Экспериментальные САУ – АТ-1

АТ-1 (Артиллерийский танк-1) – по систематизации танков середины 1930-х годов относился к классу специально сделанных танков, по современно систематизации числился бы противотанковой самоходной артиллерийской установкой 1935 года выпуска. Работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, который получил официальное обозначение АТ-1, начались на заводе №185 им. Кирова в 1934 году. Предполагалось, что сделанный танк поменяет Т-26-4, серийный выпуск которого русской индустрии так и не удалось сделать. В качестве основного орудия АТ-1 выступала 76,2-мм пушка ПС-3, сконструированная П. Сячентовым.

Данная артиллерийская система была спроектирована как особое танковое орудие, которое оснащалось панорамным и телескопическим прицелами и ножным спуском. По собственной мощности пушка ПС-3 превосходила 76,2-мм орудие обр. 1927 года, которое устанавливалось на танки Т-26-4. Все работы по проектированию нового танка АТ-1 велись под управлением П. Сячентова, являвшегося начальником конструкторского отдела по САУ опытнейшего завода № 185 им. Кирова. К весне 1935 года было произведено 2 опытнейших эталона данной машины.

Особенности конструкции

САУ АТ-1 относилась к классу закрытых самоходных установок. Боевое отделение было размещено в средней части машины в защищенной бронерубке. Главным вооружением САУ была 76,2-мм пушка ПС-3, которая монтировалась на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе. Дополнительным вооружением служил 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в шаровой установке справа от орудия. Дополнительно АТ-1 могла вооружаться вторым пулеметом ДТ, который мог употребляться экипажем для самообороны. Для его установки в корме и бортах бронерубки имелись особые амбразуры, прикрываемые бронезаслонками. Экипаж САУ состоял из 3 человек: механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу движения машины, наблюдающего (он же заряжающий), который находился в боевом отделении справа от орудия и артиллериста, который располагался слева от него. В крыше рубки имелись лючки для посадки и посадки экипажа самоходки.

Экспериментальные САУ – АТ-1

Пушка ПС-3 могла посылать бронебойный снаряд со скоростью 520 м/с, имела панорамный и телескопический прицелы, ножной спуск и могла употребляться как для стрельбы прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Углы вертикального наведения составляли от -5 до +45 градусов, горизонтального наведения – 40 градусов (в обе стороны) без поворота корпуса САУ. Боекомплект включал в себя 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов к пулеметам (29 дисков).

Броневая защита самоходки была противопульной и включала в себя катаные броенелисты шириной 6, 8 и 15 мм. Бронерубка изготавливалась из листов шириной 6 и 15 мм. Соединение бронированных деталей корпуса обеспечивалось заклепками. Бортовые и кормовые бронелисты рубки для способности удаления пороховых газов при ведении огня наполовину собственной высоты были изготовлены откидными на петлях. При всем этом щели в 0,3 мм. меж откидными щитками и корпусом самоходки не обеспечивали экипажу машины защиты от поражения свинцовыми брызгами от пуль.

Ходовая часть, коробка и движок были в постоянном виде взяты у танка Т-26. Запуск мотора выполнялся с помощью электростартера «МАЧ-4539» мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт), либо «Сцинтилла» мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), либо с помощью заводной ручки. В систем зажигания применялось основное магнето типа «Сцинтилла», «Бош» либо АТЭ ВЭО, также пусковое магнето «Сцинтилла» либо АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков установки АТ-1 составляла 182 литра, этого припаса горючего хватало для того чтоб преодолеть 140 км. при движении по шоссе.

Экспериментальные САУ – АТ-1

Электрическое оборудование САУ АТ-1 было сделано по однопроводной схеме. Напряжение внутреннее сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии применялись генераторы «Сцинтилла» либо ГА-4545 мощностью 190 Вт и напряжением 12,5 В и аккумуляторная батарея 6СТА-144, владеющая емкостью 144 А•ч.

Судьба проекта

1-ый экземпляр самоходной установки АТ-1 был п
ередан на тесты в апреле 1935 года. По своим ходовым качествам он ничем не отличался от серийного танка Т-26. Проведение огневых испытаний показало, что скорострельность орудия без исправления наводки добивается 12-15 выстрелов за минуту при большей дальности ведения огня в 10,5 км., заместо требуемых 8 км. В отличие от испытываемой ранее установки СУ-1, ведение огня во время движения прошло в целом удачно. При всем этом были выявлены и недочеты машины, которые не дозволили передать АТ-1 на войсковые тесты. Относительно орудия ПС-3 военинженер 3 ранга Соркин написал в собственном письме на имя наркома обороны последующее:

«Ствол № 23 был смонтирован на АТ-1 и прошел с ним полный цикл полигонных испытаний… Орудия №№ 4 и 59 неоднократно проходили тесты на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, при всем этом на сто процентов бесперебойной работы автоматики достигнуть так и не удалось. До устранения данного недостатка передавать систему АТ-1 на войсковые тесты не представлялось вероятным …»

По результатам проведенных испытаний САУ АТ-1 была отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду характеристик (например, неловкое положение поворотного механизма, размещение боекомплекта и т.д.) допускать САУ на войсковые тесты не стали.

