Когда 1-го фюзеляжа не много: самолеты двухбалочной схемы

В массовом сознании самолет представляется летающей машиной, имеющей вытянутый фюзеляж, крыло и хвостовое оперение, при этом все эти «агрегаты» наличествуют на нем в единственном числе. Такие мнения народных масс полностью понятны: традиционная сборка самолета издавна уже заслужила репутацию самой комфортной, обычный и применимой для летательных аппаратов различного предназначения. Кроме традиционной сборки сведущие в авиации могут именовать еще несколько уникальных схем построения самолетов, как то летающее крыло либо двухбалочная система. Они используются еще пореже традиционной сборки, но при всем этом не лишены определенных преимуществ. Необходимо отметить, двухбалочная архитектура самолетов в Европе с неких пор нередко ассоциируется с германским воздушным лазутчиком FW-189, но полное количество моделей аналогичного строения довольно велико. Разглядим более известные самолеты двухбалочной схемы, а заодно выясним, почему их создатели отказались от обычного одного фюзеляжа.

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
М-55 Геофизика, полёты в Жуковском

Двигательный вопрос

Более тривиальная причина «раздвоения фюзеляжа» – удобство размещения силовой установки. В 1-ые годы существования авиации конструкторы экспериментировали с самыми различными сборками летательных аппаратов и в итоге таких изысканий появилось сходу несколько обоснований двухбалочной схемы.

Например, одной из предпосылок к созданию двухбалочных самолетов стало отсутствие синхронизаторов для стрельбы через винт. В качестве примера таковой конструкции можно взять истребитель-разведчик Airco DH-1 британского производства. При разработке этого самолета конструктор Дж. де Хэвиленд расположил рабочее место стрелка в самом носу. Благодаря этому он мог тихо обстреливать из пулемета всю переднюю полусферу, не опасаясь разрушить свой самолет. Движок и воздушный винт при всем этом пришлось переместить в заднюю часть фюзеляжа. Но при применении традиционной схемы это повлекло бы за собой необходимость установки толкающего винта с подходящим приводным валом либо нарушение балансировки. Потому де Хэвиленд укоротил фюзеляж до применимой длины и расположил кабины стрелка и летчика, также винтомоторную группу вереницей. Хвостовое оперение он установил на 2-ух выносных фермах, которые крепились по краям от толкающего винта.

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Airco DH-1

Самолет DH-1 можно именовать двухбалочным только с маленький натяжкой. Он не имел «сформировавшихся» фюзеляжных балок, заместо которых оснащался 2-мя легкими фермами. В то же время, и в таком виде истребитель-разведчик конструкции де Хэвиленда наглядно показал компоновочные достоинства подобного строения самолета. В предстоящем необходимость переноса силовой установки и высвобождения носа фюзеляжа не один раз проявлялась в виде соответствующей конструкции самолетов. Двухбалочная схема с движком, размещенным в задней части укороченного фюзеляжа, не один раз применялась и на реактивных самолетах. В качестве примера таких проектов можно привести английский истребитель De Havilland DH.100 Vampire, польский сельскохозяйственный самолет WSK-Mielec M-15 Belphegor либо русский разведывательный М-17 «Стратосфера».

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
De Havilland DH.100 Vampire

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
WSK-Mielec M-15 Belphegor

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
М-17 «Стратосфера»

Место для орудия

2-ая причина, связанная с размещением движков, по которой конструкторы прибегали к двухбалочной схеме, тоже имеет компоновочные корешки, но другого рода. Желая вполне вызволить фюзеляж от движков и вспомогательных агрегатов, еще в годы Первой Мировой войны конструкторы додумались сделать две балки по краям фюзеляжа и поместить в их всю винтомоторную группу. Одним из первых схожих самолетов стал итальянский тяжкий бомбовоз Caproni Ca.36. Движки этого самолета располагались на крыле, а сходу за ними находились две длинноватые балки, служившие креплением для хвостового оперения. Снутри балок, поблизости центра масс самолета, также установили топливные баки. Освободившееся место в носу и над хвостом основного фюзеляжа использовали для установки стрелковых точек. Броско, что хвостовой стрелок во время полета посиживал снутри решечатой корзины.

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Caproni Ca.36

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Fokke Wulf FW-189 Uhu

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Lockheed P-38 Lightning

В предстоящем эта мысль использовалась не один раз, при этом в главном конкретно для освобождения места под кормовую стрелковую точку. Более известным примером такового самолета является германский лазутчик Fokke Wulf FW-189 Uhu, также узнаваемый под прозвищем «Рама». Летчики антигитлеровской коалиции часто отмечали сложность перехвата этого самолета из-за очень успешного расположения хвостовых пулеметов, простреливавших практически всю заднюю полусферу.

