Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Ядерный ракетный движок для русских галлактических кораблей

Ядерный ракетный двигатель для российских космических кораблей

Можно было бы начать эту статью обычным пассажем про то, как писатели-фантасты выдвигают смелые идеи, а ученые позже воплощают их в жизнь. Можно, но писать штампами не охото. Лучше вспомнить, что современные ракетные движки, твердотопливные и жидкостные, имеют более чем неудовлетворительные свойства для полетов на относительно далекие дистанции. Вывести груз на орбиту Земли они позволяют, доставить что-то на Луну – тоже, хотя и обходится таковой полет дороже. А вот полететь на Марс с такими движками уже нелегко. Им подавай горючее и окислитель в подходящих объемах. И объемы эти прямо пропорциональны расстоянию, которое нужно преодолеть.

Кандидатура обычным хим ракетным движкам – движки электронные, плазменные и ядерные. Из всех других движков до стадии разработки мотора дошла только одна система – ядерная (ЯРД). В Русском Союзе и в США еще в 50-х годах прошедшего века были начаты работы по созданию ядерных ракетных движков. Америкосы прорабатывали оба варианта таковой силовой установки: реактивный и импульсный. 1-ая концепция предполагает нагрев рабочего тела с помощью ядерного реактора с следующим выбросом через сопла. Имульсный ЯРД, в свою очередь, движет галлактический аппарат за счет поочередных взрывов маленького количества ядерного горючего.

Также в США был выдуман проект «Орион», соединявший внутри себя оба варианта ЯРД. Изготовлено это было последующим образом: из хвостовой части корабля выбрасывались маленькие ядерные заряды мощностью около 100 тонн в тротиловом эквиваленте. Прямо за ними отстреливались железные диски. На расстоянии от корабля выполнялся подрыв заряда, диск испарялся, и вещество разлеталось в различные стороны. Часть его попадала в усиленную хвостовую часть корабля и двигала его вперед. Маленькую надбавку к тяге должно было давать испарение плиты, принимающей на себя удары. Удельная цена такового полета должна была быть всего 150 тогдашних баксов на килограмм полезной нагрузки.

Дошло даже до испытаний: опыт показал, что движение с помощью поочередных импульсов может быть, как и создание кормовой плиты достаточной прочности. Но проект «Орион» был закрыт в 1965 году как неперспективный. Все же, это пока единственная существующая концепция, которая может позволить производить экспедиции хотя бы по Солнечной системе.

До строительства опытнейшего экземпляра удалось дойти только реактивным ЯРД. Это были русский РД-0410 и южноамериканский NERVA. Они работали по схожему принципу: в «обычном» атомном реакторе греется рабочее тело, которое при выбросе из сопел и делает тягу. Рабочим телом обоих движков был водянистый водород, но на русском в качестве вспомогательного вещества употреблялся гептан.

Ядерный ракетный двигатель для российских космических кораблейТяга РД-0410 составляла 3,5 тонны, NERVA давал практически 34, но имел и огромные габариты: 43,7 метров длины и 10,5 в поперечнике против 3,5 и 1,6 метров соответственно у русского мотора. При всем этом южноамериканский движок втрое проигрывал русскому по ресурсу – РД-0410 мог работать битый час.

Но оба мотора, невзирая на перспективность, тоже остались на Земле и никуда не летали. Основная причина закрытия обоих проектов (NERVA посреди 70-х, РД-0410 в 1985 году) – средства. Свойства хим движков ужаснее, чем у ядерных, но стоимость 1-го пуска корабля с ЯРД при схожей полезной нагрузке может быть в 8-12 раз больше запуска такого же «Союза» с ЖРД. И это еще без учета всех расходов, нужных для доведения ядерных движков до пригодности к практическому применению.

Вывод из эксплуатации «дешевых» Шаттлов и отсутствие в ближайшее время революционных прорывов в галлактической технике просит новых решений. В апреле этого года тогдашний глава Роскосмоса А. Перминов заявил о намерении создать и ввести в эксплуатацию совсем новый ЯРД. Конкретно это, по воззрению Роскосмоса, должно кардинально сделать лучше «обс
тановку» во всей мировой астронавтике. Сейчас же выяснилось, кто должен стать очередными революционерами астронавтики: разработкой ЯРД займется ФГУП «Центр Келдыша». Генеральный директор предприятия А. Коротеев уже порадовал общественность новостью о том, что эскизный проект галлактического корабля под новый ЯРД будет готов уже в будущем году. Проект мотора должен быть готов к 2019, а тесты запланированы на 2025 год.

Комплекс получил заглавие ТЭМ – транспортно-энергетический модуль. Он будет нести ядерный реактор с газовым остыванием. С конкретным движителем пока не обусловились: или это будет реактивный движок наподобие РД-0410, или электронный ракетный движок (ЭРД). Но последний тип пока нигде в мире массово не применялся: ими оснащались всего три галлактических аппарата. Но в пользу ЭРД гласит тот факт, что от реактора можно запитывать не только лишь движок, да и огромное количество других агрегатов либо вообщем использовать весь ТЭМ как галлактическую электрическую станцию.

Вы должны войти, чтобы комментировать.