Экспериментальные САУ – АТ-1

2-ой экземпляр САУ АТ-1 преследовали те же беды, что и 1-ый. Сначала они были связаны с работой артиллерийской установки. Для того чтоб «спасти» собственный проект спецы Кировского завода выступили с предложением об установке на САУ собственного орудия Л-7. В отличие от пушки ПС-3, данное орудие создавалось не с нуля, его макетом стало 76,2 мм орудие системы Тарнавского-Лендера, по этому орудие Л-7 имело родственную с ним баллистику.

Хотя конструкторы заявляли о том, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые пушки, на самом деле Л-7 также обладала довольно огромным количеством недочетов. Попытка вооружить АТ-1 данным орудием не привела к успеху из-за ряда конструктивных особенностей, а заниматься проектированием новейшей бронерубки сочли нецелесообразным. Сопоставив все имеющиеся данные по проекту АБТУ отважилось на выпуск маленький предсерийной партии из 10 САУ АТ-1, которые оснащались пушками ПС-3, также усовершенствованным шасси. Данную партию желали использовать на расширенных полигонных и войсковых испытаниях.

Создание пушек ПС-3 планировалось сделать на Кировском заводе, корпуса САУ должны были выполняться на Ижорском заводе, поставками ходовой части был должен заниматься завод №174. При всем этом, заместо того чтоб готовит машину к серийному выпуску и заниматься устранением выявленных недочетов артсистемы ПС-3, «кировцы» занимались усиленным продвижением собственных конструкций. После беды с орудием Л-7 на заводе предложили испытать ее усовершенствованный вариант, который получил обозначение Л-10. Но и это орудие в рубку АТ-1 установить не вышло. Усугублялось положение тем, что завод №174 был загружен выпуском серийных танков Т-26, потому даже выпуск 10 шасси для САУ АТ-1 стал для него непосильной задачей.

Экспериментальные САУ – АТ-1

В 1937 году ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185 П. Сячентов был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Данное событие послужило предпосылкой прекращения работ по многим проектам, которые он курировал. Посреди этих проектов оказалась и САУ АТ-1, хотя Ижорский завод к тому моменту уже успел произвести 8 бронекорпусов, а завод №174 начал производить сборку первых машин.

Одному из сделанных корпусов АТ-1 нашлось применение только 3 года спустя, во время советско-финской войны. В январе 1940 года по требованию командиров и бойцов 35-й танковой бригады, которая вела боевые деяния на Карельском перешейке, завод №174 принялся за работы по созданию «санитарного танка», который предназначался для эвакуации покалеченых с поля боя. Данная инициатива была одобрена начальником АБТУ РККА Д. Павловым. В качестве базы для сотворения машины был применен один из имеющихся на заводе корпусов АТ-1, который на месте, без каких-то чертежей, был пер
еделан под эвакуацию покалеченых. Заводчане планировали подарить санитарный танк танкистам к праздничку 23 февраля, но из-за задержек с созданием машина на фронт так и не попала. После окончания боевых действий санитарный танк Т-26 (так он назывался в промышленных документах) был выслан в Приволжский военный округ, о предстоящей судьбе этой разработки ничего не понятно.

Подводя результат можно сказать, что АТ-1 являлся первой в СССР самоходной артиллерийской установкой. Для тех пор, когда военные все еще увлекались пулеметными танкетками либо танками, вооруженными 37-мм пушками, САУ АТ-1 справедливо могла считаться очень массивным орудием.

Тактико-технические свойства: АТ-1
Масса: 9,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 4,62 м., ширина 2,45 м., высота 2,03 м.
Экипаж: 3 чел.
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 76,2-мм пушка ПС-3, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 40 выстрелов, 1827 патронов к пулемету
Движок: рядный 4-цилиндровыйкарбюраторный воздушного остывания от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Наибольшая скорость: по шоссе – 30 км/час, по пересеченной местности – 15 км/ч.
Припас хода: по шоссе – 140 км., по пересеченной местности – 110 км.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 1,269 сек. | 8.68 МБ