Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

МиГ-29 от коллапса до расцвета

МиГ-29 от коллапса до расцвета

Перспективы продаж известного семейства истребителей
Плохая рекламная стратегия управления «МиГа», порожденная завышенными ожиданиями после необыкновенного малайзийского договора 1994 года и направленная на совсем нереалистические ценовые характеристики, привела к тому, что во 2-ой половине 90-х заключили только два маленьких договора на поставку поначалу 3-х истребителей в Перу, а потом восьми – в Бангладеш. Конструктивно поменять ситуацию удалось только с 1999 года новенькому управлению «МиГа» во главе с Николаем Никитиным при поддержке правительства Рф.

Усилия нового управления были ориентированы сначала на активизацию корпоративного строительства. На базе осколков ВПК «МАПО» сотворена вертикально встроенная компания, получившая наименование «Российская самолетостроительная компания (РСК) «МиГ».

Более оживленным стал инноваторский процесс: ускорились работы по созданию новых версий МиГ-29, сначала МиГ-29СМТ и МиГ-29К. Заключен целый ряд договоров, которые дозволили равномерно возобновить создание и хотя бы отчасти профинансировать НИОКР.

Прямо до кризиса

В 2000–2003 годах заключены договоры с рядом государств Африки, Близкого Востока и Юго-Восточной Азии. Экспортировано в общей трудности более 45 истребителей разных модификаций. Не считая того, получены договоры на поставку модификации МиГ-29СМТ либо модернизацию ранее эталона ранее обретенных самолетов.

В 2001-м в Эритрею поставлено два МиГ-29, которые потом модернизированы до эталона МиГ-29СМТ («9-18»). В 2003–2004 годах 12 машин МиГ-29 получил Судан, заплативший за истребители предположительно 140–150 миллионов баксов. Такую же партию МиГ-29 законтрактовала в 2001-м Мьянма, поставки осуществлены в 2001–2002 годах. В конце концов, большая программка закупок и следующей модернизации в общей трудности 20 машин была реализована в интересах Йемена. Поначалу в 2001-м куплены 12 истребителей МиГ-29 и два МиГ-29УБ на сумму 420 миллионов баксов. Потом в 2004-м подписан дополнительный договор, который предугадывал покупку 6 новых МиГ-29СМТ и модернизацию ранее переданных 14 машин до версии МиГ-29СМТ.

Таким макаром, к середине нулевых годов компания РСК «МиГ» вышла из кризисной ситуации конца 90-х. Существенно укрепилась ее корпоративная структура, стало лучше финансовое положение, сотворен новый конкурентоспособный продукт МиГ-29СМТ, появились предпосылки для восстановления производства полного цикла.

Расцвет экспортных перспектив истребителей семейства МиГ-29 пришелся на период 2004–2007 годов. 24 января 2004-го сразу с подписанием соглашения по перестройке для Индии авианосца Vikramaditya заключен договор предположительной ценой около 750 миллионов баксов на разработку и поставку индийским ВМС 16-палубных истребителей МиГ-29К/КУБ в новеньком виде («9-41»/«9-47»). В 2004–2005 годах велись переговоры о продаже большой (до 50 единиц) партии МиГ-29СМТ в Венесуэлу. В конце 2005 – начале 2006-го подписан отлично узнаваемый договор ценой 1,3 млрд баксов на поставку в Алжир 28 МиГ-29СМТ («9-19») и 6 МиГ-29УБТ («9-53»).

МиГ-29 от коллапса до расцвета
МиГ-29М ОВТ. Источник: ОАО РСК «МиГ»

В конце концов, в апреле 2007 года Сирия законтрактовала 12 истребителей МиГ-29М/М2 и четыре перехватчика МиГ-31Э на общую сумму 1,5 млрд евро, став практически стартовым заказчиком машин обоих типов.

