Катастрофа К-3, кто повинет?

1-ая русская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» пережила за время собственной боевой службы большой триумф, также огромную трагедию. При этом эта катастрофа не стала достоянием широкой общественности ни в 1967 году, ни в период перестройки, ну и наши деньки не много, кто о ней знает.

Решение о начале проектирования атомной подлодки в Русском Союзе было принято сначала 50-х годов. Сам Сталин 12 сентября 1952 года подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Рождение первенца российского атомного судостроения проходило в атмосфере глубочайшей секретности. Основным конструктором был В. Н. Перегудов, с 1953 года проектом управлял С. А. Базилевский. Тем временем в 1954 году америкосы выпустили свою первую АПЛ «Наутилус».

Трагедия К-3, кто виноват?

Сначало русская атомная подлодка имела заглавие К-3, с южноамериканским «Наутилусом» она не имела ничего общего. Корпус К-3 проектировался с нуля, основной упор делался на качество подводного хода. Лодка вышла быстроходнее «Наутилуса», с водо-водяным реактором.

Поначалу разработчики планировали использовать на субмарине для атаки военно-морских баз противника одиночную термоядерную торпеду, способную поражать цель на расстоянии 50 км. Но к этому времени британцы и америкосы уже устанавливали противолодочные рубежи на расстоянии 100 км от берега. Была сотворена комиссия, постановившая, что стране нужна подводная лодка, способная уничтожать корабли в морях и океанах, но для этого должна быть не одна торпеда. Нужно иметь на борту лодки большой припас торпед с ядерными боеголовками. Таким макаром, задание на строительство К-3 скорректировали, а корпус субмарины пришлось переработать.

1-ый российский атомоход был заложен 24 сентября 1955 года в Северодвинске. В строительстве К-3 учавствовала вся страна, хотя даже и не подозревала об этом. На столичном заводе разработали специальную сталь, которая позволяла погружаться на невообразимую в те годы глубину – 300 метров. В Горьком сделали реакторы, а паротурбинные установки — на ленинградском Кировском заводе. Командиром подлодки в том же году был назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Попасть в число первых офицеров атомной лодки, было так же престижно, как попасть в отряд астронавтов. 1-ый раз на воду субмарина была спущена 9 октября 1957 года.

В те годы на Западе никто не веровал, что в разрушенном войной Русском Союзе может быть построен атомный подводный флот. Южноамериканский «Наутилус» пересек Северный полюс еще 3 августа 1958 года. С тех пор, СССР оказался в зоне досягаемости ракет, которые в хоть какой момент были бы пущены с американских подлодок, находящихся в Арктике. Потому, когда в 1962 году К-3 достигнула полюса, это стало шоком для других стран, в особенности для США. Есть сведения о том, что Ален Даллес, управляющий ЦРУ в то время, даже лишился собственного поста за то, что ничего не знал о походе русских моряков на Северный полюс. Тогда СССР сумел обосновать всему миру, что он еще на почти все способен.

Летом 1962 года К-3 была уже не единственной атомной подлодкой в ВМФ страны. Совершить путешествие в Арктику могли и другие корабли, тем паче что «тройка» к этому времени была уже порядком затрепанной. Являясь головным прототипом, она подвергалась различным испытаниям, на ней отрабатывались предельные режимы всех устройств, сначала реактора, парогенераторов, турбин. Не считая того, проектируясь в большой спешке, лодка повсевременно нуждалась в ремонте, доделках и переделках. На парогенераторах практически не было живого места – сплошные переваренные и заглушенные трубки.

Почему же тогда русские власти, зная о практически аварийном состоянии К-3, все равно выслали лодку в таковой принципиальный для страны поход? Ответ полностью очевиден: выбирая меж техникой и людьми, у нас, в главном, уповают на последних. Потому во время похода на Северный полюс поддержание лодки в рабочем состоянии обеспечивалось в главном силами квалифицированного экипажа, который делал сложные ремонтные работы своими силами.

Командовал К-3 во время похода в Арктику Лев Михайлович Жильцов. Вкупе со своим экипажем он шел подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 36 | 1,562 сек. | 8.82 МБ