Как вымирали динозавры — последние томные танки (часть 4)

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 4)

Тяжкий танк Т-10 — последний по списку, но не по значению!

Исходным толчком к разработке нового томного танка послужил тот факт, что к концу 40-х годов прошедшего века на вооружении Русской Армии находилось сходу три типа танков данного класса – ИС-2М, ИС-3 и ИС-4, но ни какой-то из них не удовлетворял всем требованиям военных и они все уже были сняты с производства. Потому к концу 1948 года в ГБТУ было выработано техническое задание на проектирование томного танка, и в качестве разработчика выбрано КБ Челябинского завода, основным конструктором назначен Ж.Котин. «Объект 730» предполагалось оснастить ходовой частью по типу танка ИС-4, но форма корпуса по непонятным причинам заимствовалась у ИС-3. Верхний предел массы оснащенного танка определялся в 50 тонн.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 4)

1-ый эталон танка Т-10.

Предварительное проектирование окончили уже к апрелю 1949 года, в мае построив древесный макет в истинную величину. Танк имел по семь опорных катков на борт, и соответствующий корпус с носовой частью «щучий нос» унаследованный от ИС-3. Немедленно начато строительство опытнейшего экземпляра «Объекта 730» , который предполагалось именовать ИС-5. Удачно пройдя заводские тесты, опытнейшая машина стала основой для установочной партии в 10 танков, которые поступили на тесты в том же 1949 году. Два шага удачно завершились, и в апреле-мае 1950 года начался шаг муниципальных испытаний на полигоне НИБТ в Кубинке. В целом, комиссия по результатам испытаний оценила танк положительно, рекомендовав его к серийному производству, после окончания устранения выявленных недочетов (в главном по МТО). Дополнительно летом были проведены тесты на гарантийный ресурс, и осенью последовали войсковые тесты. Но, объём доработок оказался велик, танк повсевременно дорабатывался и изменялся. Получавшийся в итоге внедрения всех исправлений танк так отличался от макета, что заглавие поочередно сменялось на ИС-6, потом ИС-8, ИС-9 и в заключении ИС-10 (некие источники указывают что танк вначале имел индекс ИС-8). Конфигурации добивались проверки, в связи с чем танк проходил всё новые заводские, контрольные и муниципальные тесты. Помятую грустный опыт принятия на вооружение не полностью доведённых машин, и заказчик и разработчик кропотливо инспектировали все внедряемые решения и конфигурации. Даже в критериях эскалации «Холодной войны» и конфликта в Корее (который просто мог перевоплотить прохладную фазу в очень даже горячу – ядерную) каждый месяц потраченные на въедливые тесты, сберегал в дальнейшем миллионы рублей, тыщи человеко-часов на ремонтах и может быть выручали жизни экипажей. В конечном итоге доводка затянулась до декабря 1952 года, а серийное создание намечалось на весну 1953-го. Но в связи со гибелью И.В,Сталина и последовавшими перестановками управляющих различных рангов, принятие на вооружение Русской Армии задержалось – 1-ые серийные танки покинули завод только к концу года. Заглавие танка при всем этом сменилось с ИС-10, на скромное Т-10.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 4)

тяжкий танк Т-10

Уже после начала серийного производства, в 1954 году был разработан и доведён стабилизированный в вертикальной плоскости вариант орудия Д-25ТС, снабженный ПУОТ-1 «Ураган». На Ленинградском Кировском заводе построен опытнейший эталон «Объект 267 сп.1» для тесты данного орудия, дополнительно танк оснащался новым гиростабилизированным прицелом ТПС-1, по окончанию испытаний танк был приня

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 38 | 0,649 сек. | 8.59 МБ