Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Что такое врачебная этика

Все профессии в зависимости от общего содержания и характера нравственных проблем, порождаемых ими, можно разделить на две большие группы: во-первых, профессии, где объектом профессиональной деятельности является человек, и, во-вторых, профессии, где человек непосредственным объектом такой деятельности не является. Круг вопросов, которые призвана разрешить этика, связанная с цервой группой профессий, более обширен.
Как первая, так и вторая группа профессий содержанием своей специальной этики отражает отношения людей данной профессии к обществу в целом. Эти отношения выражаются в понятиях «профессиональный долг», «профессиональная честь» и т. п. Актуальными вопросами для всех профессиональных групп, а значит, и для профессиональной этики вообще является также определение нравственных качеств личности специалиста и влияния особенностей профессиональной деятельности на его нравственнее развитие. Вместе с тем этика, связанная с профессиями, для которых непосредственным объектом деятельности является человек, не ограничивается этим. Она включает в себя также вопрос о нравственных нормах, охватывающих поведение людей в их отношении к тем, кто является объектом этой деятельности. Врачебная этика, в центре которой находятся отношения врача и больного, относится именно к этой разновидности профессионально-этических комплексов. Очевидно, не случайно она привлекает к себе особое внимание не только специалистов, но и всего общества.
Как это ни странно, но необходимость врачебной этики некоторые исследователи и практические работники отрицают. Поэтому рассмотрение ее проблем следует начать с критического анализа их аргументов. Еще в 30-е годы профессор Г. И. Дембо писал, что врачебная этика — это недоброкачественный суррогат врачебного права и что она должна быть заменена им. Такая точка зрения несостоятельна, так как область нравственного шире области правового, то, что подлежит нравственной ответственности, не всегда вызывает юридическую. Например, подчас неосторожное или грубое Слово врача приносит пациенту большой вред, хотя правовой ответственности он за это не подлежит. Юридический контроль в некоторых ситуациях оказывается невозможным, и тогда остается только контроль совести.
Против необходимости существования врачебной этики выдвигаются и другие аргументы. Некоторые утверждают, что, поскольку имеется моральный кодекс строителя коммунизма, то отпадает надобность в существовании особых нравственных норм для медицинских работников. На самом же деле существование единого морального кодекса не отрицает необходимости конкретизировать общие нормы морали по отношению к людям разных профессий. В деятельности каждого специалиста эти нормы должны воплотиться в совокупность конкретных задач, добросовестное выполнение которых является его профессиональным долгом, делом его профессиональной чести.
Необходимость существования врачебной этики другие объясняют несовершенством, малой эффективностью современной медицины, считают, что врачебная этика нужна сейчас, пока врачебная наука и техника недостаточно развиты, пока врач вынужден лечить и своим сердцем, участливым отношением, а не только применяя медикаменты, технику и т. п. С развитием же медицинской науки и техники, с ростом успехов медицинской практики роль личности врача будет уменьшаться, врачебная этика станет ненужной. Это мнение вызывает следующие возражения: помимо того что каждый больной нуждается и всегда будет нуждаться в сочувствии, участии и ободрении, эти факторы сами являются лечебными. Они облегчают течение заболевания и ускоряют выздоровление. Поэтому даже если смотреть на дело только с точки зрения лечебного процесса, то и тогда нет смысла отказываться от этих факторов лечения, каких бы успехов ни добилась медицина в целом. Великий русский врач С. П. Боткин говорил: «Если после беседы с врачом больному не стало лучше, то это не врач».

Вы должны войти, чтобы комментировать.