В случае удачной реализации проектов поставки истребителей семейства МиГ-29 полностью могли бы стать сравнимыми с продажами разных версий истребителей Су-30. Но Венесуэла в итоге закупила Су-30МК2. Алжирская сделка по причинам, связанным с конкурентнстью разных фракций алжирской военно-политической элиты, завершилась возвратом 15 поставленных в эту страну машин и отказом от продолжения проекта.

Не определены в связи с штатской войной в Сирии и перспективы реализации сирийского договора. Все это в купе с начавшимся в 2008 году мировым экономическим кризисом вновь поставило компанию в очень сложное финансовое положение.

Прогноз продаж

Благодаря новым договорам и вовремя оказанной гос поддержке РСК «МиГ» очень стремительно начала восстанавливаться.

Естественно, алжирский кризис имел для компании нехорошие имиджевые последствия, но с чисто денежной точки зрения оказался быстрее благом. Компания сохранила аванс в размере 250 миллионов баксов и получила договор русских ВВС на выкуп всех предназначенных вначале для Алжира 34 машин, который, по самой ограниченной оценке, оценивается в 15–20 млрд рублей.

В декабре 2009 года подписывается принципиальный как с экономической, так и с имиджевой точки зрения договор ценой 410 миллионов евро на поставку 20 истребителей МиГ-29Б/СЭ/УБ в Мьянму. В 2010-м следует перевод в жесткий договор опциона индийских ВМС на закупку еще 29 палубных МиГ-29К/КУБ ценой 1,5 млрд баксов. В конце концов, в 2012 году русский ВМФ, следуя собственной закупочной стратегии «покупай серийные системы», заказывает РСК «МиГ» 24 таких же корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка.

Перспективы продаж истребителей семейства МиГ-29 как на экспорт, так и в интересах русских ВВС определяются последующими базовыми факторами:
относительная (по сопоставлению с «предельными» томными платформами) простота этих боевых авиационных комплексов и дешевизна их эксплуатации;
малозначительная политическая чувствительность поставок средних истребителей с умеренным радиусом деяния и боевой нагрузкой в сопоставлении с массивными томными истребителями взлетной массой более 30 тонн;
наличие огромного парка истребителей МиГ-29 прошлых версий в 28 странах мира, уже развернувших подобающую наземную инфраструктуру и имеющих приготовленный персонал. Часть таких стран представляется естественными кандидатами на приобретение новых партий современных модификаций на базе платформы МиГ-29;
наличие уникального для мирового рынка предложения – палубного истребителя МиГ-29К, единственного на сей день серийно выпускаемого самолета горизонтального взлета, способного оперировать с авианосных кораблей без катапульты;
сохраняющаяся пока для Рф возможность держать под контролем (за счет поставок движков) экспорт более близких по своим техническим, денежным и политическим характеристикам китайских легких и средних истребителей FC-1/JH-17 и J/F-10.

Соответственно можно представить последующие потенциальные закупки МиГ-29.

Даже после подведения итогов тендера MMRCA МиГ-29 сохраняет хорошие шансы продаж на индийском рынке. В принципе нет особенных колебаний, что имеющиеся в текущее время у индийской стороны разногласия с Dassault Aviation по поводу цены проекта и передачи технологий истребителя Dassault Rafale будут в итоге разрешены. Но переговорный процесс займет определенное время, не считая того, беря во внимание опыт реализации других огромных интернациональных проектов в Индии, сама программка лицензионного производства истребителей Rafale силами индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) наверное будет развиваться очень медлительно.

Для поддержания численности парка истребительной авиации индийским ВВС в любом случае потребуются промежные закупки истребителей, естественно, тех типов, которые уже имеются в их составе.

Так как истребитель Dassault Mirage 2000 снят с производства, такими машинами могут быть только Су-30МКИ и МиГ-29. Так, можно полагать возможность закупки Индией 20–24 истребителей МиГ-29UPG («9-20») новейшей постройки. Не считая того, по мере развития программки строительства государственных авианосных кораблей IAC индийским ВМС будет нужно повышение парка уже законтрактованных и отчасти поставленных 45 МиГ-29К/КУБ. Скорее всего дополнительная закупка также будет предугадывать приобретение 20–24 этих палубных истребителей.

