Экспериментальные истребители серии Е Е-8 – опережающий время

Экспериментальные истребители серии Е Е-8 – опережающий время

В 2000 году, когда широкой авиационной общественности был продемонстрирован новый истребитель МиГ 1.44 МФИ (многоцелевой фронтовой истребитель), который являлся опытно-экспериментальным русским макетом истребителя 5-го поколения, многие знатоки авиации отметили, что сборка машины в чем либо припоминает серийный южноамериканский истребитель F-16. В то время только немногие авиационные спецы, представлявшие старшее поколение, отметили, что это не совершенно так. Новый русский истребитель вправду имеет сходство с F-16, но в то же время южноамериканский истребитель повторяет наружные черты опытнейшего микояновского истребителя Е-8, который появился на свет фактически на 15 лет ранее F-16. Экспериментальный истребитель Е-8 еще в 60-е годы являлся самолетом, который на много лет опережал свое время. 

Опытнейший истребитель-перехватчик Е-8 разрабатывался как глубочайшая модернизация серийного истребителя МиГ-21ПФ, но имел такое количество новых конструкционных особенностей, что ему уже на исходном шаге проектирования в 1960 году решено было присвоить будущий индекс МиГ-23. Сначало планировалось, что новый истребитель поменяет в производстве МиГ-21П и будет массовым самолетом. Создание новейшей машины велось в согласовании с решение комиссии ВПК от 30 мая 1960 года о разработке истребителя-перехватчика МиГ-23. Данный самолет был развитием МиГ-21ПФ, снаряженным новейшей системой вооружения С-23, разработанной на базе РЛС «Сапфир-1», инфракрасного пеленгатора «Спектр», также 2-ух ракет К-23 с увеличенной дальностью полета. Новый истребитель Е-8 предназначался для поражения воздушных целей как в фронтальной, так и в задней полусферах в хоть какое время суток в обычных и сложных метеоусловиях. 

Главной неувязкой при модернизации самолета было то, что поперечник антенны РЛС «Сапфир» в собственном начальном варианте значительно превосходил поперечник антенны РЛС ЦД-30Т, вот поэтому расположить ее в носовом конусе серийного истребителя МиГ-21 было нереально. Этот факт привел к перекомпоновке не только лишь носовой части фюзеляжа, да и всего истребителя в целом. От базисной модели, кроме оперения, крыла и главных опор шасси (и то не в полном объеме), практически ничего не сохранилось. Более того, возросший взлетный вес нового самолета востребовал установки на него более массивного по сопоставлению с Р-11Ф-300 мотора, новый самолет нуждался в силовой установке с тягой минимум на 800-1000 кгс больше собственного предшественника. При всем этом новый движок был должен владеть габаритами предшествующего, для того чтоб расслабленно занять его место. 

Увлекателен тот факт, что новый движок был сотворен не «родным» ОКБ-300 С. К. Туманского, а КБ при серийном заводе, возглавляемым Н. Г. Мецхваришвили. При всем этом конструкторы применили способ малых приращений главных характеристик базисной модели авиадвигателя: по немножко прирастили поперечник проточной части компрессора и частоту вращения, повысили степень сжатия, изменили профиль лопаток, использовали новые жаропрочные сплавы для производства лопаток турбины. Новый движок получил обозначение Р-21Ф-300 (также довольно распространенно его облегченное наименование Р-21-300). Данный движок имел те же системы, что и Р-11Ф-300, включая противообледенительную систему входной части, кислородную подпитку пусковых воспламенителей (позволяло достигнуть роста высотности пуска). При всем этом его вес и габариты поменялись некординально. 

Экспериментальные истребители серии Е Е-8 – опережающий время

Экспериментальный истребитель Е-8

Новый движок удачно прошел стендовые тесты: все требуемые по проекту свойства были получены уже на 3-м экземпляре авиадвигателя. Создателям удалось повысить его тягу на наивысшем режиме работы с 3950 до 4700 кгс, а в режиме форсажа с 6175 до 7200 кгс. Благодаря этому, при взлетном весе истребителя Е-8 6800 кг его тяговооруженность могла превысить единицу. 

