Экономическое сотрудничество меж СССР и Германией в 30-е годы

Экономическое сотрудничество между СССР и Германией в 30-е годыМногие из исследователей сталинского режима, упоминая об экономическом сотрудничестве меж СССР и Германией в 30-е годы, оценивают его плохо, оценки различные – от «просчёта» до «преступления Сталина». Аргументируют подобные оценки обычно нравственным аспектом и практической полезностью.

Нравственный аспект торговли с Германией

Моральный аспект оценки деяния страны вообщем не верен, обычное правительство исходит из прагматизма и здравого смысла. Вести дипломатичные дела и торговлю с возможным противником, либо противником в прошедшем, – это повседневность. Та же Германия перед Первой мировой войной была основным нашим торговым партнёром: в 1913 году в Германию шло 29,8% русских продуктов, а из Германии поступало 47,5% нашего импорта, что превышало и долю Великобритании и Франции взятых вместе.

В 30-е годы 3-ий Рейх вел торговлю и вёл дипломатичные дела с массой государств и никто не прерывал с ним дела, из моральных суждений. Основными поставщиками природного сырья, включая и особо ценные виды, в Рейх были полностью демократические – США и Англия. Так, Англия реэкспортировала в Рейх медную руду из Южной Африки, Чили, Канады. В 1935 году ввоз шерсти из Великобритании в Германию составил практически половину импорта шерсти.

В 1934 году немцы («ИГ Фарбениндустри») заключили договор с канадской компанией, он обеспечил Рейх половиной нужного никеля. Остальной никель немцы получали через английские компании. Причём часть поставок шла в кредит. Через Лондон Рейх получал не только лишь медь, никель и шерсть, да и хлопок, каучук, нефть.

Основным поставщиком стальной руды в Германию был Стокгольм. В 1933-1936 годы немцы забирали до 3-х четвёртых всего шведского экспорта. В 1938 году Швеция покрыла 41% потребности Германии в стальной руде.

Сама Германия ввозила изделия из металаа в Италию, Швейцарию, Португалию, Голландию, Данию, Норвегию и другие страны.

Что самое увлекательное, торговлю с Германией не оборвала и 2-ая глобальная война, продолжали вести торговлю с Рейхом не только лишь нейтралы, вроде Швеции и Швейцарии, да и южноамериканские компании. Они (к примеру, «Стандарт ойл» поставляла нефть) просто перевели поставки на Испанию (позже и Швейцарию) и через неё в Германию. Нефтяные танкеры США везли нефть на Канарские острова, оттуда — германские танкеры в Гамбург. Не закончились поставки нефти и вольфрама и после вступления США в войну с Рейхом.

Не считая того, южноамериканские компании обладали в Рейхе значимой собственностью: «Дженерал моторс» сотрудничала с «Опелем», более 2-ух пятых германской телефонной и телеграфной отрасли были под контролем Морганов и т. д. Южноамериканские компании и банки вкладывали немалые деньги в Рейх: «Стандарт ойл», «Дженерал моторс», концерн ИТТ, «Форд» и др.

Британскому военно-промышленному концерну «Виккерс» принадлежала практически половина акций германской военно-химической компании «Дуко АГ» и акции ряда других германских компаний.

Компания «Кока-Кола» организовала в Германии выпуск напитка «Фанта», студии Голливуда работали с Геббельсом, «Ай-Би-Эм» помогала в разработке системы учёта людей в концлагерях. Банки, контролируемые Ротшильдами и Морганами, вели денежные операции.

Другими словами, западные компании не тревожил моральный нюанс торговли и промышленного сотрудничества с Рейхом, некие из их продолжали вести торговлю даже при вступлении собственного страны в войну. Почему этот нюанс был должен тревожить Москву?

Военно-техническое сотрудничество западных компаний с Рейхом

Западные компании не только лишь вели торговлю с Рейхом, да и интенсивно помогали ему в совершенствовании военного производства. Английский концерн «Виккерс» помогал в развитии германского подводного флота. Продавали Германии и орудие – бронебойные снаряды для флота — компания «Хэдфилдс».

