Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84
В 70-х годах Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) заполучила у Русского Союза лицензию на создание главных танков Т-72. Видя темпы развития современной бронетехники, югославские военные в конце такого же десятилетия инициировали начало работ по созданию новейшей модификации танка. В силу неких обстоятельств политического и юридического нрава Югославия имела право без помощи других проводить модернизацию строящейся по лицензии техники русской разработки. Другим странам Восточной Европы для этого приходилось обращаться к СССР.

M-84

В 1982 году завершились главные работы по созданию проекта, и югославская оборонная индустрия совместными усилиями выстроила макет танка, получившего заглавие M-84. В разработке проекта модернизации русского Т-72 участвовали несколько компаний, а головным разработчиком был белградский Военно-технический институт. Главной целью проекта M-84 было существенное увеличение черт боевой машины методом обновления отдельных систем и агрегатов. В связи с этим конструкция танка Т-72, взятого за базу, перетерпела малые конфигурации, но существенно поменялось внутреннее оснащение.

Как и русский Т-72, M-84 имел сварной корпус, состоявший из листов и штампованных деталей. По имеющимся данным, толщина бронелистов и конструкция комбинированных препядствий не изменялась. Лобовая проекция бронекорпуса и башни прикрывалась блоками системы динамической защиты «Контакт». В неких источниках упоминается, что югославская индустрия была обязана использовать броневую сталь видов, освоенных ею в производстве. Но в целом конструкция бронированного корпуса и башни танка M-84 подобна конструкции агрегатов базисного танка Т-72. Все отличия были наименьшими и обуславливались необходимостью установки нового оборудования и т.п.

Движок, коробка и ходовая часть танка M-84 ничем не отличались от использовавшихся на русском танке. Из-за этого ходовые и экономические свойства боевой машины югославской разработки остались на древнем уровне. Точно так же без каких-то конфигураций у танка Т-72 было взято все орудие: 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46, пулеметы ПКТ и НСВ.

Основной целью проекта модернизации было увеличение боевых способностей бронемашины. Специально для танка M-84 югославские спецы разработали систему управления огнем (СУО) SUV M-84. С ней были связаны электронно-оптические наблюдательные приборы DNKS-2 и PPV-2, также прицел с лазерным дальномером. Вся электрическая аппаратура была сотворена Югославией на базе русских разработок и собственного опыта. Не считая того, танк M-84 получил новейшую радиостанцию и систему противоатомной защиты DRHT.

Серийное создание основного танка M-84, являющегося малозначительной модернизацией русского Т-72, началось в 1983 году. Как и в случае со строительством бронетехники по лицензии, в производстве танков M-84 были задействованы несколько компаний, разбросанных по всей местности Югославии. Окончательная сборка осуществлялась на заводе им. Джуро Джаковича в городке Славонски-Брод. В предстоящем схожее рассредотачивание работ по компаниям негативно сказалось на способностях оборонной индустрии.


Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

M-84A


Скоро после начала серийного производства танка M-84 югославские спецы принялись за его улучшение. В процессе модернизации под заглавием M-84A планировалось обновить не только лишь радиоэлектронное оборудование, да и ряд других систем. Новенькая модификация должна была затмить Т-72 по большинству черт.

В некординально доработанный бронированный корпус танка M-84 установили освеженный дизельный движок. Русский движок В-46 получил два турбокомпрессора, благодаря которым его мощность возросла до 1000 л.с. В процессе модернизации силовой установки и корпуса боевая масса танка возросла до 44 тонн. Невзирая на это, удельная мощность бронемашины M-84A оказалась малость выше, чем у необычного M-84 либо русского Т-72. Наибольшая скорость танка после модернизации выросла до 68-70 км/ч.

Вооружение танка M-84A, как и в случае с M-84, было вполне взято с Т-72. Для роста боевых черт модернизированный M-84A получил систему управления огнем FCS-H4 (FCS Omega-84) с прицелом наводчика SCS-84. В составе новейшей СУО имелись баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Все новое электрическое оборудование было создано югославскими предприятиями и представляло собой предстоящее развитие аппаратуры, примененной на танке M-84.

По имеющимся данным, в конце 80-х годов несколько югославских танков M-84 и M-84A были доставлены в Русский Альянс, где их исследовали и проверили. Русские танкостроители признали отличные результаты работы югославских профессионалов. Не считая того, отмечалось, что ряд примененных систем не уступает либо даже превосходит аппаратуру, использовавшуюся на русских танках Т-72 тех пор.

