Специфика применения убеждения

Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-позна­вательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добить­ся от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, необходимо следовать определенным пра­вилам:

— логика убеждения должна быть доступной интел­лекту объекта воздействия;

—   убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;

—   помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозо­ра, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, прин­ципы);

—   убеждающая информация должна выглядеть мак­симально правдоподобной;

—   сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Критерием результативности убеждающего воздей­ствия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные реше­ния и осуществлять их без колебаний, занимать твер­дую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Важная характеристика убежденности — ее глу­бина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей дей­ствительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика пси­хологической войны, для того, чтобы ее поколебать, не­достаточно одних только логических выводов. Например, чтобы вызвать у противника сомнение в победе, словес­ную логику необходимо подкрепить конкретными фак­тами военных поражений его войск. Так, в июле 1944 года подавляющее большинство (98 %) населения и во­еннослужащих Японии все еще было уверено в благо­приятном исходе войны для их страны. В марте 1945 года, после перехода американцев к масштабным бомбарди­ровкам, пессимизм высказывали уже 20% населения. А в августе, когда в войну вступил СССР, число разуве­рившихся в победе достигло 46%.

Опыт психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

1. Тогда, когда объект воздействия в состоянии вос­принять полученную информацию. Так, в предбоевой обстановке, когда военнослужащие противника уже со­средоточились на предстоящих боевых действиях, убеж­дение не будет иметь сколько-нибудь значительной эф­фективности — им не до того. То же самое можно сказать о тех случаях, когда группы военнослужащих (либо граж­данского населения) слишком возбуждены или подавле­ны, переутомлены и т.д.

2. Если объект психологически способен согласить­ся с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздейст­вия и содержание убеждающего воздействия. Как уже говорилось выше, предрасположенность к восприятию преподносимой информации возникает у людей под вли­янием объективных условий, таких, например, как не­благоприятное развитие боевых действий, притеснения на национальной или религиозной почве, непопулярные меры правительства, ограничение прав и свобод лично­сти в условиях военного времени и т.п.

Например, во время Второй мировой войны в ходе боевых действий в Северной Африке немецкие войска использовали листовку-обращение, рассчитанную на арабское население, недовольное колониальной полити­кой Франции. В листовке содержался призыв к арабам переходить на сторону немцев. Вот ее текст:

«Мусульмане!

Пришло время сводить счеты. Сейчас тот момент, когда вы можете отомстить Франции за все зло, ко­торое она вам принесла, за век колонизации и тира­нии… Немцы не хотят вам зла. Их враг — ваш враг… Переходите к немцам, которые никогда не приносили зла мусульманам. Многие ваши братья, которым уда­лось избежать французского ада, находятся у нас в хороших условиях.

Присоединяйтесь к нам и вы не пожалеете!»

3.    Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии по­нять и оценить то, что ему преподносится.

4.    Если логика мышления субъекта воздействия. используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. Отсюда — важность учета нацио­нально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, куль­турных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания пропагандистского сообщения.

5.    Если есть время убеждать. Для того, чтобы убе­дить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно про­тивоположной стороне, как правило, требуется время. Опыт психологической войны свидетельствует, что од­нократные попытки в этом случае малоэффективны. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеж­дающего воздействия требуют многократного подтверж­дения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 36 | 1,254 сек. | 8.57 МБ