Японские танки периода 2-ой мировой войны. Часть I

За 20 лет до начала войны с Китаем и последовавшего за этим пришествия на всю Юго-Восточную Азию, Японская империя начала формирование собственных бронетанковых войск. Опыт Первой Мировой войны показал перспективы танков и жители страны восходящего солнца приняли его к сведению. Создание японской танковой отрасли началось с кропотливого исследования забугорных машин. Для этого, начиная с 1919 года, Япония закупала у европейских государств маленькие партии танков разных моделей. Посреди 20-х лучшими были признаны французский Рено FT-18 и британский Mk.A Whippet. В апреле 1925 года из этих бронемашин была сформирована 1-ая японская танковая группа. В предстоящем закупка забугорных образцов продолжилась, но особо больших размеров не имела. Японские конструкторы уже подготовили несколько собственных проектов.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Рено FT-17/18 (The 17 had an MG, the 18 had a 37mm gun)
Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Танки Mk.A Whippet Императорской армии Стране восходящего солнца

В 1927 году Осакский арсенал явил миру 1-ый японский танк своей разработки. Машина имела боевую массу 18 тонн и вооружалась 57-мм пушкой и 2-мя пулеметами. Вооружение монтировалось в 2-ух самостоятельных башнях. Полностью разумеется, что 1-ый опыт самостоятельного сотворения бронетехники не увенчался особенным фуррором. Танк «Чи-И» был, в целом, хорош. Но не вышло без т.н. детских заболеваний, что было простительно для самой первой конструкции. Учтя опыт испытаний и пробной эксплуатации в войсках, через четыре года был сотворен очередной танк той же массы. «Тип 91» оснащался 3-мя башнями, в каких находились 70-миллиметровая и 37-миллиметровая пушки, также пулеметы. Броско, что пулеметная башня, будучи созданной для обороны машины с тыла, размещалась за моторным отсеком. Другие две башни размещались в фронтальной и средней части танка. Самое массивное орудие устанавливалось на большой средней башне. Эту схему вооружения и сборки жители страны восходящего солнца применили на последующем собственном среднем танке. «Тип 95» появился в 1935 году и даже строился маленький серией. Но ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей в конечном итоге привел к отказу от многобашенных систем. Все последующие японские бронемашины или оснащались одной башней, или обходились рубкой либо бронещитком пулеметчика.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
1-ый японский средний танк, который назывался как 2587 “Чи-и” (время от времени его называли "средний танк №1")

«Специальный трактор»

После отказа от идеи танка с несколькими башнями японские военные и конструкторы начали развивать другое направление бронетехники, которое в конечном итоге стало основой для целого семейства боевых машин. В 1935 году на вооружение японской армии был принят легкий/малый танк «Тип 94», также узнаваемый под заглавием «ТК» (сокращение от «Токубецу Кенинся» – дословно «Специальный трактор»). Вначале этот танк с боевой массой в три с половиной тонны – из-за этого в европейской систематизации бронетехники он считается танкеткой – разрабатывался как особое тс для перевозки грузов и сопровождения автоколонн. Все же, с течением времени проект развился в всеполноценную легкую боевую машину. Конструкция и сборка танка «Тип 94» потом стала традиционной для японских бронемашин. Корпус «ТК» собирался на каркасе из уголков из катаных листов, наибольшая толщина брони равнялась 12 миллиметрам верхней детали лба. Днище и крыша были втрое тон
ьше. В фронтальной части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение с двигателем внутреннего сгорания Митсубиши «Тип 94» мощностью 35 лошадиных сил. Настолько слабенького мотора хватало на скорость всего в 40 км/ч по шоссе. Подвеска танка была сконструирована по схеме майора Т. Хары. Четыре опорных катка на гусеницу попарно крепились на концах балансира, который, в свою очередь, монтировался на корпусе. Амортизирующим элементом подвески была спиральная пружина, установленная вдоль корпуса и прикрытая цилиндрическим кожухом. С каждого борта ходовая часть оснащалась 2-мя такими блоками, при всем этом зафиксированные концы пружин находились в центре ходовой. Вооружение «Специального трактора» состояло из 1-го пулемета «Тип 91» калибра 6,5 мм. Проект «Тип 94» в целом был удачным, хотя и имел ряд недочетов. Сначала, претензии вызывала слабенькая защита и недостающее вооружение. Всего один пулемет винтовочного калибра был действующим орудием только против слабенького противника.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
«Тип 94» «ТК» оккупированный янки

«Тип 97»/«Те-Ке»

