Бескультурье как достоинство

Еще один признак.

10. Низкая культура как достоинство. На упомянутой дискус­сии с либералами мы обсуждали популярный в Интернете фильм «Дух времени». Кроме прочих сюжетов авторы этого фильма со­брали в картине заключения американских строителей и взры-вотехников, которые показали, что 11 сентября 2001 г. амери­канские небоскребы не могли быть разрушены от удара о них авиалайнеров, а характер их разрушения говорит о том, что они были подорваны заранее заложенной в них определенным образом взрывчаткой. Для мало-мальски культурного человека этого было более чем достаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что арабы не имеют к разрушению небоскребов никакого отношения. Ведь против версии с Бен Ладеном говорит и то, что в Пентагон ударил не самолет, а крылатая ракета, что через пять часов после первых двух точно так же, без каких-либо признаков самолета, был разрушен и третий небоскреб рядом с двумя первыми. Но это для мало-мальски культурного человека, а не для интеллигента.

От либералов выступил человек, интеллектуальные заслуги которого в очень узкой области знаний безусловны и признаны всем миром. Однако в данном случае он полез судить не о своей области знаний, а о той, где требовалась культура, которую долж­на обеспечивать средняя школа после семи классов обучения. Но характерно, с какой внутренней легкостью и даже достоинством он перечеркнул все доводы авторов фильма, начав примерно так: «Я не специалист, поэтому не буду комментировать прозвучавшие в фильме доводы инженеров, однако я хорошо знаю США и знаю, что там пресса настолько свободна и независима, что при малей­шем подозрении, что это сделали не арабы, она бы уже подняла вой». Все! Все старания специалистов пошли прахом, столкнув­шись с интеллектом интеллигента. Что смешно, при его фено­менальной памяти он наверняка мог вспомнить прямо как о нем сделанный вывод «дедушки Крылова»: «Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк».

Оставим в стороне «свободу» американских журналистов, но ведь ему не пришла в голову и напрашивающаяся мысль о том, что умственное развитие всех американских «свободных» журнали­стов гораздо ниже его собственного, хотя бы уже потому, что он получал когда-то советское образование. А ведь когда-то советское образование, даже латинское, не просто славилось, а вызывало восхищение. По сообщению А. Борцова, итальянец, физик с миро­вым именем «Бруно Понтекорво рассказывал, что в 60-х годах, работая в СССР, он однажды заблудился в окрестностях Дубны и добрался до дому, подъехав на тракторе. Тракторист, желая быть любезным, спросил: "А чем вы там в институте в Дубне занимаетесь?"Понтекорво честно ответил: "Нейтринной физи­кой". Тракторист был очень доволен беседой, но заметил, похвалив русский язык иностранца: "Все же у вас сохраняется некоторый акцент: физика не нейтринная, а нейтронная!" Рассказывая в Италии эту историю, Понтекорво добавил: "Я надеюсь дожить до того времени, когда уже никто не будет путать нейтрино с нейтронами!" Докладчик академии, в трудах которой я прочел вышеизложенное происшествие, комментирует это так: "Сейчас мы можем уже сказать, что предвидение Понтекорво исполни­лось: теперь уже никто не знает не только что такое нейтрино, но и что такое нейтрон!"».

А ведь американское образование таково, что с момента об­разования США существует обоснованное мнение, что среднее и высшее образование нужно получать в Европе. И этот вывод не от ненависти к США. Вот мнение работника системы образования областного уровня, часто ездящего в служебные командировки в Штаты: «В погоне за практико-ориентированностъю забыли то, что и фундаментальные знания чего-то стоят. Западная система готовит узкого специалиста. Узкого настолько, что за пределами своей проблемной области он не знает практиче­ски ничего. Ничего — в смысле "буквально". Вплоть до того, что офис-менеджер вызывает специалиста, если застревает бумага в принтере. А врач оказывается беспомощным в отсутствие аппаратуры, электроэнергии и т. п. Собственно, в США стали признавать наши дипломы врачей (особенно врачей "скорой по­мощи" и хирургов ургентной хирургии) после очередного урага­на, когда оказалось, что американская медицина парализована. А наши медики, подвизавшиеся на парамедицинских должностях, умеют оперировать при свете фар. Без ассистента. Сами могут дать наркоз. Работать по военному принципу с одной сестрой на три-четыре стола и без стола вообще».

Однако до недавнего времени существовала уверенность, что аспирантуру нужно заканчивать в США ввиду лучшей в мире обе­спеченности американских лабораторий оборудованием и прибо­рами. Но, между прочим, уже и это осталось в прошлом.

«США занимают 49-е место в мире по грамотности населе­ния» («The New York Times», 12 декабря 2004 г.). «20% американ­цев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день» («ТЪе Week», 7 января 2005 г.). «В прошлом году иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. Впервые за 30 лет со­кратилось поступление иностранных студентов на всех уровнях, тогда как в Европе и Китае оно значительно выросло. В прошлом году в США число китайцев — выпускников аспирантур упало на 56%, индусов — на 51, южных корейцев — на 28%» («The New York Times», 21 декабря 2004 г.)

И верить в то, что пресса такой страны, даже если бы эта прес­са действительно была свободна, может разобраться в вопросе, требующем хоть какого-то минимума культуры?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 32 | 0,896 сек. | 8.31 МБ