Этика взаимности всегда ли прав больной-8

В. А. Солоухин в повести «Приговор» писал: «По-моему, в жизни каждого современного человека найдется достаточное количество фактов, за которые его можно возвести чуть ли не в ранг святого, а с другой стороны, достаточное количество фактов, за которые его следует немедленно стереть в порошок». Так вот, в арбитражах между больным и врачом почему-то принято рассматривать у больного факты первого, а у врача — только второго порядка.
Правда, говорят, что закон защищает врача, что можно добиться наказания распоясавшегося больного. Об этом писал В. Гогин в «Медицинской газете» 7 сентября 1984 года. Он привел два примера, когда милиция воздала по заслугам таким лицам. Но давайте вместе подумаем: какова будет последующая психологическая обстановка у кабинета такого врача? Каково врачу, которому для совладания с больным приходится обращаться к милиции? И каково остальным больным, ждущим приема к этому врачу? Этика врача — это не «чистая» наука, не только теория, но и жизнь.
Жалуясь на врачей, больные (или их родственники) хотят, чтобы врачи улучшили свою работу, подчиняясь внешнему стимулу (страху перед наказанием, общественным порицанием). Однако работа врача, как правило, не определяется и не улучшается таким воздействием.
После жалоб больных, после их неадекватной реакции врач нередко начинает работать хуже, хочет он этого или нет. Отмечено, что в такой ситуации у медицинских работников появляется тревога, может появиться чувство некомпетентности, бессилия, неуверенности. Эти реакции приводят к ошибкам в ведении больного, тактике лечения. Могут возникнуть срывы в общении с пациентом и его родственниками, администрацией. В итоге резко ухудшаются диагностика и лечение больного.
Мы за безошибочную работу врачей, за их доброту, высокий профессионализм в сочетании с человеколюбием, тактичностью, самопожертвованием, внимательностью и уважением к пациенту. Но мы и за мудрость взаимности, за то, чтобы всеми этими качествами обладал и пациент — больной и здоровый.
Нам представляется вполне справедливым, чтобы больной, на исцеление которого направлены все усилия врача, испытывал чувство уважения к врачу, всеми силами помогал ему в его нелегком труде, берег его душевный настрой, здоровье, ибо здоровый врач в конечном итоге окажет более полноценную помощь тому же больному.
Справедливости ради следует сказать, что иногда жалобы действительно бывают вызваны нарушениями деонтологических принципов медицинскими работниками. Мы уже приводили пример ошибки хирурга, принявшего язву за рак. В этом случае жена погибшего написала несколько обоснованных жалоб на лечившего ее мужа хирурга.
При явно безнадежном состоянии больного ее не оставили на ночь с мужем. Утром, когда наступил трагический исход, ни у кого не нашлось времени даже сердечно поговорить, утешить ее. Кроме того, когда эта старая, больная женщина попросила привезти домой вещи мужа, ей это пообещали, но никто и не подумал выполнить обещанное. Все это и послужило основой для последующего конфликта.
Или еще более безобразный случай. В клинику привезли больного, находящегося в тяжелом состоянии, подобранного на вокзале. В карманах оказались документы, из которых явствовало, что он из ближайшего города. Больного госпитализировали. Однако ни у кого — ни у персонала приемного покоя, ни у врачей и сестер отделения не нашлось времени сообщить об этом родственникам, а последние сбились с ног в поисках, подняли на ноги милицию и лишь на третий день, когда был объявлен республиканский розыск, узнали, что он лежит в больнице! Стоит ли после этого удивляться их жалобе? Справедлива она! Нельзя равнодушно проходить мимо чужого горя!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 32 | 0,418 сек. | 8.74 МБ