Техническое задание на последующую бронемашину предполагало более высочайшие уровни защиты и огневой мощи. Так как конструкция «Типа 94» имела определенный потенциал в отношении развития, то новый «Тип 97», он же «Те-Ке», по факту стал его глубочайшей модернизацией. По этой причине подвеска и конструкция корпуса «Те-Ке» практически на сто процентов была подобна подходящим агрегатам «Типа 94». В то же время, были и отличия. Боевая масса нового танка выросла до 4,75 тонны, что в купе с новым более массивным движком могло повлечь за собой суровые конфигурации в балансировке. Во избежание очень большой нагрузки на фронтальные опорные катки движок OHV был расположен в корме танка. Двухтактный дизель развивал мощность до 60 л.с. При всем этом повышение мощности мотора не повлекло за собой улучшения ходовых свойств. Скорость «Типа 97» осталась на уровне предшествующего танка «ТК». Перенос мотора в корму востребовал конфигурации сборки и формы фронтальной части корпуса. Так, благодаря повышению свободных объемов в носу танка, удалось сделать более эргономичное рабочее место механика-водителя с более комфортной «рубкой», выступающей над лобовым и верхним листами корпуса. Уровень защиты «Типа 97» был мало выше, чем у «Типа 94». Сейчас весь корпус собирался из 12-миллиметровых листов. Не считая того, высшая часть бортов корпуса имела толщину в 16 мм. Такая увлекательная особенность была обоснована углами наклона листов. Так как лобовой размещался под огромным углом к горизонтали, чем бортовые, различная толщина дозволила обеспечить однообразный уровень защиты со всех ракурсов. Экипаж танка «Тип 97» состоял из 2-ух человек. Они не располагали какими-либо особыми наблюдательными устройствами и воспользовались только смотровыми щелями и прицелами. Рабочее место командира танка размещалось в боевом отделении, в башне. В его распоряжении имелась пушка калибра 37 мм и 7,7-мм пулемет. Орудие «Тип 94» с клиновым затвором заряжалось вручную. Боекомплект из 66 бронебойных и осколочных снарядов укладывался вдоль бортов, снутри корпуса танка. Пробиваемость бронебойного снаряда составляла около 35 мм с дистанции 300 метров. Спаренный пулемет «Тип 97» имел боезапас более 1700 патронов.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Type 97 Te-Ke

Серийное создание танков «Тип 97» началось в 1938-39 годах. До его прекращения в 1942 году было собрано порядка 600 боевых машин. Появившись в самом конце 30-х годов, «Те-Ке» успел поучаствовать фактически во всех военных конфликтах тех пор, от боев в Манчжурии и до десантных операций 1944 года. В 1-ое время индустрия не управлялась с выпуском требуемого количества танков, потому проходилось распределять их меж частями с особенной тщательностью. Применение «Типа 97» в боях шло с
переменным фуррором: слабенькое бронирование не обеспечивало защиты от большой части огневых средств противника, а собственное вооружение не могло дать подабающей огневой мощи и дальности действенного огня. В 1940 году была предпринята попытка установить на «Те-Ке» новейшую пушку со стволом большей длины и прежним калибром. Исходная скорость снаряда выросла на 100 метров за секунду и достигнула уровня в 670-680 м/с. Все же, с течением времени выяснилась дефицитность и этого вооружения.

«Тип 95»

Предстоящим развитием темы легких танков стал «Тип 95» либо «Ха-Го», сделанный мало позднее «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением прошлых машин, но не вышло без суровых конфигураций. Сначала изменили конструкцию ходовой части. На прошлых машинах направляющее колесо также игралось роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница заполучила более обычный для танков тех пор вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней – каркас и катаные листы. Большая часть панелей имело толщину 12 мм, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность мотора, невзирая на боевую массу в семь с половиной тонн, дозволила сохранить и даже повысить скоростные свойства и проходимость машины по сопоставлению с прошлыми. Наибольшая скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное орудие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали достаточно необычным методом. Орудие не закреплялось агрессивно и могло передвигаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку с помощью ее собственных устройств поворота. Боекомплект пушки – 75 унитарных снарядов – располагался вдоль стен боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сначала были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позднее, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 мм. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой – в качающейся установке в фронтальном листе бронекорпуса. Не считая того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного орудия экипажа. Экипаж «Ха-Го», в первый раз в этой линейке легких танков, состоял из 3-х человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка заходил контроль над движком и ведение огня из фронтального пулемета. 2-ой пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

1-ая опытнейшая партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду беспомощности армии последнего, новые японские танки особенных фурроров не достигнули. Мало позднее, во время боев у Халхин-Гола, японским военным в конце концов удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка завершилась грустно: практически все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красноватой Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием дефицитности 37-миллиметровых пушек. В процессе боев русские БТ-5, снаряженные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Не считая того, в составе японских бронетанковых соединений было много пулеметных танков, что очевидно не содействовало успеху в боях.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
«Ха-Го», оккупированный южноамериканскими войсками на полуострове Ио

В предстоящем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значимой различия в калибрах – америкосы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 мм – японские бронемашины нередко несли огромные утраты. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» нередко переделывались в стационарные огневые точки, но и их эффективность была невелика. Последние бои с ролью «Типа 95» состоялись во время
Третьей штатской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, при этом СССР высылал захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США – Гоминьдану. Невзирая на активное внедрение «Типа 95» после 2-ой Мировой войны, этот танк можно признать довольно удачливым. Из 2300 с излишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора 10-ка. Еще несколько 10-ов танков в покоробленном состоянии являются местными достопримечательностями в неких азиатских странах.

