Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Посреди 80-х годов ОКБ им. Сухого окончило главные работы по проекту Т-10/Су-27 и приступило к разработке новых самолетов. Посреди иных работ велись изыскания по теме легкого истребителя, который в перспективе сумел бы стать «дополнением» к только-только сделанному Су-27. Самолет с обычным взлетным весом около 10 тонн планировалось поднять в воздух, самое позже, во 2-ой половине 90-х годов. Но Перестройка, распад Русского Союза и последовавшие за этим действия не дали авиастроителям не только лишь испытать макет многообещающего истребителя, да и даже окончить проект и приготовить строительство опытнейшего эталона.

Истребитель «наоборот»

В 1983 году ОКБ им. Сухого занялось проработкой проекта многообещающего самолета с крылом оборотной стреловидности (КОС). Само собой, в определенный момент появилось предложение разглядеть возможность сотворения легкого истребителя с таковой несущей поверхностью. Ввиду чисто теоретического нрава этого проекта данные по нему очень небогаты и носят обрывочный вид. Не считая того, проект легкого истребителя с КОС, по-видимому, даже не имел наименования. Все же, в процессе проработки вопроса появился довольно увлекательный вид многообещающего самолета.

Рациональные свойства легкого истребителя выглядели последующим образом. При длине около 12 метров самолет должен был иметь крыло размахом 8,4 м. Общая площадь несущих поверхностей при всем этом доходила до 15-15,5 квадратных метров. Сухая масса такового истребителя равнялась 5800-6000 килограммам, а при наивысшем взлетном весе в 11 тонн он мог бы поднять в воздух до 2-ух тыщ килограмм полезной нагрузки. В носу самолета предлагалось установить радиолокационную станцию «Оса» либо «Копье». В качестве силовой установки для многообещающего легкого истребителя предлагался двухконтурный турбореактивный движок РД-33 с форсажной тягой 8300 кгс.

Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Определенный энтузиазм представляют технические подробности многообещающего проекта. Предполагалось наибольшее внедрение композитных деталей, из которых можно было изготавливать практически все элементы обшивки, часть конструкции крыла, хвостовое оперение, воздухозаборник и ряд других деталей. Для управления самолет был должен оснащаться фронтальным горизонтальным оперением и 2-мя килями прямой стреловидности, также хвостовыми стабилизаторами оборотной стреловидности. Прорабатывалось два главных варианта конструкции, отличавшиеся друг от друга расположением и аспектами конструкции горизонтального оперения. Не считая того, один из вариантов истребителя имел складное крыло. Благодаря двум осям, вдоль которых складывалось каждое полукрыло, стояночная ширина самолета уменьшалась до 3,3 метра. Таким макаром, «складная» версия многообещающего истребителя могла поместиться в объем размером 8,5х3,3х3,3 метра, что позволяло эксплуатировать ее на авианосцах.

Интегрированным вооружением истребителя с КОС могла стать пушка ГШ-30-1, а под крылом и фюзеляжем планировалось смонтировать от 4 до восьми пилонов для подвеса другого вооружения. Стандартным боекомплектом самолета предлагалось сделать 150 снарядов для пушки, две ракеты малой дальности Р-73 и две ракеты РВВ-АЕ средней дальности, также некое количество бомб, блоков неуправляемых ракет либо пушечных контейнеров.

Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Работы по многообещающему истребителю с крылом оборотной стреловидности длилось, приблизительно, до середины либо конца 90-х годов. Дальше информация о проекте не поступала. Может быть, конструкторы конторы «Сухой» признали таковой самолет бесперспективным либо же были обязаны свернуть работы ввиду томного денежного положения. Но более возможной и правдоподобной смотрится версия о прекращении работ над довольно сложным самолетом с КОС в пользу многообещающего легкого истребителя более обычной конструкции.

«Пятидесятое» семейство

В первой половине 90-х начались научно-исследовательские и конструкторские работы сходу по трем проектам 1-го семейства: С-54, С-55 и С-56. Все три самолета должны были иметь высшую степень унификации, но при всем этом отличаться назначением. С-54 планировалось сделать учебно-боевым самолетом, С-55 создавался как легкий истребитель, а самолет С-56 был должен служить на авианосцах. Особенности внедрения существенно воздействовали на особенности конструкции и оснащения самолетов, но ряд черт вида был схожим для всех 3-х летательных аппаратов. При всем этом, что любопытно, при разработке сходу учитывались требования по базированию на авианосце: по результатам первых исследовательских работ сотрудники конторы «Сухой» сделали вывод о более комфортном ходе конструирования. Они решили, что сделать из палубного самолета «сухопутный» будет еще проще, чем напротив.

Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Ввиду малого количества инфы о проектах «пятидесятой» серии данные о расчетных свойствах самолетов разнятся. Например, в разных источниках размах крыла всех 3-х самолетов оценивается в 9-11,2 метра, а общая длина – в 12,3-15 метров. Точно так же отличаются и данные по весовым чертам многообещающих самолетов. Так, вес пустых С-54/55/56 именовался в границах 4800-7000 килограмм, а обычный взлетный в разных источниках колеблется от 8,5 до 12 тонн. В качестве силовой установки для самолетов С-54, С-55 и С-56 в различное время предлагались турбовинтовые движки АЛ-31Ф и РД-33. Не считая того, высказывались догадки относительно использования ТРДДФ АЛ-41Ф, который дозволил бы самолетам выходить на сверхзвуковые скорости без использования форсажа. При включении последнего самолеты могли бы разгоняться до 1600-2200 км в час.

Сборка всех 3-х многообещающих самолетов была схожей. Истребители и учебный самолет представляли собой интегральный продольный триплан с цельноповоротными плоскостями горизонтального оперения и 2-мя килями. Трапециевидное крыло планировалось выполнить адаптивным по фронтальной и задней кромке. Не считая того, на пользу маневренности самолетов должны были работать два подфюзеляжных гребня. Броско, что на неких изображениях и макетах самолетов «пятидесятой» серии гребни отсутствуют. Самолеты С-54 и С-55 должны были иметь кабину для 2-ух пилотов, расположенных один за одним. С-56, в свою очередь, сходу делался одноместным. В качестве бортовой радиолокационной станции всех самолетов предлагались разные системы, в том числе и с фазированными антенными решетками. Информация вычислительного комплекса самолетов должна была выводиться на функциональные жидкокристаллические индикаторы. Электродистанционная система управления самолета С-54 должна была иметь возможность подстройки зависимо от программки учебного полета. Таким макаром, пилот-инструктор мог бы включать имитацию того либо другого типа самолета, имеющегося на вооружении.

Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

Вооружение боевых самолетов «пятидесятой» серии должно было состоять из одной интегрированной пушки и подвешиваемых ракет и бомб. Габариты С-55 и С-56 позволяли смонтировать на их до 9 узлов наружной подвески, на которых можно было расположить ракеты «воздух-воздух» разных типов, также неуправляемое и управляемое вооружение для атак наземных целей. В качестве стандартной нагрузки предлагался боекомплект для пушки, 4-6 ракет средней и малой дальности и т.п. Исходя из массогабаритных характеристик самолетов С-55 и С-56, можно представить, что их боевая нагрузка могла быть подобна разрабатывавшемуся ранее истребителю с крылом оборотной стреловидности.

Так как истребитель С-56 был должен эксплуатироваться на авианосцах, в его конструкции был использован ряд увлекательных технических решений. На стадии эскизного проектирования конструкторам «Сухого» удалось достигнуть уникальных результатов: в стояночной конфигурации поперечное сечение истребителя вписывалось в квадрат размером 3,1х3,1 метра. Поперечные размеры самолета уменьшались за счет двойного складывания крыла. 1-ая ось размещалась в полосы сопряжения крыла с фюзеляжем, 2-ая – в средней части консоли. Не считая того, передняя опора шасси мало проворачивалась вперед, а главные – вспять, по этому самолет «приседал». Так как возможность уменьшения габаритов самолета в стояночном положении была доказана расчетами, появилось предложение оснащать авианосцы дополнительной легкой палубой, монтируемой меж галерейной и ангарной. Такое решение обеспечивало существенное повышение самолетов на борту авианосца, но при всем этом не добивалось каких-то суровых доработок конструкции корабля либо отдельных его агрегатов, таких как подъемники.

К огорчению, военно-морскому флоту не удалось прирастить количество палубных истребителей с внедрением уникальных способностей истребителя С-56. В конце 90-х либо начале двухтысячных годов проект С-54/55/56 был заморожен из-за томного денежного положения и невозможности вести последующие работы. Пару лет спустя «пятидесятая» серия могла получить вторую жизнь, когда Индия заполучила у Рф авианосец «Адмирал Горшков» и вознамерилась оснастить его новыми палубными истребителями. Но по результатам сопоставления проектов и анализа перспектив истребитель С-56 уступил микояновскому МиГ-29К. После чего какие-либо сообщения о последующих работах по проектам С-54, С-55 и С-56 не поступали.

Денежные препядствия 90-х годов в купе с рядом технических задач в итоге не дозволили фирме «Сухой» довести свои проекты легких истребителей хотя бы до стадии испытаний опытнейших образцов. В итоге российские военно-воздушные силы так и не получили многообещающие легкие «сухопутные» и палубные истребители, также сверхзвуковой учебный самолет.

По материалам:
http://paralay.com/
http://foxbat.ru/
http://airwar.ru/
Ильин В.Е. Боевые самолёты Рф XXI века. – М.: «Астрель», АСТ, 2000

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,754 сек. | 8.68 МБ