Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)

Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)
К началу 1943 года командование гитлеровской Германии сообразило, что угроза со стороны неприятельских бомбардировщиков просит находить новое средство борьбы с ней. Истребительная авиация со ствольным вооружением и зенитная артиллерия могли отлично противостоять налетам бомбардировщиков, но эффективность таковой борьбы в дальнейшем вызывала сомнения. В связи с этим имперское министерство авиации инициировало сходу несколько многообещающих проектов по созданию ракетной техники, созданной для поражения самолетов противника. Германские инженеры начали разработку нескольких зенитных ракет и управляемых боеприпасов класса «воздух-воздух». Одной из новых разработок стала авиационная ракета Ruhrstahl X-4.
Разработка управляемой ракеты X-4 началась в первых месяцах 1943 года на фирме Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft. Управляющим проекта назначили доктора Макса Крамера, ранее интенсивно занимавшегося системами управления для многообещающего авиационного орудия. Ряд наработок по предшествующим проектам употреблялся при разработке ракеты X-4.

Анализ нескольких подготовительных проектов дозволил найти более удачный аэродинамический вид ракеты и сборку ее внутренних объемов. Необходимо отметить, использованные компоновочные решения с некими доработками в предстоящем интенсивно использовались конструкторами различных государств. Все главные элементы оборудования располагались снутри корпуса сигарообразной формы. В носовой его части расположили соответствующий удлиненный обтекатель, в средней – четыре крыла, а в хвостовой – Х-образный стабилизатор. Конструкция корпуса, крыльев и рулей многообещающей ракеты X-4 создавалась с учетом того, что изделие будут собирать рабочие с низкой квалификацией. Возможно, эта самая особенность проекта дозволила в 1944-1945 годах собрать довольно огромное количество новых ракет.

Ракета X-4, в сопоставлении с другими германскими управляемыми вооружениями, вышла сравнимо легкой и малогабаритной. При общей длине чуток более 2-ух метров заправленная топливом ракета весила 60 кг. Поперечник самой большой части корпуса приравнивался 0,22 м, а размах крыльев превосходил 0,72 м. Корпус ракеты предлагалось делать из 3-х штампованных дюралевых деталей, а крылья – из фанеры.

В соответствующем носовом обтекателе ракеты расположили акустический взрыватель Kranich. Предполагалось, что этот устройство, настроенный на частоту звука движков бомбовоза B-17, будет подрывать боевую часть на расстоянии около 7 метров от самолета-цели. На таковой дистанции 20-килограммовая боевая часть могла наносить цели суровые повреждения либо уничтожать ее. На случай отказа акустического взрывателя ракета X-4 получила дополнительный контактный.
В средней части корпуса расположили баки для горючего (емкость 2 литра) и окислителя (4,5 литра). Рядом с баками предусмотрели место для баллона со сжатым воздухом, использовавшимся вытеснительной системой подачи горючего и окислителя. Схожее размещение баков позволило уменьшить конфигурации центровки по мере выработки горючего. В течение полета центр масс ракеты практически не передвигался вдоль ее продольной оси. По трубопроводам горючее и окислитель подавалось в жидкостный ракетный движок, помещенный в хвостовой части ракеты.

В качестве силовой установки был избран движок BMW-Flugmotorenbau 109 448. Этот движок, используя горючее R-Stoff и окислитель S-Stoff, в течение 17 секунд мог обеспечивать тягу до 140 кг. Невзирая на применимые свойства, жидкостный движок смотрелся не очень комфортным для использования в войсках. Внедрение брутальных компонент горючего (например, окислитель S-Stoff на 95% состоял из азотной кислоты) могло существенно затруднить эксплуатацию ракет в частях Люфтваффе. По этой причине с самого начала предпринимались пробы оснастить ракету X-4 твердотопливным движком. Имеются сведения о работах над модификацией ракеты, использующей движок Schmidding 109-603 с параметрами тяги на уровне жидкостного 109-448, но с наименьшей длительностью работы.

