов в трюме судна детонатор должен был сработать под воздействием гидростатического давления на глубине 1200 м [69].

Однако запланированное затопление транспорта в заданной точке по какой-то причине не состоялось. «Стивенсон» погружался значительно медленнее, чем это ожидалось, и из-за начавшегося шторма в течение 20 ч дрейфовал в сторону берега. Наблюдение за судном осложнилось низкой видимостью. В конце концов «Стивенсон» затонул, но ожидавшегося взрыва не последовало.

Причина отказа детонатора была неясна, и безопасность судоходства в этом районе требовала довести дело до конца — найти и взорвать транспорт. Но сделать это было нелегко. Правда, обеспечивающие суда «Татнук» и «Конфиденс» зафиксировали с помощью радионавигационных систем по береговым ориентирам место последнего наблюдения «Стивенсона». И все же координаты и глубина местоположения транспорта ра грунте оценивались весьма приближенно — площадь поиска была определена квадратом со стороной 2 мили.

Операцию поиска и уничтожения транспорта разделили на два этапа. На первом этапе район подвергли бомбардировке с самолетов, надеясь вызвать детонацию и взрыв транспорта. Но это ни к чему не привело.

С первых чисел сентября начался второй этап операции. Океанографическое судно «Сайлес Бент» приступило к поиску «Стивенсона» с помощью буксируемого необитаемого подводного аппарата «Телепроуб», оснащенного магнитометром, фото- и телевизионными камерами. К этому времени группа поиска под руководством командира Аляскинской военно-морской базы контр-адмирала Уайта, руководствуясь картами и батиметрической съемкой района, выбрала оптимальные направления поисковых галсов (грунт в районе поиска имел сложный рельеф). Это позволило, в частности, снизить до минимума опасность зацепления аппарата за неровности грунта.

В процессе поиска место поискового судна определялось с помощью радионавигационной системы «Лоран-С». На седьмой день магнитометр обнаружил магнитную аномалию. Одновременно эхолот зафиксировал контакт протяженностью 240 м. Зная размеры «Стивенсона» и оценив его магнитный момент, специалисты пришли к выводу, что буксируемый аппарат прошел вблизи корпуса затопленного транспорта.

Многократные галсы судна «Сайлес Бент» над «виновником» полученных контактов и его серийная фотосъемка (через каждые 12 с с момента начала контакта) двумя фотокамерами подтвердили вывод специалистов. «Стивенсон» был найден на глубине 850 м. В дальнейшем предпринимались различные попытки взорвать транспорт, но все они оказались безуспешными. Командование ВМС опубликовало заявление о том, что корпус транспорта опасности не представляет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 32 | 0,500 сек. | 8.22 МБ