Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Специфические механизмы и сетевые инновационные структуры

Выше было сказано, что, помимо изучения и вне­дрения ценного зарубежного опыта организации науч­но-технического развития, необходимо начать работу по созданию инновационно-производственных струк­тур и механизмов нового типа с учетом специфики на­циональных условий и опыта.

Невозможно даже мечтать об инновационном про­рыве, не задействовав мощности и финансовые воз­можности сырьевых корпораций. Однако предстоит преодолеть сопротивление инновациям со стороны корпоративного менеджмента. Как считает один из старейших инноваторов РФ Андрей Самохин, в Рос­сии, помимо применяемых за рубежом рыночно­поощрительных мер инновационного развития, при­менимы и учитывающие специфику РФ рыночно­принудительные меры. Например, можно обязать крупные корпорации под страхом резкого увеличения налоговой ставки регулярно вкладывать средства в ин­новационные разработки. Возможно также воссозда­ние Фонда промышленного развития, куда все пред­приятия обязаны отчислять небольшие средства и где любое из них может разместить заказ на разработку конкретной технической инновации для собственно­го производства. Роль такого фонда могла бы взять на себя НИС или система межвузовских исследователь­ских центров (МИЦ), идея создания которых была вы­двинута Игорем Бощенко.

Предлагается создать межвузовские исследователь­ские центры (МИЦ) с двойным финансированием. Половину бюджета МИЦ обеспечивает государство, половину — промышленные предприятия. Многим компаниям нерентабельно содержать свои центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поскольку разработка сложного изделия требует множества технологий и большого числа специали­стов. Когда изделие запущено в серию, держать такой коллектив за счет предприятия становится невыгодно: ему потребуются инженеры-доводчики изделия, а не теоретики. Однако несколько предприятий могут со­держать общий исследовательский центр. Половину его финансирования может обеспечивать государ­ство — при условии, что не менее 50% всех разрабо­ток имеют фундаментальный характер. Вложения корпораций в науку в системе МИЦев станут очень выгодными, поскольку за работой будут наблюдать не абстрактные чиновники, а непосредственные по­требители научного продукта, которым в отличие от чиновника нужен конкретный результат: новый поли­мер, новый двигатель, новая микросхема.

Следует ввести дополнительное стимулирование исследований по «двойным» технологиям, имеющим государственное значение, — таким, например, как оборонные и космические исследования. В этом слу­чае руководители и коллективы предприятий получат пример эффективного проведения фундаментальных исследований за счет государства, притом с получением прикладных результатов, применимых в их бизнесе.

Создание сети МИЦев приведет к появлению мно­жества новых научных отраслей и интересных про­ектов. Появится возможность щедро оплачивать труд ученых и талантливой молодежи. Бизнесмены станут платить не за регалии и не за пустые слова, а за реаль­ный результат конкретному ученому в дополнение к достойной оплате его труда государством. Это позво­лит вернуть в Россию интеллектуальные силы, эми­грировавшие не только по материальным мотивам, но и в силу своей невостребованности.

В МИЦах результаты работы на паритетных нача­лах должны принадлежать государству и предприни­мателю, профинансировавшему работу. Но при этом каждая из сторон устанавливает небольшие роялти, выплачиваемые ученым-разработчикам (2—3% — но на срок в 10—25 лет и под жесткие гарантии).

Перспективным инновационным механизмом мо­гло бы стать создание жизнеспособных научно-тех- нических и производственных консорциумов для испол­нения поставленных государством конкретных при­кладных технических задач.

Например, консорциум мог бы быть образован для комплексной реализации проекта создания конкрет­ного вида новой техники. Он формировался бы на базе головного профильного предприятия. Такой кон­сорциум мог бы объединять усилия государственных предприятий, предприятий смешанной формы соб­ственности, частных научно-инженерных фирм, он позволял бы привлекать комбинированное (государ­ственное и частное) финансирование. В рамках кон­сорциума осуществляется специализация участников на разработке отдельных компонентов новой техники. Входящие в консорциум компании получают доступ к стендовой и испытательной базе головного предприя­тия, снижая издержки и ускоряя процесс разработок. В свою очередь, предприятие загружает и использует по назначению свои мощности.

Для эффективной работы консорциума необходимо тщательно разработать рамочные «правила игры»: соз­дать специальный (и неизменный) налоговый режим, отрегулировать отношения в области прав интеллекту­альной собственности и др.

Заинтересованность участников консорциума в конечном результате может обеспечить полный цикл: «разработка системы — ее производство — продви­жение на рынок — послепродажное обслуживание», предусматривающий коммерческую выгоду и получе­ние прибыли.

Для начала в качестве эксперимента для обкатки новой схемы в юридическом, организационном и фи­нансовом аспектах следовало бы предусмотреть запуск хотя бы одного подобного пилотного проекта, напри­мер, в области какой-либо конкретной технологии двойного назначения. В случае успеха и с учетом полу­ченного опыта в дальнейшем можно было бы распро­странить такую организационную форму инновацион­ной деятельности на иные сферы и отрасли.

Сочетая иерархически-командные способы уско­рения инновационного перехода (ВИСНХ, систему государственных запросов, НИС и принудительные законы) с рыночно-сетевыми (межвузовские исследо­вательские центры, научно-технические и производ­ственные консорциумы), мы получим возможность динамичного и мощного движения в желательном направлении. Система этих мер может стать эффек­тивным инструментом преодоления негативной тен­денции интеллектуальной эмиграции, а в перспективе сделает Россию страной притяжения научных и инже­нерных кадров из-за рубежа.

Вы должны войти, чтобы комментировать.