Успехи военного авиастроения Поднебесной

Успехи военного авиастроения Поднебесной

Кибершпионаж либо действенные реформы?
Подписанием 30 договоров на поставку 202 самолетов разных типов на общую сумму 11,8 млрд баксов закончился в китайском городке Чжухае (Южный Китай) 9-й интернациональный авиационно-космический салон «Эйршоу Чайна-2012».

Сегодняшний смотр достижений мировой авиаиндустрии на юге Поднебесной стал самым масштабным за всю историю проведения с 1996 года. В авиасалоне участвовали 650 компаний из 39 государств и регионов мира, в том числе такие наикрупнейшие самолетостроительные, как «Боинг», «Эрбас», «Бомбардье». Представлено более сотки летательных аппаратов, третья часть из которых совершали демо полеты.

Китайские новинки

Китай, как и предполагалось, был наикрупнейшим участником выставки, представив на всеобщее обозрение некие эталоны боевых и штатских самолетов. Он показал 1-ый современный ударный вертолет WZ-10, новый беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Илун-1» («Птеродактиль»), разные типы ракет-носителей и другие эталоны авиационной и галлактической техники.

Успехи военного авиастроения Поднебесной
Новый китайский беспилотник Йи-Лун. Источник: news.sky.com

Целый ряд новинок в области военной авиационной техники по понятным причинам на салоне не демонстрировался, но дозированная информация о новых разработках, распространяемая через сеть Веб в ближайшее время, являлась типичным месседжем мировому обществу намедни открытия салона. Эти новые разработки и сначала бывалые эталоны томного и легкого истребителей 5-ого поколения «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-31» (J-31) появились в Китае в то время, когда российско-китайское военно-техническое сотрудничество, бывшее на подъеме в 90-х годах и начале прошедшего десятилетия, больше напоминало период «стагнации».
10 годов назад авиационная индустрия КНР не имела ни 1-го конкурентоспособного боевого истребителя своей разработки. В текущее время в эксплуатации находятся китайские машины уже 2-ух типов – JF-17 и «Цзянь-10» (J-10), возможно, сопоставимые с самыми современными в мире самолетами. И сразу Китай продолжает поставки удешевленных истребителей, сделанных на базе традиционного МиГ-21. Китайская авиапромышленность также сделала русскую копию русского Су-27 («Цзянь-11В», J-11B) и производит аналогичное «клонирование» палубного истребителя этого семейства – Су-33 («Цзянь-15», J-15). Не считая того, спецы 2-ух конкурирующих меж собой авиастроительных компаний – «Чэнду» и «Шэньян» уже выстроили бывалые эталоны истребителей последнего поколения – J-20 и J-31 с применением технологий обеспечения малозаметности (стелс-технологий). Для этих истребителей была расширена линейка авиационных ракет, также создано оборудование последнего поколения, в числе которого бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) и инфракрасная поисково-прицельная система.

Успехи военного авиастроения Поднебесной
Модернизированный истребитель J-10B

Технологически J-10B может стать трамплином к реализации проектов сотворения истребителей J-20 и J-31. Статус китайской программки стелс-технологий не прояснился с момента внезапного возникновения сверхтяжелого истребителя J-20 в конце 2010 года. Совместно с тем недавнешнее обнародование инфы по истребителю наименьших габаритов J-31, размеры которого соответствуют приблизительно южноамериканскому истребителю 5-ого поколения F-35, показывает на реализацию 2-ух взаимодополняющих, а не других проектов. Невзирая на различные конфигурации и габариты, J-20 и J-31 идентичны тем, что они продвинулись далее стадии демонстрации технологий. Оба макета имеют увеличенные по сопоставлению с J-10 размеры, что может свидетельствовать о намерении ВВС НОАК сформировать в перспективе смешанный парк истребителей 3-х классов.

В наиблежайшие пару лет темпы развития китайских истребителей будут определять имеющиеся ресурсы и огромное количество программ. Если в 2005 году Китай имел в реализации три главных проекта истребителей (JF-17, J-10 и J-11B), то сейчас также реализует программки J-10B и J-15, а компании «Чэнду» и «Шэньян» дополнительно работают в области стелс-технологий (J-20 и J-31).

Успехи военного авиастроения Поднебесной
Истребитель JF-17 «Тандер» (китайское обозначение FC-1). Фото: thepeopleofpakistan.wordpress.com

В рамках интернациональной программки JF-17 «Тандер» (Thunder), реализуемой компанией «Чэнду» в сотрудничестве с Пакистаном на базе китайских исследовательских работ истребителя МиГ-21, сотворен совсем новый самолет, в первый раз представленный на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже в 1999 году. Сейчас, спустя более 10 лет этот истребитель делается не только лишь в Китае, да и в Пакистане, также предлагается на экспорт.