Серийное создание танков M-84 и M-84A длилось до начала 90-х годов. За этот период времени было выстроено более 700 машин обеих модификаций. В конце 80-х появилась 1-ая экспортная версия югославского танка. Специально для поставок Кувейту была сотворена модификация танка под заглавием M-84AB, отличавшаяся от M-84A рядом компонент прицельного комплекса. До начала войны с Ираком Кувейт успел получить только четыре танка. Уже во время боевых действий Югославия через Саудовскую Аравию смогла переправить заказчику еще около 80 боевых машин. Согласно неким источникам, в процессе боев кувейтские военные не утратили ни 1-го танка: только две машины получили повреждения, но были восстановлены и возвращены в строй. Договор с Кувейтом сначало предполагал поставку 170 бронемашин в варианте M-84AB и 15 командирских танков M-84ABK.

После распада СФРЮ

В 1991 году свою независимость от Югославии объявила Хорватия. В независящем государстве осталось головное предприятие СФРЮ по производству танков – завод им. Джуро Джаковича. Это привело к резкому падению темпов производства югославской бронетехники. Не считая того, начавшаяся война поставила крест на большинстве планов. Все же, и в таких критериях предприятия маленьких балканских стран смогли провести несколько модернизаций танка M-84 и сделать новые его модификации.

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

БРЭМ M-84ABI на базе танка M-84



Посреди 90-х годов Кувейт выразил желание получить бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе M-84AB. Из-за утраты производственных мощностей Югославия попробовала сделать БРЭМ M-84AI вместе с польскими сотрудниками, но, как понятно, проект тормознул на стадии испытаний макета. Единственная построенная машина не была передана Кувейту. Пару лет они использовалась вооруженными силами Югославии, а потом Сербии.

В 2004 году сербская оборонная индустрия представила последний сейчас собственный проект модернизации танка M-84. Новый танк M-84AS (он же M-84B1 либо M-2001) получил дизельный движок мощностью 1200 л.с. и ряд новых электрических устройств. Утверждалось, что новые прицельные приспособления, освеженная СУО и ряд других систем существенно наращивают боевые способности бронемашины. К огорчению сербских танкостроителей, за время, прошедшее с первой демонстрации танка M-84AS, никто не подписал договор на его поставку. Предполагалось, что некое количество таких машин сумеет приобрести Кувейт, но военные этой страны не показали никакого энтузиазма к новейшей сербской разработке.

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

M-84AS


Наикрупнейший танкостроительный завод бывшей СФРЮ после распада страны остался в независящей Хорватии. Эта самая страна развернула более активные работы по созданию новых боевых машин на базе танка M-84. Первым вариантом модернизации был танк M-84A4 Sniper, показавшийся посреди 90-х годов. Этот танк представлял собой предстоящее развитие M-84A с новыми прицелами и баллистическим вычислителем. Практически M-84A4 представлял собой M-84A с электрическим оборудованием M-84AB. Согласно неким данным, часть танков «Снайпер» получила движки мощностью 1100 л.с. германского производства. С 1996 по 2003 годы хорватская индустрия выстроила 40 танков модели M-84A4.

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

M-90 Vihor


Еще в 80-х годах завод им. Джуро Джаковича начал разработку нового проекта M-91 Vihor. Планировалось, используя имеющиеся выработки, сделать основной танк с чертами на уровне современных забугорных образцов. Проект M-91 дошел до стадии испытаний макета, но начавшаяся война помешала окончить доводку и начать строительство серийных машин. В предстоящем хорватские спецы завлекли к проекту израильскую компанию Elbit. В итоге такового интернационального сотрудничества проект M-91 был преобразован в M-95 Degman. Эта боевая машина отчасти унифицирована с имеющимися на вооружении танками M-84 всех моделей, но при всем этом оснащается новым электрическим оборудованием. Танк M-95 получил 1200-сильный дизельный движок и дополнительные модули бронирования, существенно повышающие уровень защиты. Комплекс средств связи и управления огнем создавался израильскими спецами. По имеющимся данным, все применяемые элементы оборудования стопроцентно соответствуют эталонам НАТО, что, как ожидалось, могло дать танку огромные экспортные перспективы. Вооружение танка M-95 соответствует предшествующим машинам линейки M-84, но заместо зенитного пулемета НСВ был установлен дистанционно управляемый боевой модуль Samson. Не считая того, утверждалось, что по желанию заказчика 125-мм орудие 2А46 может быть заменено на пушку калибра 120 мм, подобающую эталонам НАТО. По сей день было выстроено только два макета танка M-95. По неким данным, оба макета M-95 являются доработанными опытнейшеми эталонами танка M-91. Хорватские вооруженные силы хотят приобрести более 30 таких танков. Третьи страны пока не проявляли энтузиазм к M-95 Degman.