Посреди главных аэродинамических особенностей экспериментального Е-8 можно было выделить три более существенных. 1-ая – необыкновенный вид воздухопоглотителя. 2-ая – складывающийся во время выпуска шасси подфюзеляжный гребень, который потом употреблялся на серийном истребителе МиГ-23. 3-я – наличие фронтального горизонтального оперения (ПГО либо «дестабилизаторов») с размахом в 2,6 метра, при всем этом ПГО не имело механизма управления. На дозвуковых скоростях полета истребителя фронтальное горизонтальное оперение находилось в свободном флюгерном режиме, а на сверхзвуковых скоростях полета при М>1,5 оно фиксировалось параллельно строительной горизонтали истребителя, что позволяло двинуть фокус машины вперед, компенсируя его смещение вспять при переходе скорости звука. Данное решение позволяло повысить коэффициент подъемной силы более чем в 2 раза на скоростях, которые соответствовали либо превосходили М=1,5, и в 2 раза – на скоростях равных М=2,0. На скорости в 2 «маха» на высоте 15 км наибольшая допустимая перегрузка должна была вырасти с 2,5 до 5,1, что являлось свидетельством улучшения маневренных свойств машины. 

Очередной новинкой истребителя Е-8 было то, что все топливные баки в фюзеляже были уже не резиновыми (вкладными) баками, как на всех существовавших ранее серийных модификациях МиГ-21. Новые баки входили в конструкцию самолета и в предстоящем получили распространение на всех без исключения истребителях ОКБ «МиГ». В общей трудности экспериментальный истребитель Е-8 мог принять в свои баки – 5 фюзеляжных баков-отсеков, также 4 крыльевых бака – 3200 л. горючего. Кроме этого на истребителе Е-8 была сотворена система сдува пограничного слоя с закрылков во время посадки.

Также на истребителе была смонтирован система спасения «СК», сделанная в ОКБ А. И. Микояна. Но, если на первых серийных истребителях МиГ-21 в процессе катапультирования выход кресла из кабины пилота осуществлялся таким макаром, что летчик защищался от встречного воздушного потока фонарем кабины, то на Е-8 фонарь уже не защищал пилота (он откидывался набок и сбрасывался раздельно). По этой причине катапультирование было ограничено скоростью в 800 км/ч. 

Главные отличия истребителя Е-8 от МиГ-21ПФ:

— новенькая силовая установка на базе Р-21Ф-300 со всережимным двухстворчатым соплом;
— новые головная и хвостовая часть фюзеляжа, топливные баки самолета (в первый раз в практике ОКБ) были частью конструкции фюзеляжа;
— наличие плоского подфюзеляжного воздухопоглотителя с регулируемым вертикальным клином;
— хвостовое оперение и крыло с серийного истребителя МиГ-21ПФ с доработками под новый фюзеляж и стыковку с ним; 
— фонарь козырькового типа с открытием в сторону, смонтировано сиденье СК-3, система спасения пилота реализована без защиты фонарем кабины;
— установлено фронтальное горизонтальное оперение (дестабилизатор), горизонтальное оперение опущено на 150 мм;
— один тормозной щиток снизу;
— отклоняемый подфюзеляжный гребень;
— на пилоне под фюзеляжем мог устанавливаться 1 ПТБ емкостью 600 л.

К сентябрю 1961 года проект нового истребителя Е-8 был на сто процентов готов, но создатели комплекса С-23 не смогли впору передать для испытаний ни ракеты, ни РЛС, потому на Е-8 было решено временно установить обыденную систему вооружения ЦД-30ТП, две серийные ракеты К-13 и инфракрасный визир «Самоцвет». Пушечное вооружение на экспериментальном истребителе предвидено не было. При всем этом истребитель начали обозначать, как МиГ-21М. Всего было собранно два летных экземпляра машины: в январе 1962 года был готов Е-8/1, а в мае такого же года – Е-8/2. 

