Штрафники на войне

Считает неприятель – морально мы слабы.
За ним и лес, и городка сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!

Штрафники на войне

Песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны» была написана в 1964 году. Поэт стал первым, кто заговорил о штрафниках во весь глас. Официального запрета на раскрытие в произведениях темы штрафников в то время не было, о их просто старались не вспоминать, тем паче что материалы о штрафных частях все-то оставались засекреченными. Естественно, что и в годы войны деятели культуры о штрафниках не упоминали.

Существенно позднее о штрафниках стали писать журналисты и писатели, появились художественные киноленты, в каких правду основательно размешивали с вымыслом. Тема оказалась «на слуху», естественно, что появились желающие её поэксплуатировать.

В принципе, хоть какой писатель либо сценарист имеет право на вымысел. Плохо, когда этим правом очевидно злоупотребляют, фактически на сто процентов игнорируя историческую правду. В особенности это относится к синематографу. Не тайна, что современная молодежь читать не очень любит, предпочитая получать информацию из Веба и кинофильмов. После выхода на телеэкраны телесериала «Штрафбат» они эту информацию получили. Сейчас уверить их, что увиденное – неиндивидуальный вымысел, художественное видение режиссера и сценариста, которые имели очень смутное представление о реальных штрафбатах, тяжело. Интересно, что от соблазна не удержался даже синематографический мэтр Михалков, отправивший в «Утомленных солнцем-2» собственного героя Котова в штрафники очевидно на запредельный срок.

В годы войны штрафные батальоны и роты (это принципно различные отдельные воинские части) стали формироваться только с лета 1942 года, просуществовав потом до лета 1945 года. Естественно, что заключенных эшелонами в штрафники не направляли и командирами рот и взводов не назначали.

Тут нужно обмолвиться, что в 1941 году было проведено несколько масштабных амнистий для лиц, совершивших нетяжкие злодеяния и пригодных к службе, тогда на фронт было ориентировано более 750 тыщ человек. Сначала 1942 года последовала еще одна амнистия, давшая армии 157 тыщ человек. Они все шли на пополнение обыденных строевых частей, при этом, некие части и подразделения фактически на сто процентов (не считая офицеров и сержантов) формировались из бывших заключенных. Амнистии для малозначительного количества заключенных длилось и позже, но все амнистированные направлялись исключительно в строевые части.

Формирование штрафных батальонов и рот началось после известного приказа № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу вспять!». Считается, что 1-ая штрафрота была сотворена на Ленинградском фронте за три денька до выхода этого приказа. Общее формирование штрафных подразделений началось с сентября, когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных батальонах и ротах действующей армии.

Предусматривалось, что штрафные батальоны в количестве от 1-го до 3-х создаются на каждом фронте, чтоб «дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по боязливости либо неустойчивости, кровью искупить свои злодеяния перед Родиной отважной борьбой с противником на более тяжелом участке боевых действий».

Видите ли, в штрафбаты направлялись только офицеры и к ним приравненные лица, при этом, решение об этом воспринимали начальники в должности не ниже командира дивизии. Маленькая часть офицеров попадала в штрафбаты по приговорам военных трибуналов. Перед направлением в штрафбат офицеры подлежали разжалованию в рядовые, их заслуги передавались на хранение в отдел кадров фронта. Направлять в штрафбат можно было на срок от месяца до 3-х.

Штрафбатовцы, получившие ранения либо отличившиеся в боях, представлялись к преждевременному освобождению с восстановлением в прежнем звании и правах. Погибшие восстанавливались в звании автоматом, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Предусматривалось, что все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утвержден
ии представления освобождаются из штрафного батальона». Все освобожденные восстанавливались в звании и им возвращали все их заслуги.

Штрафные роты создавались в количестве от 5 до 10 в каждой армии, чтоб «дать возможность рядовым бойцам и младшим командирам всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по боязливости либо неустойчивости, кровью искупить свою вину перед Родиной». В штрафроты могли попасть и бывшие офицеры, если были разжалованы до рядовых решением военного суда. В данном случае, по отбытии срока в штрафроте, им офицерское звание не восстанавливали. Срок пребывания и принцип освобождения из штрафрот (за всегда их существования) был точно таким же, как и из штрафбатов, только решения принимались военными советами армий.

