Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

СУ-35, ИСТРЕБИТЕЛЬ НА ГРАНИ ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ

СУ-35, ИСТРЕБИТЕЛЬ НА ГРАНИ ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ
Русские ВВС начали получать новые истребители Су-35С серийной постройки. Эта машина попадет в войска ранее истребителя 5-ого поколения ПАК ФА, но будет служить рядом с ним.

1-ые двенадцать Су-35С, сделанных в прошлом 2013 году, официально переданы 23-му истребительному авиаполку, базирующемуся на аэродроме Дземги (сразу являющемся заводским аэродромом Комсомольского-на-Амуре авиазавода концерна "Сухой"). На церемонии передачи военный министр Сергей Шойгу заявил: "Это сверхманевренная машина по своим летно-техническим чертам превосходит зарубежные самолеты аналогичного класса. Она способна делать широкий диапазон боевых задач и может эксплуатироваться в сложнейших погодных критериях. Истребитель… является платформой для сотворения авиационного комплекса 5-ого поколения".

Так кто же они такие, эти "30 пятые"?

Со второго раза

Самолетов Су-35 в новой истории было два, отчего их часто путают, хотя они даже снаружи смотрятся по-разному. Первым под таким шифром сначала 1990-х годов выкатывали на международные выставки так именуемый Т-10М (Су-27М). В этом был элемент рекламы — вдруг кто захотит приобрести принципно новейшую машину?

Тот "30 5-ый" был коренной модернизацией базисного Су-27, практически — первой попыткой сделать из перехватчика функциональный истребитель. В техническом задании на изделие Т-10М в 1982 году основой предлагаемых конфигураций было обретение самолетом способностей для работы управляемым орудием по земле, что потребовало новейшей бортовой РЛС и масштабных конфигураций в системе управления вооружением. Поменялся и планер, к примеру, добавилось фронтальное горизонтальное оперение.

Самолет по ряду обстоятельств не пошел. В первый раз взлетев в 1988 году, он по инерции отрабатывался сначала 1990-х на остатки средств Минобороны. Чуток позднее, когда стало понятно, что гособоронзаказ завершился навечно, фабрики ОКБ Сухого взялись за куда более подъемные определенные задачки. За создание уже отработанных Су-27 для инозаказчиков, за модернизацию строевых машин до уровня Су-27СМ и за доведение до разума экспортного Су-30МК, в конечном итоге ставшего хитом авиационного рынка рубежа 1990-х и 2000-х годов.

К индексу "35" возвратились практически 10 лет спустя, около 2005 года. В феврале 2008-го с раменского аэродрома ЛИИ им. Громова поднялся в воздух новый "30 5-ый" с новыми движками.

Самолет не имел никакого дела к Т-10М, не считая общего предка Су-27. Сначала недолго обозначался как Су-35БМ, позже окрестили просто Су-35 с прицелом на инозаказчика, а после возникновения ясного энтузиазма со стороны ВВС (в 2009 году военные заказали для себя 48 машин с поставкой до 2015 года) появился вариант Су-35С — с классической буковкой "С", обозначающей варианты техники для нужд Минобороны Рф.

ВВС Рф не получали боевые самолеты в товарных количествах приблизительно с 1993 года. Потому на данный момент в авиацию пошли машины, которые на голову превосходят строевые борта ВВС, в массе собственной произведенные на границе 1980-х и 1990-х годов, а главное — разработанные еще лет за 10 до того. На данный момент Су-35 — самый современный истребитель в разветвленном семействе модели Т-10 (Су-27/Су-30).

Совместно с отлично отработанным в производстве Су-30СМ (наследником экспортных Су-30МКИ/МКМ для Индии и Малайзии), "30 5-ый" потихоньку должен стать лицом боевой авиации Рф — как минимум, до возникновения в летных частях истребителя 5-ого поколения ПАК ФА. И позже служить рядом с ним.

