Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

FGFA нужен Индии для прыжка в будущее

FGFA нужен Индии для прыжка в будущее

Индийский военный журналист Аджай Шукла (Ajai Shukla), узнаваемый своими статьями с призывами отменить тендер MMRCA и брать южноамериканские истребители F-35, 12 мая опубликовал статью «Задержки и вызовы для индийско-российского истребителя» (Delays, challenges for Indo-Russian fighter), где пишет о наметившихся задержках по реализации программки сотворения истребителя 5-ого поколения FGFA, разрабатываемого вместе Россией и Индией на базе ПАКФА.

… Министр обороны Индии А.К. Энтони (AK Antony) заявлял, что FGFA «присоединится» к ВВС в 2017 году, но в пн его заместитель М.М. Паллам Раджу (MM Pallam Raju) сказал депутатам парламента, что «сертификация самолета 5-ого поколения планируется провести к 2019 году, после этого начнется серийное производство». Таким макаром, задержка составит, само мало, два года. Обе страны планируют инвестировать в создание истребителя по 6 миллиардов долл США, стоимость 1-го самолета составит приблизительно 100 млн долл. Общая сумма разработки и производства составит 25 миллиардов долл.

Предшественники FGFA макеты ПАКФА уже летают, но это менее чем демонстраторы. Индийская авиастроительная компания HAL, являющаяся партнером русской компании «Сухой», должна эти «скелеты» перевоплотить в самолет, отвечающий требованиям ВВС Индии – стать малозаметным (стелс), владеть сверхзвуковой крейсерской скоростью, обеспечивать внедрение в сетецентрических операциях (цифровая связь с другими боевыми системами в режиме реального времени) и иметь передовой радар, обеспечивающий обнаружение неприятельских истребителей на дистанциях, труднодоступных для противника.

Но «Сухой» настаивает, что ПАКФА уже отвечает требованиям Рф, гласит главный конструктор HAL Н. К. Агарвал (NC Agarwal), который возглавлял индийскую делегацию по переговорам по FGFA до собственного выхода на пенсию. HAL боится, что Наша родина может попросить Индию доплатить за предстоящее развитие самолета, а именно, авионики, которая превращает самолет в смертельную платформу орудия. Если это произойдет, от подготовительного индийского бюджета программки в 6 миллиардов долл останутся одни мемуары.

ВВС Индии очевидно хотят иметь самый передовой истребитель. Индийская сторона в лице председателя совета директоров HAL Ашока Наяка (Ashok Nayak, интервью газете Business Standard) представила Рф 40-45 улучшений по ПАКФА. Эти предложения вошли в тактико-техническое задание ТТА (Tactical Technical Assignment). Главным требованием индийской стороны является создание многообещающего радара с АФАР, обеспечивающей обнаружение целей на 360 град (это не тот радар, который разрабатывает Наша родина). Индии придется заплатить сотки миллионов, а может, и млрд баксов, для сотворения такового радара.

Также неясным остается вопрос, какой самолет закупать – одноместный как ПАКФА, либо двухместный как Су-30МКИ. Часть ВВС поддерживает идею сотворения одноместного истребителя, 2-ая ратует за двухместный вариант. Согласно Подготовительному шагу проектирования PDP (Preliminary Design Phase, на фото запечатлен момент подписания Соглашения — «ВП»). Индия заплатила 295 млн долл, но создание двухместного варианта ПАКФА безизбежно усугубит стелс-характеристики и другие характеристики FGFA. «Одноместный FGFA имеет принципиальное значение для ВВС Индии, мы будем трансформировать русский ПАКФА в наш одноместный вариант с большой толикой индийской авионики. Создание двухместной версии будет зависеть от результатов подготовительного проектирования», гласит Наяк. PDP также просит, чтоб «Сухой» передал HAL всю проектную документацию по ПАКФА, потому что Индия, ведя долголетние переговоры по присоединению к проекту, вполне пропустила шаг проектирования базисной машины.

Предварительное проектирование было рассчитано на 18 месяцев, в этом году оно заканчивается. Наяк гласит, что будет нужно еще 7 лет на НИОКР по созданию FGFA. Самолет будет разрабатываться в обеих странах, около 100 инженеров HAL уже работают по данной теме в Бангалоре. Столько же инженеров поедет в Россию на работу в ОКБ «Сухого».  «Наши ребята изучают российский язык, их стиль работы и проектирования. Мы привыкли в правостороннему рулю, они к левостороннему. Российские молвят, что они расстанутся со своими привычками», гласит Наяк.

Но самым ценным опытом станет роль HAL в программке летных испытаний FGFA. «Мы пропустили основной шаг проектирования, но должны нагнать эту «дыру» во время летных испытаний. Во время испытаний будут появляться 10-ки заморочек, и мы будем участвовать в их устранении, в том числе методом конфигурации конструкции», гласит Наяк. Представители HAL молвят, что без помощи Рф летные тесты такового самолета как FGFA со взлетной массой 30 тонн могли бы тянуться 15 лет, как в случае с программкой LCA Tejas.

Конструкторы HAL будут «наслаждаться решением определенных проблем», таких как достижение малозаметности, конструированием внутренних отсеков вооружения, управляемых и неуправляемых ракет. Российские очевидно считают, что HAL обладает «полезными возможностями», включая выработки по АФАР. Также очень симпатичным для их являются заслуги Индии в разработке композиционных материалов. «Программа LCA Tejas.отдала нам высочайший уровень познаний в композиционных материалах, выдерживающих температуру в 120-130 градусов по Цельсию на скорости полета 1,7 М», гласит Агарвал.

Невзирая на возникающие трудности по FGFA, HAL считает, что этот проект предоставит «подлинные технологические навыки», еще более полезные, чем только лицензионное создание. «Мы заплатим на разработку FGFA 6-7 миллиардов долл США, Rafale будет выполняться по французской лицензии. Опыт работы по FGFA даст нам глубочайшие познания по проектированию самых современных самолетов, которые посодействуют нам в будущем», произнес Агарвал.

Вы должны войти, чтобы комментировать.