Двухбалочная схема с вынесенными из фюзеляжа движками использовалась и при разработке истребителей. Более известным двухбалочным самолетом этого класса является южноамериканский Lockheed P-38 Lightning. В сравнимо маленьком обтекаемом фюзеляже этого истребителя остались только кабина пилота и ствольное вооружение. В боковых фюзеляжных опорах, в свою очередь, разместились движки, баки, турбокомпрессоры и радиаторы. Благодаря правильному размещению агрегатов снутри балки удалось обеспечить удачную балансировку, а сравнимо огромное плечо хвостового оперения отдало самолету хорошую для его веса маневренность.

Увлекательным образом распорядились освобождаемым в фюзеляже местом конструкторы компании Northrop, создавая ночной истребитель P-61 Black Widow. В задней части укороченного фюзеляжа они расположили часть аппаратуры радиолокационной станции обнаружения неприятельских самолетов, также предусмотрели рабочее место оператора РЛС.

Двухбалочные грузовики

Возможность прирастить внутренние объемы фюзеляжа за счет размещения всех вспомогательных агрегатов движков в боковых опорах просто не могла не заинтриговать конструкторов транспортных самолетов. Посреди остального, двухбалочная схема позволяла прирастить размеры хвостового лючка для погрузки и разгрузки. В 1944 году собственный 1-ый полет сделал транспортник Fairchild C-82 Packet. Снутри сравнимо высочайшего и широкого фюзеляжа могло поместиться практически 80 боец со снаряжением или 42 десантника. В задней части фюзел
яжа конструкторы предусмотрели огромные створки грузового лючка, которые по мере надобности могли сбрасываться. Благодаря применению двухбалочного крепления хвостового оперения самолет C-82 был довольно комфортен для погрузочных работ: по мере надобности под стабилизатором мог проехать грузовик, подвозя груз конкретно к люку.

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Fairchild C-82 Packet

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
C-119 Flying Boxcar

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Су-80

Предстоящим развитием C-82 стал самолет C-119 Flying Boxcar. Новый воздушный грузовик при огромных размерах и массе мог перевозить до 4 с половинной тонн груза. Невзирая на повышение габаритов и взлетного веса, «Летающий вагон» нисколечко не растерял в удобстве погрузки и разгрузки. В течение долгого времени C-119 являлся главным тактическим военно-транспортным самолетом в американских вооруженных силах, также поставлялся другим странам.

В нашей стране тоже предпринимались пробы выстроить двухбалочный воздушный грузовик. В 90-х годах на фирме «Сухой» был разработан многоцелевой транспортный самолет Су-80. Его сборка в значимой мере похожа на прошлые двухбалочные транспортники. В то же время, Су-80 имеет несколько уникальных черт. Так, для большей жесткости конструкции хвостовая часть фюзеляжа дополнительно соединена с хвостовыми опорами с помощью дополнительной плоскости, а хвостовой стабилизатор расположен на киле, что позволяет при погрузке подгонять к самолету автотранспорт.

Необыкновенные близнецы

Специфичной «трактовкой» двухбалочной схемы можно считать некие проекты времен 2-ой Мировой войны. Тогда воюющим государствам были необходимы истребители с большой дальностью полета. Эти самолеты дозволили бы производить сопровождение бомбардировщиков при долгих полетах над территорией противника. С различием в несколько месяцев по обе стороны фронта появились два более чем увлекательных проекта.

Германские конструкторы под управлением В. Мессершмитта посреди войны подготовили собственный «сдвоенный» истребитель на базе самолета Bf-109. Модификация с индексом Bf-109Z предполагала сборку самолета из 2-ух обыденных «Сто девятых», объединенных специально разработанным центропланом и хвостовым стабилизатором. При всем этом системы управления рулями и движками объединялись, а органы управления выводились в кабину левого «полусамолета». Заместо кабины правого планировалось устанавливать дополнительный топливный бак, а фонарь подменять железным обтекателем. Немцы планировали сделать несколько вариантов Bf-109Z, созданных для перехвата воздушных целей и нанесения ударов по наземным. В 1943 году началось строительство опытнейшего экземпляра сдвоенного самолета, но оно так и не закончилось ввиду наличия более приоритетных проектов. Ситуация на фронте изменялась не в пользу Германии и конструкторам пришлось заняться более необходимыми и насущными задачками.

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Bf-109Z

Когда одного фюзеляжа мало: самолеты двухбалочной схемы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 1,041 сек. | 8.54 МБ