Экспериментальные истребители серии Е (часть-5) Е-155П, 155М и 155МП

Возникновение в США в конце 1950-х годов сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, таких как B-58 «Хастлер», и работы по созданию еще больше высотных и высокоскоростных машин XB-70 «Валькирия», также разведчиков SR-71 «Блэкберд» поставили перед индустрией СССР задачку по созданию действенного средства противодействия. К этому моменту ОКБ Микояна уже имело опыт по созданию сверхзвуковых истребителей-перехватчиков. Последние экспериментальные самолет этой серии Е-150 и Е-152 в первый раз в СССР проявили возможность полета со скоростью в 3 000 км/ч и заслуги высоты полета в 22-23 км (при всем этом время полета на высочайшей сверхзвуковой скорости было ограничено).

Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155П

Достигнутых высотно-технических черт было полностью довольно для создаваемого истребителя-перехватчика, при всем этом для удачной борьбы с новыми южноамериканскими самолетами B-58, XB-70 и SR-71, он был должен иметь РЛС с большей дальностью обнаружения цели, владеть существенно большенными рубежами перехвата и оснащаться всеракурсными ракетами «воздух-воздух», владеющими большой дальностью запуска. К созданию машины, отвечающей этим характеристикам и получившей обозначение Е-155 в ОКБ им. А. И. Микояна приступили в 1961 году. В рамках проектирования новейшей машины учитывался опыт, приобретенный при разработке истребителей Е-150 и Е-152. Очень принципиальное значение имел приобретенный опыт по использованию конструкционных материалов, способных выдержать сильный термодинамический нагрев во время полета на высочайшей сверхзвуковой скорости. Также использовались выработки по низконапорному турбореактивному движку Р15-300 и автоматизации процесса перехвата.

Разработанные в ОКБ А. И. Микояна предложения отыскали поддержку у управления Минобороны, и 5 февраля 1962 года увидело свет постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о разработке истребителя-перехватчика Е-155П и разработке на его базе высотного лазутчика Е-155Р. В этом же году прошла макетная комиссия по новенькому истребителю. Своим внешним обликом Е-155 не был похож ни на один из существовших на тот момент истребителей. Е-155 собирались оснастить боковыми плоскими воздухопоглотителями с горизонтальным клином, узким трапециевидным крылом малого удлинения и двухкилевым оперением.

Экспериментальные истребители серии Е (часть-5) Е-155П, 155М и 155МП

Большая взлетная масса истребителя (больше 35 т.) и уникальные высотно-скоростные свойства (скорость около 3 000 км/ч, наибольший потолок 22-23 км.) продиктовали выбор силовой установки, которая состояла из 2-х ТРДФ типа Р15Б-300, которые в режиме форсажа выдавали тягу по 11 200 кгс каждый. Движки были установлены рядом и размещались в хвостовой части фюзеляжа. Создание истребителя-перехватчика со настолько высочайшими рубежами перехвата и высотно-скоростными чертами было связано с необходимостью преодоления термического барьера. Было разумеется, что классические конструкционные материалы, используемые в авиации, не сумеют употребляться в критериях долгого по времени нагрева до температур около 300 градусов Цельсия, которые появлялись при сверхзвуковых полетах с числами М>2.5. Понимая это, в качестве главных конструкционных материалов для истребителя-перехватчика Е-155 были применены особые нержавеющие стали: ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5 (составляли до 80% от общей массы конструкции), также титановые сплавы (приблизительно 8% массы) и жаропрочные дюралевые сплавы Д-19Т и АТЧ-1 (приблизительно 11% массы). Главным технологическим процессом при производстве планера истребителя стал процесс автоматической сварки.

В 1962-63 годах на опытнейшем производстве ОКБ-155 начались работы по постройке 4-х первых опытнейших экземпляров самолета Е-155: по 2 в варианте перехватчика и лазутчика. Сборка первой модели Е-155П1 была окончена летом 1964 года. 12 августа самолет переместился на летную станцию ОКБ в Жуковском и уже 9 сентября летчик-испытатель П. М. Остапенко 1-ый раз поднял истребитель в воздух. Спустя год на летные тесты поступила и 2-ая машина – Е-155П2. Для ускорения процесса испытаний параллельно было начато создание опытнейших истребителей на заводе №21, расположенном в Горьком. К 1966 году к госиспытаниям присоединил
ись еще 2 истребителя-перехватчика: Е-155П3 и Е-155П4. В отличие от 2-ух первых истребителей они имели по 4 точки подвески ракет (1-ые макеты несли всего по 2-е ракеты К-40).