Люфтваффе помогали создавать англо-американские компании, поставлялись самолеты и авиадвигатели. Так, за 8 месяцев в 1934 году было поставлено 200 авиадвигателей от «Роллс-Ройса». Покупались и лицензии на создание движков. В поставке авиадвигателей, авиационного оборудования у
частвовали южноамериканские компании: «Юнайтед эйркрафт корпорейшн», «Пратт энд Уитни компании», «Кэртисс Райт», «Дуглас" и другие. В 1935 году из 28 типов германских военных самолетов на 11-ти стояли англо-американские движки.

В Вашингтоне об этом отлично знали, но закрывали глаза, либо даже одобряли.

Экономическое сотрудничество между СССР и Германией в 30-е годы

Иван Федорович Тевосян на «Запорожстали».

Экономическое сотрудничество между СССР и Германией в 30-е годы

Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург, засол Германии в СССР в 1934-1941 годы.

Практическая полезность для СССР от торговли с Германией

Вспоминая, что Русская империя поставляла существенное число машин и на техническом уровне сложного оборудования из Германии, Великобритании, США, понятно, что после Штатской войны и разрухи технические потребности только выросли. Если ещё учитывать и начатую индустриализацию, то потребности в современном оборудовании возросли ещё больше.

Стремительная индустриализация добивалась покупки массы современной техники и оборудования. Более обычным партнёром Рф, который поставлял нам высококлассную технику и оборудование, была Германия. После поражения в войне Веймарская республика и Наша родина стремительно смогли условиться, и Берлин снова занял место головного торгового партнёра Рф. Вторым по значимости партнёром были США.

Знакомились русские спецы и с германскими достижениями, в 1933-1934 гг. в Германию ездили конструкторы Харьковского паровозостроительного завода, они делали новый танковый движок. В конечном итоге была куплена лицензия на движок БМВ мощностью 500 л. с., с ним запустили создание танка Т-28.

С пуском программки строительства огромных кораблей для флота встала неувязка производства корабельной брони. Технологии для производства одной броневой плиты весом приблизительно 70 тонн для линейных кораблей не было. Нужен был пресс мощностью до 15 тыс. тонн. Германский опыт поехал учить в 1936 году И. Ф. Тевосян.

Финансовое сотрудничество: в 1926 году – кредит на 150 млн. марок на два года и 150 млн. на 4 года, в 1931 году Берлин предоставил Москве кредит в 300 млн. марок на 21 месяц, в 1935 году СССР получил право заказать германским фирмам поставку оборудования, машин, изделий на 200 млн. марок. Сюда же заходила и техно помощь. Погашать кредит СССР был должен начать с конца 1940 года, но не успел выполнить свои обязательства — 22 июня 1941 года началась война. Другими словами, кредит Германии от 1935 года стал безвозмездным.

К концу 30-х годов СССР ещё не решил делему необходимости закупать современную технику и оборудование на Западе, а Рейх нуждался в сырье. К тому же западные демократии не охотно делились своими технологиями. 19 августа 1939 года было подписано советско-германское кредитное соглашение. СССР получил 200 млн. марок на 7 лет под 4,5%, в ответ обещал поставлять сырьё и продовольствие. Потом были ещё заключены хозяйственные договоры от 11 февраля 1940 года и 10 января 1941 года.

Переговоры со стороны германцев вёл особо уполномоченный германского правительства Карл Риттер, со стороны СССР – нарком наружной торговли А. И. Микоян. В октябре 1939 года Рейх посетила презентабельная русская делегация из 48 человек во главе с наркомом кораблестроения И. Тевосяном, посреди их был и авиаконструктор А. Яковлев. Делегация посещала полигоны, фабрики, верфи, корабли, знакомились с технологиями, оборудованием. Гитлер отдал разрешение и на ознакомление с военной техникой, под давлением русской делегации, и с новыми эталонами.

СССР заказал сотки современных станков, по данным германцев в 1940-1941 гг. – 6430 станков на 85,4 млн. марок. По воззрению ряда германских исследовательских работ, это даже ослабило военную экономику Германии. А военный потенциал СССР был усилен.

Германские технологии были применены в производстве орудия, боеприпасов, в машиностроении, хим отрасли, металлургии. Не считая того, брали и готовые эталоны: куплен недостр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,697 сек. | 8.62 МБ