Психологические операции в вооруженных конфликтах на американском континенте. Операция на Гаити

Вторжение войск США на остров Гаити под услов­ным наименованием «Поддержка демократии» произош­ло в 1994 г. Оно преследовало своей целью возвраще­ние в эту страну законного президента Ж.-Б. Аристида, свергнутого военной хунтой.

Как и в случае с Панамой, военно-политическое ру­ководство США развернуло широкую пропагандистскую кампанию задолго до высадки американских войск. Основ­ную роль в формировании международного обществен­ного мнения сыграли передачи международной службы новостей компании «Си-Эн-Эн». Благодаря спутниковой связи ее передачи транслировались на 95 стран мира, а монопольное право на распространение информации позволяло осуществлять эффективное информационно-пропагандистское воздействие. Репортажи с Гаити вел тележурналист Питер Арнетт, широко известный пере­дачами из Багдада во время конфликта в Персидском заливе. Его телематериалы были полны сцен кровавых преступлений хунты генерала Седраса. При этом видео­ряд сопровождали комментарии не только журналиста, но и видных общественных и политических деятелей, рядовых сторонников президента Аристида, гаитянских беженцев.

Передачи были нацелены на то, чтобы наглядно про­демонстрировать всему миру явное нарушение демокра­тических норм жизни и прав человека в этом островном государстве. В результате хорошо продуманной инфор­мационно-пропагандистской кампании США удалось добиться поддержки своих действий мировой обществен­ностью. Резолюция Совета Безопасности ООН № 940 санкционировала «создание многонациональных сил под единым командованием и использование всех необходи­мых средств для отстранения на Гаити военных от вла­сти».

Таким образом, Белый дом достиг основной цели этапа подготовки операции — создал международные правовые основы для действий американских войск в этом государстве. Более того, Вашингтону удалось интернационализировать конфликт. В операции наряду с 14 тысячами американских морских пехотинцев были готовы участвовать 2 тысячи военнослужащих из дру­гих государств Карибского бассейна, Латинской Амери­ки и Европы. Это позволяло значительно снизить крити­ку со стороны мирового сообщества в случае негатив­ных последствий вторжения.

Одновременно администрации президента Б.Клинто­на в кратчайшие сроки удалось значительно увеличить число сторонников проведения интервенции на Гаити среди американцев. Если 10 сентября 1994 г. в поддерж­ку этой операции высказывались 25 процентов населе­ния, то 16 сентября, т.е. всего через пять дней — уже 40 процентов. Тем не менее большинство граждан США продолжало скептически относиться к интервенции. Как отметил журнал «Тайм», сказался «синдром Сомали» (имелась в виду безуспешная высадка американских войск с миротворческой миссией в этой африканской стране, сопровождавшаяся многочисленными потерями). Идея «малой войны» на нищем острове не прельщала американцев. В случае даже минимальных потерь рей­тинг президента и его окружения мог бы существенно упасть. С другой стороны, у американского правитель­ства не было альтернативы. В ходе пропагандистской кампании администрация США настолько убедила об­щественность в своей решимости восстановить законно избранного президента Гаити у власти, что после про­вала экономической блокады и политических соглаше­ний с хунтой, ей для спасения своего «политического лица» оставалось уповать исключительно на «оккупацию без выстрелов».

Поскольку потери требовалось исключить во что бы то ни стало, надо было обеспечить лояльное отноше­ние к десанту не только гражданского населения, но и 7 тысяч военнослужащих генерала Седраса. Главную роль в решении этой непростой задачи сыграли дейст­вия 4-ой группы психологических операций вооруженных сил США. Основным направлением ее пропагандистской деятельности явилось предотвращение возможных враж­дебных действий гаитян по отношению к американским военнослужащим.

При этом были выдвинуты следующие тезисы:

— американские солдаты восстанавливают власти законно избранного президента;

—   пребывание американских солдат на острове но­сит временный характер;

—   США борются за восстановление норм демокра­тии и прав человека на Гаити.

Основными формами пропаганды были распрост­ранение листовок и радиовещание. На Порт-о-Пренс (столицу Гаити) и его окрестности самолеты сбросили значительное число портативных радиоприемников с фиксированными частотами, по которым передавались обращения изгнанного президента Ж.-Б. Аристида, при­зывавшего поддержать американцев в борьбе против хунты. Одновременно распространялись листовки с тек­стом: «Возвращение Аристида — это солнце демокра­тии, свет законности, тепло примирения».

Сильное психологическое воздействие на хунту ока­зала демонстрация военной мощи США. К берегам ост­рова подошли 20 боевых кораблей ВМФ США. в том числе авианосцы «Америка» и «Эйзенхауэр». На их борту находились 6800 морских пехотинцев. Еще 14 тысяч военнослужащих на военной базе Форт-Брэгт ожидали приказа о выступлении. Как стадо известно впоследст­вии, генерал Седрас, переговоры с которым вел бывший президент США Д. Картер, плохо воспринимал доводы о неизбежности свержения его режима и желательности отказа от напрасного кровопролития, пока не прозвучал последний аргумент — сообщение о том, что боевые самолеты США уже поднялись в воздух. 19 сентября 1994 г. более 60 военно-транспортных самолетов взлетели с базы Форт-Брэгт и взяли курс на Гаити. Но через не­сколько минут был дан отбой, воздушная армада повер­нула назад. Генерал Седрас распорядился разобрать баррикады и не препятствовать высадке американского морского десанта, призванного осуществить смену ре­жима. В тот же день 3 тысячи морских пехотинцев выса­дились на Гаити. Сопротивления они не встретили. Пер­вый этап операции «Поддержка демократии» завершил­ся успешно.

На втором ее этапе основной задачей подразделений психологической войны стало обеспечение благоприят­ных морально-психологических условий для действий американских военнослужащих. С этой целью различ­ными способами в сознание гаитян внедрялись идеи о том, что американские военнослужащие находятся на остро­ве исключительно ради восстановления демократии и прав человека, а вся военная акция США носит чисто гуманитарный характер. Примечательно то, что уже на второй день после вторжения в столицу и еще два-три города острова были доставлены продукты питания, ко­торые американские солдаты бесплатно раздавали ме­стным жителям. Если учесть, что Гаити относится к числу самых бедных стран мира, то пропагандистское значе­ние акции такого рода трудно переоценить. Была также организована скупка оружия у населения. С помощью средств устного вещания гаитянам сообщали расценки на оружие и места его приема.

В целом, операция на Гаити прошла весьма успеш­но. Хунта без боя вернула власть свергнутому ею же президенту Аристиду; члены хунты покинули страну; подавляющая часть населения поддержала интервенцию; американцы не потеряли ни одного человека; рейтинг президента Клинтона значительно вырос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,692 сек. | 8.58 МБ