F-35 глазами Пентагона

F-35 глазами Пентагона

В руки организации POGO (Project On Government Oversight) попал доклад министерства обороны США по итогам 2011 года, значимая часть которого посвящена программке истребителя F-35 (JSF — Joint Strike Fighter). Тон документа резко отличается от бравурных пресс-релизов, которыми обычно Пентагон "кормит" широкую публику.

В докладе, а именно, говорится, что в конце 2010 года была приостановлена программка повторно-статических (их еще именуют "усталостные") испытаний планера самолета F-35B — версии с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, которую планируется использовать в авиации Корпуса морской пехоты США. Крыло "затрещало" при наработке наименее 2 тыс. часов — притом что срок службы планера определен в 8 тыс. часов.

Задачи с прочностью на этом не кончились. В процессе испытаний F-35A (версия для ВВС) выяснилось, что на определенных режимах нагрузка на вертикальное оперение превосходит расчетную.

Общих для всех 3-х самолетов программки JSF заморочек набралось много. Топливные баки не полностью защищены от взрыва. Тормозная система самолета не обеспечивает посадку на влажную поверхность взлетно-посадочной полосы. Отказавший в воздухе движок нереально запустить при малой скорости полета. Задняя кромка горизонтального оперения обгорает при работе мотора на форсаже. Этот список можно дополнить.

"Морпеховский" вариант (F-35В) имеет букет заморочек силовой установки. Перепроектируются приводной вал вентилятора и муфта его сцепления. Не выдерживают нагрузки подшипники и приводы поворотного сопла. Растрескиваются створки главных опор шасси и створки подъемного вентилятора. В итоге самолеты F-35B в текущее время не в состоянии делать укороченный взлет, также вертикальную и "замедленную" посадку. На трансзвуковых скоростях F-35B сваливается на крыло, наблюдается также тряска (бафтинг).

Препядствия F-35B осложняются серьезными ограничениями по массе самолета. Это обосновано тем, что движок и подъемный вентилятор имеют предел вертикальной тяги. Самолет нуждается в доработке, но прирастить вес его конструкции можно лишь на 170 кг.

Тесты на "наземном авианосце" авиабазы Лейкхурст палубной версии (F-35C) принесли свои препядствия. Все пробы посадки закончились неудачей — пилотам так и не удалось захватить трос аэрофинишера хвостовым гаком. Конструкцию гака, также фронтальной стойки, прочности которой не хватает для взлета с катапульты, придется дорабатывать.

Состояние бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) просит пересмотра программки летных испытаний. На момент составления доклада было выполнено только около 4-х процентов общего объема работ, нужных для тестирования программного обеспечения.

Система нашлемной индикации, которая призвана поменять имеющиеся сейчас индикаторы на лобовом стекле (ИЛС), не удовлетворяет требованиям заказчика. Она не в состоянии интегрировать в общую "картину" информацию от всех датчиков. Не считая того, она "размазывает" изображение при тряске, появляющейся на неких режимах маневрирования. В процессе полетов РЛС теряет воздушную цель, при этом происходит это без фиксации отказа РЛС либо ошибки пилота. Почему это происходит, на момент подготовки доклада было неясно.

Полеты тестовых и первых серийных самолетов показали низкую надежность по сопоставлению с оперативными требованиями. Средний налет меж критичными отказами составляет 21-31% от данной выработки. Среднее время устранения критичных отказов для F-35A и F-35B превосходит плановые характеристики приблизительно вдвое. Ремонт также просит вдвое больше времени, чем обещано заказчику.

У неспециалиста чтение доклада делает воспоминание, что программка JSF потерпела полный крах. Это не так. Фактически все самолеты на стадии летных испытаний (даже в 1-ый период эксплуатации) имеют "детские заболевания", которые лечатся длительно, а часто — и тяжело.

Главные трудности нового истребителя конструкторы и производственники способны решить. Но это просит средств и времени (которое, как понятно, тоже средства). Пентагон же на данный момент проходит через суровое сокращение финансирования, ну и заморочек у F-35 все таки много…


Захаров Алексей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 42 | 1,598 сек. | 8.82 МБ