Не считая того, в последние годы наблюдается приметное оживление спроса на ВВТ со стороны нефтедобывающих стран СНГ – Азербайджана, Казахстана и в наименьшей степени Туркменистана. Все три страны могут рассматриваться и как будущие покупатели МиГ-29М/М2.

Недвусмысленный энтузиазм к приобретению конкретно этих машин уже показал Казахстан.

Явное и неописуемое

В текущее время более многообещающие из «антизападных» и «блокадных» рынков – сирийский и иранский по известным политическим причинам оказались закрыты. Поставки в Сирию остановлены до прояснения финала идущей в этой стране штатской войны. Иран оказался под действием эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки в эту страну орудия. Но политическая ситуация очень оживленна и переменна. Потребность в модернизации парка сирийских ВВС никуда не пропадет вне зависимости от итогов штатского противоборства, а законтрактованные в 2007 году 12 МиГ-29М/М2 эту задачку стопроцентно не решат.

Означает, можно ждать как минимум финализации имеющегося опциона на 24 таких истребителя. Ситуация вокруг Ирана также может поменяться. К примеру, в случае предстоящего обострения российско-катарских отношений одним из естественных ответов на брутальную политику салафитских монархий должна стать интенсификация российско-иранских военно-технических связей. В этой же нише покупателем МиГ-29 может стать Зимбабве. Основными ограничителями таковой сделки тут выступают отсутствие у этой страны свободных денежных ресурсов и вероятная конкурентность со стороны КНР. Но сама по для себя бывшая Южная Родезия является государством с богатейшими припасами минеральных ресурсов, так что всегда найдутся гибкие методы организации оплаты договора. Китайские же пробы продвинуть свои истребители могут быть блокированы благодаря сохраняющейся зависимости от Рф по движкам.
Выбор в пользу функции МиГ-29 является более естественным и логичным для ВВС тех относительно бедных стран, которые уже оперируют этими машинами прошлых модификаций. К числу таких государств можно отнести Перу, Кубу, Судан, Бангладеш и Мьянму, а в Европе – Сербию. Хотя официально малайзийские ВВС планируют объявить тендер на закупку новых 18 многоцелевых истребителей, более оптимальным решением исходя из убеждений «эффективность-стоимость» стала бы модернизация 16 имеющихся в составе малайзийских ВВС МиГ-29N до версии МиГ-29UPG либо закупка МиГ-29М/М2 с выкупом Россией МиГ-29N по схеме trade-in.

Следует держать в голове, что рынок вооружений и военной техники остается, пожалуй, одним из менее прогнозируемых рынков, так как очень подвержен воздействию изменчивых политических и непрогнозируемых коррупционных причин.

В этом смысле всегда остается место для кажущихся сейчас неописуемыми сделок. Примерами такового рода стали приобретение Угандой истребителей Су-30МК2 и подписание в августе этого года большого пакета договоров Рф с Ираком, который закупил системы ПВО и боевые вертолеты. Меж тем еще сначала года подписание больших договоров с Ираком числилось даже посреди экспертов фактически мистическим.

Понятно, что представители багдадского правительства показали энтузиазм и к продукции РСК «МиГ», так что, вроде бы это ни казалось сейчас маловероятным, нельзя стопроцентно исключать иракских закупок МиГ-29.

То же самое относится и к Ливии, где как минимум триполитанская фракция нового режима может заинтересоваться реанимацией военно-технического сотрудничества с Россией. Внезапный энтузиазм к МиГ-29 вообщем может проявить хоть какое правительство, способное в течение трех-пяти лет выделить на модернизацию собственных ВВС 0,5–1 млрд баксов, другими словами 40–50 государств мира – от Аргентины в Латинской Америке до Нигерии либо Экваториальной Гвинеи в Африке либо Шри-Ланки в Азии.


Константин Макиенко

Вы должны войти, чтобы комментировать.