Крылатые фантазии Сухого

Крылатые фантазии Сухого

Еще до революции, когда авиастроение только начинало развиваться, величавый князь Александр Михайлович высказался насчет российских самолетостроителей-энтузиастов: «Пуще всего не следует увлекаться идеей сотворения воздушного флота по планам наших изобретателей. Комитет [воздушного флота] нисколечко не должен растрачивать обезумевшие средства на всякие фантазии только так как эти фантазии родились в Рф. Трудами братьев Райт, Сантаса Дюмона, Блерио, Фармана, Вуазена и других аэропланы доведены в текущее время до вероятного при сегодняшнем состоянии техники совершенства. И остается пользоваться этими готовыми результатами».

Похоже, конкретно таковой подход к авиастроению взят на вооружение в современной Рф. Остается только добавить к актуально звучащим словам величавого князя мало новомодных определений вроде конкурентоспособности западных аналогов да поменять имена зарубежных самолетостроителей на наименования современных зарубежных авиационных компаний «Боинг», «Эйрбас», «Бомбардье» и т.д.

Как понятно, Русская власть придерживалась на этот счет прямо другого мнения. Не так много времени прошло с момента выражения Александра Михайловича, но когда летом 1937 года экипаж Чкалова, совершив перелет через Северный полюс, приземлился на североамериканском материке, на вопросы журналистов, кто строил самолет и чей на нем установлен мотор, наши летчики с полным правом могли гордо ответить: «Все в самолете советское». Самолет, на котором был совершен поразивший мир перелет, именовался АНТ-25, а его созданием в туполевском КБ занимался как раз превосходный русский конструктор, именованием которого потом будут называться наилучшие российские военные самолеты, – Павел Осипович Сухой.
В 1930-е годы на самолетах, приготовленных коллективом под управлением Сухого, были установлены рекорды экипажей Чкалова и Громова. На доработанном варианте далекого бомбовоза ДБ-2, самолете «Родина» собственный беспосадочный перелет из Москвы на Далекий Восток сделали Гризодубова, Осипенко и Раскова. Данное самолету экипажем имя «Родина» «выражает мысли и чувства создателей машины: рабочих, инженеров, конструкторов», признавался в единственном за всю жизнь интервью конструктор Сухой.

Самостоятельное конструкторское бюро под управлением Сухого создается в 1939 году, и первым серийным самолетом марки «Су» становится Су-2. «На этих самолетах мы сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге», – вспоминали потом летчики боевые подвиги Су-2 в Величавой Российскей войне. «Легкий самолет, послушливый опытной руке, летучий, маневренный, довольно высокоскоростной. А главное, многоцелевой: лазутчик, бомбовоз, штурмовик, самолет «свободной охоты», самолет групповых полетов и одиночного боя, с просторной штурманской салон-кабиной, неописуемо жизнестойкий и безотказный», – охарактеризовывал детище Сухого Герой Русского Союза М.Лашин. Слово «живучесть» летчики вообщем употребляют, отзываясь о Су-2, в особенности нередко, с благодарностью вспоминая о том, как он «снова выручил нам жизнь».

Еще до войны Сухому дается задание сделать штурмовик. Некоторое время назад такая же задачка была поставлена перед Ильюшиным, разработавшим в конечном итоге именитый Ил-2. «Испытывая штурмовик Сухого, я нашел, что его скорость и маневренность выше, чем у Ил-2», – утверждал летчик А.К.Долгов. Невзирая на официальное признание приемущества Су-6 над Илом, в серию штурмовик Сухого не пошел: Ил-2 уже стоял на вооружении и удачно справлялся со своими задачками, и в тяжелейших военных критериях направлять средства на компанию производства нового самолета страна для себя позволить не могла. Все же награды Сухого не остались незамеченными управлением страны: конструктору была присуждена Сталинская премия первой степени, валютную часть которой Сухой направил в Фонд обороны.

Так сложилась, что эта судьба – так и не выйти в серию – поняла в тот период и другие хорошие самолеты Сухого. В 1949 году он переживает тяжелейший момент: его КБ расформировывают, и Сухой вновь ворачивается под крыло Туполева. «Я самолетчик и останусь им в хоть какой ситуации. Без авиации я не могу представить свою жизнь», – произн
ес он тогда.

Отдельное конструкторское бюро было вновь сотворено в 1953-м. Считанные деньки спустя Сухой уже познакомил собственных соратников с основными параметрами 2-ух новых самолетов. КБ Сухого приступает к созданию фронтового истребителя со стреловидным крылом и истребителя-перехватчика с треугольным крылом. То, что делал Сухой, было так ново, что многим заявленные технические свойства загаданных самолетов казались неописуемыми. В адресок команды Сухого не один раз звучали недоуменные комменты: «Сухой и вы все – огромные фантазеры». Все же он смог обосновать, что может создавать самые наилучшие, самые современные самолеты. Скоро все встало на свои места: «Уж если у кого обучаться новенькому и увлекательному, так это у Сухого», – признался в один прекрасный момент конструктор Лавочкин.