В 1966 г. в ОКБ Микояна выполнили работы по внедрению в конструкцию сделанных самолетов как перехватчиков, так и разведчиков существенного объема различного рода конструктивных усовершенствований. К их числу можно отнести: удлинение носовой части фюзеляжа, изменение оборудования кабины пилота, внедрение движков с автономным пуском с помощью турбостартера и приводов генераторов переменного тока, усиление крыла, повышение площади килей, модификацию системы регулирования воздухопоглотителей, применение новых законцовок без «ластов» с обыкновенными противофлаттерными грузами, внедрение колесно-лыжного шасси (на практике не реализовано), подмену части самолетного оборудования более совершенным.

Экспериментальные истребители серии Е (часть-5) Е-155П, 155М и 155МП

Уже в 1967 г. в Горьком были готовы 1-ые серийные перехватчики, образцом для серийного производства которых стал истребитель Е-155П6. Все машины, вкупе с истребителями установочной партии, приняли роль в госиспытаниях комплекса перехвата С-155, которые начались в декабре 1965 года. 1-ый шаг проведения муниципальных испытаний был завершен в ноябре 1968 года, когда было выдано предварительное заключение о запуске в серийное создание истребителя-перехватчика, которому было присвоено официальное обозначение МиГ-25П. В ноябре 1968 года начался 2-ой шаг госиспытаний, который удалось удачно окончить в мае 1970 года. Незадолго перед этим 1-ые серийные перехватчики поступили в Учебный центр авиации ПВО, расположенный в Саваслейке, также в авиаполк в Правдинске. Тут были начаты войсковые тесты самолета, а со 2-ой половины 1970 года было начато перевооружение на новый тип самолета и других русских авиаполков ПВО.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155МП

Уже в 1966 году в ОКБ Микояна начали работы над проектом нового многоцелевого самолета Е-155М, который был должен стать двухместным, самолет планировалось оснастить 2-мя турбореактивными движками РД36-41М и крылом изменяемой геометрии. Основой для этого самолета был перехватчик Е-158, который являлся развитием Е-155П (МиГ-25П). Данный самолет разрабатывался в 3-х главных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП, самолета-разведчика Е-155МР и фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ.

Перехватчик Е-155МП был первым в мире боевым самолетом, базу системы управления вооружением которого должна была составить РЛС, имеющая фазированную антенную решетку (ФАР) «Заслон». Данная РЛС могла обеспечить истребителю обнаружение воздушных целей разных типов на значимом удалении во всем спектре скоростей полета и высот. В том числе идет речь о маловысотных целях, которые совершают полет на фоне земли. Применение таковой РЛС позволяло обеспечить широкий угол обзора и отрешиться от использования механических приводов антенны, которые обладали малым быстродействием, кроме этого решалась неувязка атаки и сопровождения сразу огромного числа воздушных целей без ограничений по углам полета.

Экспериментальные истребители серии Е (часть-5) Е-155П, 155М и 155МП

Проект Е-155МП был готов в 1968 году. На муниципальные тесты машину нужно было предоставить в 4-м квартале 1971 года. Но последующие исследования по проекту выявили необходимость конфигурации схемы истребителя. При существовавшей схеме практический потолок и скороподъемность были недостающими, а конструкция истребителя была перетяжеленной. В конечном итоге в 1969 году начались работы над новейшей схемой, а в 1971 году для истребителя-перехватчика совсем утвердили схему с фиксированным трапециевидным крылом, двухместной кабиной пилотов (летчик и оператор) и конформной подвеской ракет под фюзеляжем истребителя. Силовая установка машины была представлена движками Д-30Ф-6. К данному самолету были предъявлены новые требования, а именно возможность воплощения полуавтономных боевых действий при отсутствии сплошного рад

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 36 | 0,728 сек. | 8.33 МБ