Средний «Чи-Ха»

Скоро после начала испытаний танка «Ха-Го» компания «Мицубиси» представила очередной проект, уходящий своими корнями в начало 30-х годов. Сейчас древняя хорошая концепция «ТК» стала основой для нового среднего танка, получившего наименование «Тип 97» либо «Чи-Ха». При всем этом необходимо отметить, что «Чи-Ха» имел не много общих черт с «Те-Ке». Совпадение цифрового индекса разработки было обосновано некими бюрократическими моментами. Все же, без заимствования мыслях дело не обошлось. Новый «Тип 97» имел такую же сборку, как и прошлые машины: мотор в корме, коробка в фронтальной части и боевое отделение меж ними. Конструкция «Чи-Ха» производилась по каркасной системе. Наибольшая толщина катаных листов корпуса в случае с «Типом 97» возросла до 27 мм. Это обеспечило существенное увеличение уровня защиты. Как позднее показала практика, новенькая более толстая броня оказалась куда более стойкой к вооружению противника. Например, южноамериканские многокалиберные пулеметы Браунинг M2 уверенно поражали танки «Ха-Го» на дистанциях до 500 метров, но на броне «Чи-Ха» они оставляли только вмятины. Более приличное бронирование привело к увеличению боевой массы танка до 15,8 тонны. Данный факт востребовал установить новый движок. На ранешних стадиях проекта рассматривалось два мотора. Оба имели схожую мощность в 170 л.с., но были разработаны различными фирмами. В конечном итоге был избран дизель Митсубиши, оказавшийся немногим более комфортным в производстве. Ну и возможность резвой и комфортной связи конструкторов-танкостроителей с инженерами-двигателистами сделала свое дело.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I

Беря во внимание текущие тенденции развития забугорных танков, конструкторы «Мицубиси» решили оснастить новый «Тип 97» более массивным орудием, чем было у прошлых танков. На поворотной башне была установлена 57-миллиметровая пушка «Тип 97». Как и на «Ха-Го», пушка могла качаться на цапфах не только лишь в вертикальной плоскости, да и в горизонтальной, в границах сектора шириной 20°. Броско, что узкая наводка орудия по горизонтали выполнялась безо всяких механических средств – только физической силой наводчика. Вертикальная наводка осуществлялась в секторе от -9° до +21°. В стандартном боекомплекте пушки было 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных снарядов. Бронебойный боеприпас весом в 2,58 кг с километра пробивал до 12 мм брони. На в два раза наименьшей дистанции показатель пробиваемости повышался в полтора раза. Дополнительное вооружение «Чи-Ха» состояло из 2-ух пулеметов «Тип 97». Какой-то из них размещался в фронтальной части корпуса, а другой предназначался для обороны от нападения сзади. Новое орудие принудило танкостроителей пойти на еще одно повышение экипажа. Сейчас в него входило четыре человека: механик-водитель, стрелок, заряжающий и командир-наводчик.

В 1942 году на базе «Типа 97» был сотворен танк «Шинхото Чи-Ха», отличавшийся от уникальной модели новейшей пушкой. 47-мм орудие «Тип 1» позволило прирастить боекомплект до 102 снарядов и сразу с этим повысить бронепробиваемость. Ствол длиной в 48 калибров разгонял снаряд до таких скоростей, на которых он мог пробить до 68-70 мм брони на дистанции до 500 метров. Освеженный танк оказался более действенным против бронетехники и укреплений противника, в связи с чем было начато серийное создание. Не считая того, большая часть из семисот с излишним сделанных «Шинхото Чи-Ха» была переоборудована в процессе ремонта из обычных танков «Тип 97».

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I

Боевое применение «Чи-Ха», начатое в 1-ые же месяцы войны на Тихоокеанском театре военных действий, до определенного времени демонстрировало достаточную эффективность примененных решений. Но с течением времени, когда в войну вступили США, уже имевшие в войсках такие танки, как M3 Lee, стало понятно, что все имеющиеся у Стране восходящего солнца легкие и средние танки просто не могут биться с ними. Для надежного поражения американских танков требовались четкие попадания в определенные их части. Конкретно это послужило предпосылкой для сотворения новейшей башни с пушкой «Тип 1». Так либо по другому, ни одна из модификаций «Типа 97» не могла на равных соперничать с техникой противника, США либо СССР. В том числе и в итоге этого из приблизительно 2100 штук до нашего времени дожило только два целых танка «Чи-Ха». Еще дюжина сохранилась в покоробленном виде и тоже является музейными экспонатами.

По материалам веб-сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://wwiivehicles.com/
http://www3.plala.or.jp/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 2,026 сек. | 8.7 МБ