4-ое с половиной

Что Сергей Шойгу имел в виду, говоря, что Су-35, числящийся по четвертому поколению реактивной техники, — платформа для сотворения истребителя 5-ого поколения? И Су-35, и ПАК ФА не один раз показывались — общего меж ними, мягко говоря, не настолько не мало. ПАК ФА очевидно не наследует "30 пятому", как тот наследовал "20 седьмому".

Тут принципиально выделить реальный, дословный смысл произнесенного. Су-35 — это не платформа для истребителя 5-ого поколения, а платформа для процесса его сотворения. Другими словами, на самом деле, кроме того, что Су-35 обладает самостоятельной боевой ценностью, он заодно играл роль "летающего щита", на котором отрабатывались отдельные узлы, системы и решения для ПАК ФА.

Сначала, это элементы авионики — бортового электрического оборудования: система управления вооружением, навигационно-прицельный комплекс, комплекс средств связи. То, что дает летчику "картину" боя и позволяет управлять техникой и вооружением. Весь набор радиоэлектронных средств самолета интегрирован в единую систему.

2-ой "5-ый" элемент Су-35 — это движок, поточнее, отдельные его узлы. Движок АЛ-41Ф1С ("изделие 117С") с завышенной тягой — это предельная модернизация сверхудачного АЛ-31ФП, которая появилась в процессе программки "Бес" по разработке промежного мотора "первого шага" ("изделие 117") для ПАК ФА.

Полет за три моря

В ожидании возникновения "продуктов" 5-ого поколения мировой рынок тактической авиации потихоньку дочерпывает "со дна" остатки техники поколения 4-ого.

Не успевшие к собственному кусочку пирога европейцы пробуют хоть кому-то пристроить Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale — две машины, которые должны были стать одной, но позже у французов снова сработала установка на "особенный путь". Наша родина же продолжает снимать сливки с фуррора самолетов семейства Су-27/Су-30 и потихоньку намечает вид экспортной версии ПАК ФА.

США, много заработавшие на продажах F-16, уже изготовились к времени 5-ого поколения: F-35, заканчивающий на данный момент тесты, избран основной экспортной платформой тактической авиации.

Но пока рынок еще не завален ордами типовой техники 5-ого поколения, у предельных машин поколения 4-ого ("4++", как принято писать) остаются шансы. Су-35 придется немного подраться с такими ребятами, как F-15SE Silent Eagle, и последними версиями F-16, но свое место на рынке он получить полностью способен. И даже после старта продаж 5-ого поколения: дорогие машины этого технологического уровня еще длительно будут не по кармашку многим странам третьего мира, а летать на кое-чем нужно.

Су-35 пока не продавался за предел. К нему интенсивно присматривается Китай, который, кроме бортовой радиоэлектроники истребителя, остро интересуется движками. Китайское двигателестроение в последние годы очень продвинулось, но как и раньше неспособно в полном объеме удовлетворять даже текущие запросы собственных ВВС по созданию надежных копий стандартного русского мотора АЛ-31Ф — а меж тем, с момента, когда этот мотор попал в хваткие руки китайских инженеров, прошло уже 20 лет.

Главные опасности продаж Су-35 в Китай сводятся конкретно к несанкционированному копированию и воспроизводству узлов и систем самолета. В принципе, если решить этот вопрос (к примеру, гарантированной закупкой большой серийной партии самолетов, заложив оценку рисков в сумму договора), то Наша родина может на новеньком шаге продолжить балансировать Пекин и Разделяй своими поставками вооружения.

Так это делалось еще 10-15 годов назад, когда Индия получила потрясающий Су-30МКИ, а Китай в это время получал наименее совершенные самолеты — сначала машинокомплекты Су-27СК, а позже другие "тридцатки" — Су-30МКК и дальше Су-30МК2. Индия уже встала в очередь на экспортную версию ПАК ФА (FGFA), потому продажа Су-35 в Китай баланса потенциально не нарушает.

В общем, если совершенно впадать в метафоры, то "30 5-ый" уже встал в просвете и держит двери для ПАК ФА. У него для этого все есть способности.

Вы должны войти, чтобы комментировать.