Почему люди такие разные-10

Из всего сказанного выше у читателя уже должно было создаться представление о чрезвычайной сложности всего вопроса о конституции человека, об основных конституционных типах. Читатель, наверное, уже отчетливо увидел, что различия в основах, в подходах порождают и различия в классификациях. Создается впечатление, что мы вообще имеем дело в зависимости от исходных принципов как бы с частными конституциями: конституции по телосложению, по тем или иным физиологическим параметрам, по характеру высшей нервной деятельности и т. д.
А имеются ли возможности для какого-то синтеза всех этих классификаций? Можно ли говорить, что, наряду с частными конституциями, имеется и некая общая конституция человека, как о том пишет советский ученый В. М. Русалов? Закономерно ли понятие тотальной психофизиологической конституции, в которой объединялись бы такие разные свойства и качества организма, как телосложение, физиологические особенности и своеобразие психической сферы? Попробуем во всем этом разобраться.
Начнем с того, что очень интересный вопрос о связи между сомой (телом человека, его телесными процессами) и психикой занимал ученых очень давно. То, что тут должны существовать какие-то корреляции, интуитивно чувствовал уже Гиппократ, когда основывал свою классификацию темпераментов на жидкостной, то есть фактически телесной, основе.
Особенно большой интерес в этом отношении вызвали работы видного немецкого психиатра Э. Кречмера, которыми он занимался в 20—30-х годах нашего столетия. В результате собственных клинических наблюдений у него создалось впечатление, что больные, страдающие теми или иными психическими заболеваниями, различаются между собой и по телесным признакам.
Так, у страдающих маниакально-депрессивным психозом (заболеванием, характеризующимся сменой резко повышенного и чрезвычайно угнетенного настроения) чаще всего наблюдается пикнический тип телосложения, у больных шизофренией — астенический, у больных эпилепсией — атлетический.
Свои впечатления Кречмер затем перенес и на психически здоровых людей, пытаясь доказать, что у них как бы в зачаточном состоянии тоже можно отметить подобные же взаимоотношения между телосложением и психикой. По Кречмеру, астеники вообще являются людьми молчаливыми, скрытными, самоуглубленными (шизотимики), пикнитики, наоборот — веселыми, общительными (циклотимики).
К числу шизотимиков Кречмер относит такие далеко не одинаковые личности, как Кант, Шиллер, Руссо, Кальвин, у которых тоже можно обнаружить как бы сплавы черт характера ряда подгрупп. Вот как, например, он характеризует шизотимика Робеспьера, вождя Французской революции: «…резкая эмоциональная холодность наряду с эксцентричностью, героическим пафосом, фанатической настойчивостью… скрытая замкнутость при верности своим принципам… Странный идеалист Мирабо, его циклотимический антипод, говорит о нем, покачивая головой: «Этот человек верит во все, что он говорит».
А о Шиллере Кречмер пишет следующее: «Благородство, широкий размах мысли, стойкость при неприятных ситуациях, твердость, чистота и цельность личности, героизм — вот жизненная форма великих шизотимиков. Таковым был Шиллер. Все половинчатое и надломленное он отбрасывает от себя беспощадно».
Надо сказать, что хотя в первое время концепция Э. Кречмера имела очень шумный успех, со временем выяснилось, что в ней много сомнительного, основанного именно лишь на впечатлении. Главным же пороком- в воззрениях Кречмера было то, что он полагал, будто психические болезни как бы предопределены человеку его телесными свойствами и представляют собой не новое качество, а лишь результат количественных накоплений определенных психических особенностей, свойственных здоровому человеку. Фактически им стиралась грань между особенностями психики, присущими
здоровым людям, и психическими заболеваниями.
Но тем не менее это отнюдь не дало оснований полностью отрицать связь между особенностями психической сферы и соматическими проявлениями. Многочисленные исследования подтверждали тот факт, что все же определенные взаимоотношения между типом телосложения, различными физиологическими функциями организма, и особенностями психической сферы существуют. Конечно, не всегда такие связи прямолинейны, абсолютны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 31 | 0,472 сек. | 8.54 МБ