Ввиду трудности и накладности иных вариантов, ракета X-4 получила проводную систему дистанционного управления FuG 510/238. На законцовках 2-ух крыльев имелись концевые обтекатели, снутри которых размещались бобины с проводами. После пуска ракеты провода разматывались и обеспечивали передачу сигнала с пульта управления на аппаратуру ракеты. Для управления по наклону и тангажу использовались рули, расположенные на хвостовом стабилизаторе. Летчик самолета-носителя, используя собственный пульт управления, был должен наводить ракету по способу 3-х точек. Задачей летчика было выведение ракеты на малое расстояние от цели. После того, как дистанция сокращалась до минимума, автоматика ракеты без помощи других производила подрыв боевой части. Для удобства работы летчика на законцовках 2-ух крыльев имелись сигнальные огни.
Свойства жидкостного мотора Бмв 109-448 дозволили ракете X-4 разгоняться до 1100-1150 км в час. Действенная дальность поражения целей не превосходила 1,5-2 км, но расчетное значение этого параметра было еще выше. Так, на 2-ух катушках помещалось по 5500 метров провода общим весом около 5 кг. Но, основной неувязкой, связанной с повышением дальности полета, была не длина проводов, а наблюдение за боеприпасом.

В критериях реального воздушного боя ракету Ruhrstahl X-4 предлагалось использовать последующим образом. Пилот истребителя был должен входить в хвост группе неприятельских бомбардировщиков и, приблизившись на дистанцию менее 2-2,5 км, создавать запуск ракеты. Дальше с помощью рычага управления необходимо было задерживать ракету на линии движения, конечной точкой которой была цель. Акустический взрыватель осязаемо упростил работу летчика.

11 августа 1944 года состоялся 1-ый испытательный пуск новейшей авиационной ракеты X-4. В качестве самолета-носителя употреблялся доработанный истребитель FW-190. Эти тесты проявили достоинства и некие недочеты примененных технических решений. Сначала, в очередной раз была доказана сложность эксплуатации жидкостных ракет. Не считая того, ракета X-4 оказалась не очень комфортной для использования на одноместных истребителях: одновременное управление самолетом и наведение ракеты на цель оказалось довольно сложной задачей. В связи с этим появилось предложение использовать в качестве носителя ракет доработанный бомбовоз Ju-88. При всем этом планы относительно оснащения нужной аппаратурой реактивного истребителя Me-262 остались животрепещущими. В дальнейшем ракеты Ruhrstahl X-4 должны были стать главным вооружением истребителя Focke-Wulf Ta-183 Huckebein, который, но, так и остался на бумаге.

Тесты новейшей ракеты класса «воздух-воздух» продлились до февраля 1945 года. В декабре 44-го было принято решение о начале серийного производства новых боеприпасов. Стоит отметить, что до начала испытаний было сделано более 200 новых ракет. Согласно разным источникам, компания Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft в общей трудности успела собрать несколько сотен ракет X-4, но их четкое число остается неведомым. Полное количество сделанных изделий в различных источниках колеблется от 1000 до 1300 штук. Предполагалось сделать большее количество ракет, но бомбовозы антигитлеровской коалиции убили завод, на котором выполнялись жидкостные ракетные движки. В связи с этим создание ракет Ruhrstahl X-4 закончилось. Незадолго до остановки производства ракет X-4, в феврале 1945 года, была прекращена сборка другого управляемого орудия класса «воздух-воздух». По результатам сравнений ракета Henschel Hs-298 была признана наименее многообещающей и снята с производства. Таким макаром, ликвидирование завода Бмв привело к полному прекращению производства германских авиационных ракет.

Информация о боевом применении управляемых ракет Ruhrstahl X-4 отсутствует. Возможно, из-за заморочек на фронте и в тылу эти боеприпасы так и не поступили в части. Готовые ракеты были уничтожены в процессе боев, а несколько оставшихся изделий стали трофеями союзников.

После войны французские конструкторы, используя приобретенные ракеты и документы, предприняли попытку сделать собственный вариант управляемой авиационной ракеты X-4. Проект AA-10 вышел разноплановым. В 1947-1950 годах французская индустрия сделала около 200 ракет, после этого проект закрыли. Уже на стадии испытаний отдельных агрегатов французские спецы столкнулись ровно с теми же неуввязками, что и немцы несколькими годами ранее. Применяемые горючее и окислитель были очень брутальными для внедрения в системах авиационного вооружения. Из-за заморочек с безопасностью эксплуатации ракету AA-10 признали неприменимой для принятия на вооружение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 33 | 0,603 сек. | 8.77 МБ