На обоих макетах заместо РЛС были смонтированы их габаритно-весовые макеты и КЗА. 1-ый полет истребителя Е-8/1 состоялся 17 апреля 1962 года, самолет поднял в воздух Г. К. Мосолов, летчик-испытатель ОКБ-155. В этом и следующих испытательных полетах, кроме определения черт маневренности и стойкости истребителя, снятия высотных и высокоскоростных характеристик, отрабатывался механизм ПГО, уточнялись методы управления воздухопоглотителем, также решались другие задачки. В целом новенькая машина обнадеживала создателей. В то же время все портила ненадежность новейшей силовой установка. Фактически в каждом полете фиксировались перегревы, помпажи и т.п. Более 6 раз движок истребителя самопроизвольно останавливался.

11 сентября 1962 года во время выполнения 40 полета истребитель Е-8/1 потерпел трагедию и разбился в 60 км юго-восточнее аэродрома ЛИИ. Движок истребителя разрушился на высоте 10 000 метров при скорости, которая соответствовала М=1,7. Осмотр обломков разбившейся машины показал, что предпосылкой катастрофы стало разрушение диска 6-й ступени компрессора. Осколок данной ступени пробил корпус авиадвигателя и повредил топливный бак и обе гидросистемы, что привело к потере управления машиной и пожару. После чего осколок стукнул по правому элерону, разрушив его и пустив самолет в спиральное падение. Летчик-испытатель Мосолов сумел катапультироваться из перевернутого истребителя на высоте около 8 км, повредив при всем этом ногу и руку. В момент приземления он был еще более травмирован. Летчик был найден только через 2,5 часа после трагедии и в томном состоянии госпитализирован. Докторам с трудом удалось спасти летчику-испытателю жизнь. 

29 июля 1962 года в первый раз поднялся в воздух Е-8/2, который пилотировал А. В. Федотов. К 4 сентября на данном истребителе было выполнено 13 испытательных полетов по снятию лётных черт с подвеской макетов ракет К-13, отработке силовой установки, исследованию тряски дестабилизатора. На самолете был достигнут практический потолок в 19 650 метров, также наибольшая скорость в 2050 км/ч на высоте в 15 000 метров. Но после утраты первого экземпляра истребителя полеты на Е-8/2 были прекращены. Через некое время из-за отсутствия надежности двигательной установки, также из-за того, что зеркало новейшей РЛС «Сапфир» удалось существенно уменьшить и вписать в конус серийного истребителя МиГ-21, проект был закрыт. Длительное время после чего истребитель Е-8/2 простоял без дела на летной станции ОКБ в Жуковском, после этого был применен для проведения наземной отработки ряда частей грядущего истребителя МиГ-23. 

Новый истребитель можно было довести до требуемого уровня надежности, но в тот момент времени в ОКБ уже полным ходом велась работа по проектированию совсем нового истребителя МиГ-23, который оснащался крылом изменяемой стреловидности. В то же время практически в самом начале 1960-х годов новый истребитель Е-8 мог стать машиной маневренного воздушного боя, аналогичной современным истребителям F-16 и МиГ-29

Тактико-технические свойства Е-8:

Размеры: размах крыла – 7,15 м., длина – 16,9 м.
Площадь крыла – 23,12 кв. м. 
Масса самолета обычная взлетная – 6 800 кг., наибольшая взлетная – 8200 кг.
Тип мотора – ТРДФ Р-21Ф-300, тягой 7 200 кгс.
Наибольшая скорость – 2230 км/ч. (М=2,1).
Практический потолок – 20 300 м.
Время набора высоты – 18 000 метров – 5,9 мин.
Вооружение: точки подвески – 2, УР воздух-воздух Р-3С либо Р-23Т.
Экипаж – 1 человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 36 | 0,853 сек. | 8.7 МБ