В 1956-м в первый раз в нашей стране на самолете Сухого была достигнута скорость, превосходящая две скорости звука. Абсолютный мировой рекорд скорости полета на стокилометровом замкнутом маршруте (2092 км/ч) был установлен летчиком Адриановым на Т-405 такого же КБ. Это далековато не единственное достижение мирового уровня на самолетах Сухого: так, В.С.Ильюшин на самолете Т-431 установил рекорд высоты полета в 28852 м, он же стал создателем абсолютного рекорда высоты горизонтального полета (21 270 м). Павел Сухой считается одним из основоположников русской реактивной и сверхзвуковой авиации. Истребитель Су-7, истребитель-перехватчик Су-9, истребитель-бомбардировщик Су-7Б – вот несколько примеров спроектированных в период после войны Сухим самолетов. 1-ый в СССР самолет с крылом оборотной стреловидности был также детищем Сухого –
Су-17. В общей трудности конструктор разработал полсотни уникальных конструкций самолетов, более 3-х 10-ов их их были построены и испытаны.

Биографы Павла Осиповича отзываются о нем как о человеке очень сдержанном, замкнутом, не дающем воли чувствам, иногда казавшемся неким даже точно подходящим собственной фамилии – «сухим», и сразу в высшей степени умеренном. И вкупе с тем за внешним видом пряталась и проницательная забота о работавших рядом с ним людях, и умопомрачительно обеспеченный внутренний мир. Создатель прекрасных боевых самолетов отлично разбирался в литературе и живописи, кропотливо смотрел за последними техническими новинками, читая в подлиннике зарубежные технические журнальчики (кстати, и художественную литературу), – он отлично обладал 3-мя современными европейскими языками, также знал латынь.

Небольшой штришок: в один прекрасный момент Сухому доложили, что для него получена льготная путевка в санаторий. Конструктор заявил, что воспользуется путевкой, но только на сто процентов оплатив ее. По его представлениям, льготные путевки должны были доставаться сначала рабочим. Когда читаешь такое о русском руководителе, это совершенно не кажется необычным либо редчайшим, напротив – очень закономерно. Но в какое стршное противоречие это поведение заходит с отношением к рабочим современных «эффективных топ-менеджеров».

…Когда видишь в небе во время выступлений самолеты марки «Су», каждый раз испытываешь целую палитру эмоций. Это всегда экстаз от красы боевой птицы, совершенства ее линий, восхищение мощью самолета и мастерством летчика, казалось бы, с легкостью проделывающего на тяжеленной машине фигуры, от которых захватывает дух. Гордость, что это совершенство линий – итог напряженной работы наших авиастроителей; а еще – благодарность «сушкам» за то, что всю свою жизнь они честно сберегали покой нашей страны, и чувство, что, когда на вооружение начали поступать такие самолеты, нам вправду был не страшен никакой неприятель. Для нашего глаза они совершенно не плотоядные, а напротив, даже родные, а страшатся пусть их другие! Вы никогда не замечали, как зловеще в отличие от наших смотрятся западные боевые самолеты – может, к тому же так как знаешь, что на их счету и Югославия, и Ирак?.. И все таки сразу и с гордостью, и с восхищением трудно избавиться от щемящего чувства досады – что снова, в который раз, русские заслуги обращаются для себя на пользу властью, все русское проклинающей и разрушающей и поэтому не имеющей на их никакого морального права. Употребляются, чтоб гулом еще работающих русских моторов «Русских витязей» заглушить все сомнения в сегодняшней нашей обороноспособности. А меж тем как об общеизвестном факте применительно к военному авиастроению сейчас говорится о том, что «мы удерживаем индустрия только за счет экспортны
х поставок» и как свидетельство величавого прогресса подается обещание, что в 2015 году 40% объема производства боевых самолетов будет нацелено на внутренний рынок.

Двигателестроитель Люлька, с которым работал Сухой, в особенности подчеркивал, на какой риск шел конструктор, приступив к созданию в только-только воссозданном КБ неописуемого по тем временам самолета: «Для этого нужна, я не боюсь таких больших слов, большая смелость конструктора, реального патриота собственной Родины». Слова о патриотизме здесь никак не случайны: Сухой работал в критериях, когда против СССР велась прохладная война, и наличие у СССР современнейших боевых самолетов было очень весомым аргументом в противоборстве с НАТО. Аргументом, которого нам так не хватает сейчас.

Крылатые фантазии Сухого

Т-4 («сотка») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ им. Сухого.

Крылатые фантазии Сухого

— 22 августа 1972 года шеф-пилот Герой Русского Союза В.С.Ильюшин совместно с заслуженным штурманом СССР А.Алфёровым поднял Т-4 в воздух. Полет длился 40 мин. В девятом испытательном полете 6 августа 1973 года машина перебежала звуковой барьер на высоте 12100 м.
На снимке: подготовка к полету.

Крылатые фантазии Сухого

— 3-ий экземпляр самолета (АНТ-37бис), выпущенный в феврале 1936 г., был назван «Родина». Все работы были произведены бригадой П.О.Сухого – фактического создателя этого самолета. Конструкция и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в прошлых военных и рекордных самолетах.
На самолете «Родина» был установлен жен-ский рекорд дальности полета. 24–25 сентября 1938 г. летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова сделали полет по маршруту Москва – поселок Керби протяженностью 5908 км за 26 ч 29 мин. летного времени.

Крылатые фантазии Сухого

На снимке: П.О.Сухой посреди членов экипажа самолета «Родина» (М.Раскова, В.Гризодубова, П.Осипенко).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,689 сек. | 8.64 МБ