СУ-35: НУЖЕН ЛИ РОССИИ КИТАЙСКИЙ КОНТРАКТ?

СУ-35: НУЖЕН ЛИ РОССИИ КИТАЙСКИЙ КОНТРАКТ?

СМИ со ссылкой на источники в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству докладывают о подготовительной договоренности меж РФ и КНР о поставке 24 истребителей Су-35. Таковой договор может открыть Су-35 дорогу на мировой рынок, но сотрудничество с Китаем несет немалые опасности

Истребитель Су-35, а поточнее — вариант Су-35БМ — "Большая модернизация" — стал последней на сей день (может быть, что и последней вообщем) итерацией платформы Т-10С. Первым ее представителем является узнаваемый истребитель Су-27. Эта машина и ее развитие — самолет Су-30 — в 1990-2000 годах захватила марке Сухого всемирную славу. Самолеты на платформе Т-10 стали самыми продаваемыми истребителями последних 20 лет.

Броско, что "огромную дорогу" на рынок для Су-27 открыл конкретно Китай: 1-ый договор на поставку 20-ти Су-27СК был подписан в 1991 году, 2-ой — на 16 машин в 1996. Потом последовало соглашение о поставке практически сотки машинокомплектов для лицензионной сборки. После чего Китай закупал уже самолеты Су-30МКК.

После договоров с Китаем последовали соглашения с Индией, Малайзией, Вьетнамом, Алжиром и другими странами. Но у истории коммерческого фуррора русских истребителей была и другая сторона. Начав со сборки машинокомплектов, КНР равномерно перебежала к копированию русского истребителя и запустила в создание уже "локализованный" самолет под индексом J-11. По ряду черт, включая ресурс движков и способности бортового оборудования, китайская копия приметно уступает оригиналу, но сам процесс копирования очень поднял и способности китайского военного авиапрома. Конечно, это позволило ускорить и обновление ВВС КНР, сначала 2000-х еще сохранявших в строю огромное количество старых машин типа J-6 — копии русского МиГ-19 50-х годов.

Энтузиазм к Су-35, по способностям приближающимся к машинам 5-ого поколения, Китай проявляет уже не 1-ый год. Но судьба Су-27 в Китае принуждает задуматься о способности повторения этой истории с Су-35. Гарантии от попыток скопировать российскую машину никто не даст, отчасти уменьшить возможный вред может только большая партия (более полусотни) самолетов, закупка которой сделает копирование глупым, а приобретенные производителем средства могут быть ориентированы на разработку более совершенных машин.

Партия в 24 машины навряд ли может считаться достаточной для того, чтоб смириться с риском через 10-15 лет найти в небе очередной китайский клон.

Еще одним методом понизить риск может быть поставка в Китай облегченной версии Су-35. Полностью может быть, что этот вариант и будет применен на практике — предполагаемая стоимость в 1,5 млрд баксов за 24 самолета никак не кажется чрезвычайно большой: "лучшие" версии машин на базе Т-10 уже перевалили предел в 100 миллионов баксов за единицу.

Поставка облегченного варианта, с учетом того, что копирование машины займет более 5-7 лет, возможно окажется полностью применимым вариантом, но навряд ли хорошим. Хорошим вариантом развития событий конкретно в случае с Китаем было бы наибольшее сворачивание поставок в эту страну русского военного хай-тека. Восполнить потенциальные убытки оборонки можно и за счет внутреннего заказа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,659 сек. | 8.51 МБ