Этика и этические категории

 «Все во имя человека, все для блага человека» — таков лозунг, выдвинутый нашей партией. Его с особой силой подтвердил XXV съезд КПСС, он красной нитью проходит в принятых съездом исторических решениях. К одним из таких решений относятся постановления в области здравоохранения. В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы говорится: «Обеспечить дальнейшее улучшение охраны здоровья населения… Улучшить подготовку и повышение квалификации врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала». Проблемы улучшения медицинской помощи населению неразрывно связаны с повышением роли морального фактора в социалистическом обществе, в частности, с увеличением значения проблемы врачебной этики.
Этика — одна из древнейших областей философии. Прежде чем предстать перед нами в виде философской науки, ей понадобился длительный исторический период. Если обратиться к истокам этики (в древнейшей философии Греции и Индии), то можно отметить, что уже тогда начинало складываться мировоззрение, в основу которого легли некоторые современные понятия об этике. Сама этика представляла собой науку о взаимоотношениях людей, поведении и поступках их в различных ситуациях.
Издавна считалось, что наибольшим счастьем в жизни любого человека является возможность делать добро людям. В самых общих чертах в тот период были выработаны критерии, по которым оценивались понятия добро и зло, совесть и честность. Этика также ставила перед человеком вопросы об его предназначении, о том, в чем смысл жизни.
В современном понятии этика — наука о морали (нравственности) и законах ее развития, сущности и специфике. В философском понятии мораль и нравственность обозначают определенную совокупность взглядов, норм и правил поведения людей и их качеств, оцениваемых в определенных специфических категориях, основными из которых являются добро и зло. Добро и зло — это морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных классовых позиций. Под добром понимается то, что общество (класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Под моралью следует понимать правила нравственного поведения, систему норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям.
В классовом обществе мораль неизбежно имеет классовый характер, являясь сложным общественным образованием. Моральные отношения, регулирующие деятельность человека, могут проявляться в различных формах долженствования и требований к нему (долг, ответственность, совесть, моральная норма).
Долг — одна из основных категорий этики, отражающей особое моральное отношение. Нравственный долг включает в себя понятие о чувстве и осознании своих моральных обязанностей перед обществом, в котором человек живет. Это особый уровень морального осознания, когда нормативные требования долга уже не выступают как внешняя сила, а становятся органической потребностью личности, убеждением, привычной нормой поведения. Другими словами, нравственное требование, распространяющееся на всех людей (моральная норма), принимает форму долга, когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению или какой-либо конкретной ситуации.
Совесть — одна из категорий этики, включающая проблемы нравственного самоконтроля личности; определяющая способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и критически оценивать свои действия и поступки.
В древнегреческой мифологии совесть изображается в виде богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 31 | 0,871 сек. | 8.45 МБ