Штрафные батальоны и роты являлись отдельными воинскими частями, впрямую подчиненными командованию фронта и армии, командовали ими только кадровые (штатные) офицеры и комиссары (позже – политработники) для которых предусматривалось сокращение срока выслуги для получения еще одного звания наполовину, а каждый месяц службы засчитывался при предназначении пенсии за 6 месяцев. Командирам штрафников были даны высочайшие дисциплинарные права: комроты как командиру полка, а комбату как командиру дивизии. Сначало количество штатных офицеров и комиссаров в штрафротах доходило до 15 человек, включая оперуполномоченного НКВД и фельдшера, но потом их количество снизилось до 8-10.

На какое-то время в бою штрафник мог поменять убитого командира, но командовать штрафным подразделением в обыкновенной обстановке не мог даже в виде исключения. Штрафники могли назначаться лишь на сержантские должности с присвоением соответственного звания, при этом, в данном случае они получали «сержантское» валютное содержание.

Штрафные части использовались, обычно, на самых небезопасных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв фронтального края противника и т. п. Информация о том, что штрафников пулеметами гнали в бой заградотряды (схожее показано в упоминавшемся телесериале), не подтверждается ни документами, ни мемуарами ветеранов.

В положениях о штрафных частях предусматривалось, что за определенные подвиги штрафники могут представляться к правительственным наградам. Так, А. Кузнецов в статье, посвященной штрафникам, приводит достойные внимания числа, взятые им из архивного документа: «В штрафных частях 64-й армии в период боев под Сталинградом 1023 человека за мужество были освобождены от наказания. Из их награждены: орденом Ленина – 1, Российскей войны II степени – 1, Красноватой Звезды – 17, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» – 134». Напомню, что в армиях были только штрафроты, так что идет речь о штрафниках – сержантах и рядовых. Так что прав был Высоцкий: «И если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь «За отвагу»».

В штрафбаты бывшие заключенные не могли попасть в принципе, если ранее они на получали офицерские звания. В штрафроты попадали и бывшие амнистированные, но только после совершения проступков в строевых частях, где проходили службу. Не считая того, в штрафроты направлялось малозначительное количество осужденных по нетяжким статьям, которым в процессе суда либо уже в колониях давали отсрочку от отбытия наказания с направлением в штрафную роту. Обычно это были не штатские лица, а бывшие военнослужащие либо вояки из тыловых частей, осужденные военными судами.

С 1943 года, когда началось активное пришествие, в штрафроты стали направлять бывших военнослужащих, оставшихся в процессе боев на оккупированной местности, но не пытавшихся перейти линию фронта либо примкнуть к партизанам. Тогда же стали после соответственных проверок направлять в штрафроты добровольно сдавшихся власовцев, полицаев, служащих оккупационных администраций, которые не запятнали себя расправами над мирным популяцией, подпольщиками и партизанами, а по возрасту подлежали призыву на службу.

Всего за годы войны было сотворено 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Время существования у их было разным, некие расформировывались через несколько месяцев после сотворения, другие же вели войны до конца войны, дойдя до Берлина. Наибольшее количество сразу существовавших штрафрот было в июле 1943 года – 335. Были случаи, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых. С 1942 года создавались и штрафные эскадрильи для летчиков, по официальным данным они просуществовали всего несколько месяцев.

С 1943 года количество штрафбатов стало резко понижаться, в 1944 году их осталось всего 11, в каждом приблизительно по две с маленьким сотки человек. Это связано с тем, что опытнейших офицеров в армии не хватало, их стали пореже отправлять в штрафбаты, предпочитая понижать провинившихся в звании на несколько ступеней и назначать на нижестоящие офицерские должности.

Всего за время войны через штрафные части прошло приблизительно 428 тыщ человек. Свою вину, реальную либо надуманную, подавляющее большая часть их искупило с честью, при этом, многие – собственной жизнью. К их памяти следует относиться с почтением, ведь в Величавой Победе есть и их вклад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,939 сек. | 8.34 МБ