Психологическое направление-1

Концепция 3. Фрейда, выделяющаяся своими умозрительными построениями и претенциозностью, была предметом критики даже среди ее сторонников. Особо подвергалось критике одно из основных ее положений — эдипов комплекс. С тем чтобы придать концепции 3. Фрейда видимость научно обоснованной теории, в нее вводились различные дополнения. В США концепция 3. Фрейда по существу трансформировалась в психодинамическую теорию психиатрии. Как и представители фрейдизма, они выделяют различные сферы сознания и «Я»: сознательное и подсознательное «Я», и «сверх-Я». Важное значение придают они эмоциональной жизни ребенка в превербальном периоде, что, по их мнению, имеет значение для формирования подсознательного.
Авторы, называя свою концепцию психодинамической, вместе с тем по существу отрицают динамический принцип психического развития, в том числе и эмоционального. Они не дают каких-либо объяснений, почему тот или иной тип эмоционального реагирования или переживаний в детстве не может быть корригирован позже. Авторы пытаются рассматривать эмоциональные проявления вне общего комплекса психических свойств личности. Акцент на патогенную роль таких эмоциональных переживаний, как страх, беспокойство, неуверенность, напряжение, т. е. малодифференцирован-ных эмоциональных проявлений, еще раз подчеркивает методологическую общность психодинамической концепции с фрейдизмом, утверждающим господство инстинктивной жизни над сознательной. Психические заболевания, отклонения в поведении объясняются как невозможность для личности справиться с жизненной ситуацией, корни же слабости личности лежат в эмоциональном опыте. Психодинамическая психиатрия имеет методологическую общность с фрейдизмом и отличается лишь условием и характером образования комплексов. Она получила распространение во многих зарубежных странах, особенно западных.
Марксистско-ленинская теория отражения поставила перед советскими психологами, психиатрами задачу изучения всей противоречивости процесса отражения объективной реальности человеком, исследования зависимости психики от мира, который она отражает, и от деятельности головного мозга — органа, который отражает этот внешний мир, а также задачу выявления общественно-исторической мотивации поведения и деятельности человека. Особенности и трудности этого процесса исследования специально отмечены в высказываниях В. И. Ленина о развитии человеческих знаний: «Итак, человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания.
Важным этапом развития материалистической психологии и патопсихологии явилось научное раскрытие механизмов взаимоотношения психического и соматического. Концепция рефлекса, созданная И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, определила новый научно-методологический подход для изучения и понимания взаимосвязи психического с соматическим, а также отражательной деятельности мозга. По мнению С. Л. Рубинштейна (1957), «рефлекторное понимание психической деятельности — необходимое связующее звено между признанием психической деятельности, деятельностью мозга, неотделимой от него, и пониманием ее как отражения мира. Рефлекторным пониманием деятельности мозга эти два фундаментальных положения объединяются в одно неразрывное целое».
Наряду с интенсивными исследованиями клинического и патопсихологического профиля в психиатрии предпринимались постоянные попытки найти конкретные материальные изменения в головном мозге, организме больных, характерные для психических расстройств. Это направление получило название биологической психиатрии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 31 | 0,601 сек. | 8.56 МБ