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

M-95


Сразу с проектом M-95 хорватские танкостроители работали над танком M-84D. Предполагалось, что обе боевые машины будут очень унифицированы. При всем этом M-84D является прямым развитием старенькых проектов семейства M-84. Танк M-84D подразумевается оснащать огромным количеством модулей системы динамической защиты, движком мощностью до 1200 л.с., новым прицельным оборудованием и СУО. Главной целью проекта M-84D было не просто создание танка с чертами, превосходящими способности имеющихся машин, но разработка комплекса средств, позволяющего стремительно и недорого обновить парк имеющейся техники. Благодаря этому в текущее время производится договор на обновление 70 с излишним танков M-84 всех модификаций. К 2015 году в танковых войсках Хорватии должны остаться только машины модели M-84D. Возможно, они будут служить вкупе с заказанными M-95. Пару лет вспять Хорватия вела переговоры с Кувейтом. Предполагалось, что все оставшиеся в кувейтских вооруженных силах M-84AB будут обновлены до самой новейшей версии. Стороны не смогли условиться, из-за чего в 2007 году все консультации по поводу вероятного договора закончились.

Боевое применение

Невзирая на сравнимо маленькое количество, танки семейства M-84 успели принять роль в нескольких вооруженных конфликтах. Первыми в бой вступили кувейтские M-84AB. Вышло это во время войны в Персидском заливе. Броско, что из-за наружного сходства с иракскими Т-72 танки M-84AB использовались ограниченно и сражались только с бронемашинами русского производства прошлых моделей (Т-55 и Т-62). В процессе боев два кувейтских танка получили суровые повреждения, но были восстановлены и возвратились в строй.

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

M-84AB армии Кувейта


В июне 1991 года началась Десятидневная война. Югославские войска попробовали вернуть контроль над пытавшейся отделиться Словенией. Так как Территориальная оборона Словении не располагала тяжеленной бронетехникой, югославские танки M-84 использовались для сопровождения колонн и разрушения баррикад. В процессе боев словенские вооруженные формирования смогли убить около 2-ух 10-ов югославских танков.

Летом и осенью такого же года югославские танковые войска вновь понесли огромные утраты. Во время битвы за Вуковар пехота не смогла оказать всеполноценную поддержку танкам, из-за чего хорватским военным удалось убить и разрушить огромное количество неприятельской бронетехники. Всего в процессе хорватско-югославских столкновений военные Хорватии смогли захватить и вернуть около полусотни танков M-84.

Некое количество танков M-84 нескольких модификаций участвовало в войне в Боснии. Четкие данные о числе воевавших, покоробленных, потерянных и захваченных танков отсутствуют.

Итоги

За несколько десятилетий оборонная индустрия Социалистической Федеративной Республики Югославии смогла сделать ряд модификаций русского танка Т-72. В течение практически 10 лет, до распада страны, шло активное строительство танков, после этого темпы производства существенно свалились и не могут восстановиться до сего времени. В общей трудности было произведено менее тыщи танков всех моделей семейства M-84, часть которых использовалась в нескольких вооруженных конфликтах.

Соответствующей чертой всей бронетехники семейства, сделанной в Югославии, Хорватии и Сербии, является метод обновления машин. В подавляющем большинстве случаев балканские спецы разрабатывали новые электрические приборы, обновляли силовую установку, но при всем этом не вносили суровые коррективы в конструкцию корпуса и башни. Это показывает сравнимо маленькие способности югославской, а сейчас хорватской и сербской индустрии. Не считая того, такую особенность танков M-84 можно считать подтверждением огромного модернизационного потенциала русского танка Т-72.

В текущее время в войсках Кувейта и государств, ранее входивших в состав СФРЮ, остается несколько сотен танков семейства M-84. О перспективах этой техники гласить тяжело. По мере устаревания она, возможно, будет вновь проходить модернизацию либо же заменяться новейшей. При всем этом нужно держать в голове, что более новые и совершенные машины семейства (M-84D в хорватских войсках) представляют собой M-84 и M-84A, прошедшие ремонт и модернизацию. Таким макаром, в течение ближайших лет у танков семейства M-84 станет заканчиваться ресурс, в том числе и продленный. В таком случае пригодится находить подмену. Может быть, ею станет новенькая модель, представляющая собой еще одну балканскую модернизацию Т-72.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 1,260 сек. | 8.55 МБ