Сирийское небо: сегодняшнее состояние ВВС Сирии

Сирийское небо: сегодняшнее состояние ВВС Сирии

По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих глобальных СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится значимая роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС посреди государств Близкого Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС игрались ведомую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под управлением Хафеза Асада, отца нынешнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С того времени ВВС стали играть необыкновенную роль в жизни страны.

Военная необходимость (может быть, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в ожесточенное противоборство с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, также имела суровые противоречия с иракским отделением партии «Баас» под управлением Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые деяния против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой утраты 30 собственных самолетов. Эта ситуация показала положительную динамику в потенциале ВВС по сопоставлению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС фактически стопроцентно были уничтожены на земле.

Выросшие из маленького ядра, приготовленного британцами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигнули собственного расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась ценностью в развитии, 1-ый заказ на истребители МиГ-29 был расположен в 1986 г. После окончания Прохладной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. роль в боевых операциях фактически закончилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение штатской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки примыкающих стран, включая таких региональных фаворитов, как Израиль и Египет. Но эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже более современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и поболее 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут конкурировать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со быстро развивающимися в Израиле БЛА, смотрится положение дел в Сирии, которая не может повытрепываться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не обустроены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были фактически на сто процентов уничтожены в процессе собственного последнего столкновения с израильскими ВВС сначала 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется приблизительно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Не считая того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в процессе штурмовки им наземных целей, но пока независящие доказательства этой победы отсутствуют.

Томные времена

Сирийские ВВС прошли через период некого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других государств Близкого Востока. С уровня в 21% от государственного ВВП посреди 1980-х гг. они свалились до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще более ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности из-за предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Агрессивное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС прирастить расходы и приступить к наращиванию сил, в итоге чего объем договоров на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 миллиардов долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное место Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в процессе которой израильские истребители F-15I и F-16I убили подозрительный атомный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Прогуливались слухи, что этот фуррор израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется не достаточно подтверждений — вобщем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый нрав.

Поддержка Рф

Наша родина сохраняет свою роль поставщика орудия Сирии, которую она игралась еще во времена Прохладной войны, и сирийские ВВС обратились к собственному давнешнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В ближайшее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — более противоречивому нюансу ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранешняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными чертами) также вызвала много вопросов. Договор, заключенный в 2007 г. фактически сразу после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предугадывал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для подмены перехватчиков МиГ-25. Тогда числилось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. русские СМИ сказали, что реализация договора приостановлена из-за денежных затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сказал, что никакого договора на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой договор на поставку истребителей МиГ-29М ценой в 1 миллиардов долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, в особенности когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой договор предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные русские источники сказали, что договор на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его цена составила 550 млн долл. Но как можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» завлекли суровое внимание со стороны США и их союзников, представляется все таки, что Рф хочет выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию договоров, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Вобщем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может разъяснить такую лояльность Москвы собственному клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программка модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в английских водах, когда его страховка была отозвана по просьбе английского правительства. Корабль возвратился в Калининград, откуда в конце июля под эскортом русских боевых кораблей опять вышел в море. Четкое число перевозимых вертолетов остается неведомым, но оценивается в границах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 употребляются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городке Хомс, где идут томные бои. Ми-25 обустроен 4-мя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось огромное количество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — докладывала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели доказательства. Для доказательства собственных слов на веб-сайте YouTube была выложена видеозапись, изготовленная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 скорее всего являются становым хребтом в процессе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 обустроен дополнительным бронированием кабины пилотов и может употребляться для тактической посадки десантов, в особенности в тылу противника. Может быть, применение нашлось и маленькому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось менее 10 схожих машин. Не считая их на вооружении сирийских ВВС имеется огромное число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые проявили свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в процессе ливанского конфликта, в особенности когда они применялись в паре. Навряд ли французское содействие в их обслуживании будет длиться, так что в текущее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать лишь на российскую помощь.

Перебежчики

Когда сначала 2011 г. в Сирии начались кавардаки, роль ВВС сначала была малозначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) игралась главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после этого появились слухи о смерти в итоге этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некие из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независящая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

1-ая трещинка появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в процессе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от собственного звена из 4 самолетов, которое делало тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а потом доложил об аварийной ситуации на борту, после этого ему разрешили критическую посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна недалеко от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; потом его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой возвратить самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти воспретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за тесты всех сирийских самолетов. Потом ВВС провели большие четырехдневные учения, в процессе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми следили высокопоставленные офицеры. В учениях приняли роль самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высочайший профессионализм, показанный в процессе учений, — может быть, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе молвят о том, что как минимум исключительно в июле 10 вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мерцали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Ликвидирование турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который свалился в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное место Сирии. Оба члена экипажа лазутчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огнь по самолету, который производил поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в каком призывала сирийскую авиацию держаться от границы на уважительном расстоянии.

Сначало в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было прибыльно сирийцам, так как модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью посреди 1990-х гг. была улучшена авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это отдало повод для неких утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, сначала благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию подымать в воздух истребители F-16 всякий раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов очень близко приближался к границе. Этот инцидент в некой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигнула малых результатов в процессе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по последней мере в северных районах страны, находится в высочайшей степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО прячет беспорядочную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большая часть сирийских ЗРК относится к русским системам С-125 и «Квадрат», которые очень уязвимы для активных помех либо противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая русская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках договора от 2006 г., который, возможно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть главную роль в непрекращающемся конфликте. Снутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при всем этом управление страны не особо тревожит вопрос о жертвах посреди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция подобная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии сумеют оказывать суровое сопротивление противнику, снаряженному самым современным орудием. Сирийская система ПВО будет первой в перечне целей вместе с командными пт, центрами управления и авиабазами. Позиция Рф, которая стремится выполнить свои обязательства по договорам, значит, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев нужное время для их настоящей интеграции. Может быть, более принципиальным, чем все эти нюансы, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А тут имеются признаки не очень подходящего для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС опять могут возглавить перемены и отстранить от власти отпрыска офицера ВВС, который сделал имеющийся режим.

Сирийские ВВС


Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bolkow-Blohm

MBB-SIAT 223K1 Flamingo

58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?


* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и Мозг);
** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;
*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были куплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их четкая модификация и степень боеготовности не известны;
**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);
***** — Как сообщается, было поставлено некое число истребителей модификации МиГ-29С;
****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);
******** — Включены все поставленные модификации  (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 31 | 0,183 сек. | 6.8 МБ