Двигателестроение пока в ступоре

Анализируя позитивную динамику развития военного авиастроения в Китае, южноамериканские специалисты считают, что основными необходимыми составляющими такового развития являются кибершпионаж и двигателестроительные технологии. При этом положительный фактор – это насыщенная и, разумеется, очень действенная и целенаправленная кампания кибершпионажа Китая против западных отраслей индустрии, в то время как технологии двигателестроения являются ограничивающим фактором этого развития, так как по сей день все современные китайские боевые истребители оснащаются русскими авиадвигателями.

В какой степени кибершпионаж содействует научно-техническому прогрессу, не так просто оценить. Пробы проникания в компьютерные сети, характеризуемые на Западе термином «усовершенствованная неизменная угроза» либо APT (Advanced Persistent Threat), свойственны, как подчеркивают южноамериканские специалисты, в главном для Китая. Их не могли выявить на Западе до 2006 года, в то время как китайские военные самолеты и вооружения, информация о которых была обнародована в последние годы, разрабатывались в главном в предыдущий период.

Кстати, конкретно посреди прошедшего десятилетия одной из многообещающих форм российско-китайского военно-технического сотрудничества в области боевой авиационной техники рассматривалась возможность совместного сотворения истребителя 5-ого поколения, цена разработки которого оценивалась в 12–15 млрд баксов. Русская сторона не один раз предлагала Китаю соединить усилия в этом направлении, но он это предложение не поддержал. Может быть, уже тогда особые киберподразделения китайских спецслужб удачно добывали нужную для профессионалов информацию, взламывая компьютерные сети ведущих американских компаний, участвующих в программках истребителей 5-ого поколения F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг». Не стали ли успехи КНР в области внедрения нового кибероружия предпосылкой того, что русское предложение было проигнорировано, после этого Наша родина отыскала другого напарника по программке истребителя 5-ого поколения – Индию?

Западные специалисты обращают свое внимание на то, что Китаю стала известна подробная информация о новых разработках и разработках сотворения малозаметных систем с низким уровнем демаскирующих признаков – материалах, способах обработки контуров поверхностей, конструкциях створок и апертуры БРЛС с АФАР, используемых на истребителях J-20, J-31 и J-10B.

Успехи военного авиастроения Поднебесной
J-20 — китайский самолет-прототип истребителя 5-го поколения. Источник: Военное обозрение

Полностью разумеется, что вместе с радиоэлектронной разведкой кибершпионаж является потенциально более ценным дополнением к разведывательным самолетам. Получаемые данные могут включать огромные объемы подробной технической инфы, которая свободно может направляться конечным юзерам – спецам, разрабатывающим и внедряющим новые технологии. Относительная свобода передачи инфы обоснована тем фактом, что добывающие сведения лица находятся вне угрозы, а техника и программное обеспечение, применяемые для проникания в компьютерные сети, не созданы для долгого срока службы, другими словами заблаговременно предопределено, что они будут обнаружены, им окажут противодействие и поменяют новыми системами.

Но если согласиться с воззрением западных профессионалов, что успехи китайского военного авиастроения последних лет в большой степени должны отлично отлаженной и действенной системе кибершпионажа, то почему же тогда камнем преткновения для китайской авиапромышленности являются технологии авиационного двигателестроения?

Непременно, основная причина в том, что разработка и создание для военных самолетов сверхтехнологичных надежных движков в западных странах опирается на всеохватывающую разветвленную и агрессивно контролируемую базу поставщиков. Это смогли обеспечить только США, ведущие европейские страны и Наша родина – мировые фавориты в сфере авиадвигателестроения, способные поставлять сверхтехнологичные движки. Стоит отметить, что если ранее опережающее развитие военного двигателестроения содействовало развитию движков для штатских самолетов, то сейчас рынок коммерческих моторов, где для обеспечения больших черт и износостойкости употребляются те же критичные технологии, что и в военном двигателестроении, затмевает по объемам оборонный бизнес.

Китайские разработчики движков пока не могут подключиться к цепочке поставщиков таких компетенций и технологий, и потому каким бы широким доступом к западной инфы ни обладал Китай, отставание в сфере авиадвигателестроения сохраняется и является труднопреодолимым. Так считают специалисты США.

Южноамериканский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» отмечает, а именно, что серийное создание китайского турбореактивного двухконтурного мотора (ТРДД) WS-10A не ожидается ранее 2015 года. По данным этого издания, Китай запросил в общей трудности 399 русских ТРДД АЛ-31ФН, при этом последний заказ на поставку 123 движков изготовлен в 2011-м. По состоянию на 2011 год 276 силовых установок из общего заказанного количества были переданы заказчику. Ими обустроены выше 220 истребителей «Цзянь-10» (J-10), а некие из АЛ-31ФН употребляются авиастроительной компанией «Шэньян» на истребителях «Цзянь-11В» (J-11B) и «Цзянь-15» (J-15) – пиратских копиях русских Су-27 и Су-33.
Китайский движок WS-10A «Тайхан» (Taihang) находится в стадии разработки и, как докладывают некие источники, установлен на бывалые эталоны истребителей J-10B и J-11B. Но заказ на 123 мотора АЛ-31ФН от 2011 года, «покрывающий» четырехлетний объем производства «Цзянь-10», свидетельствует, что серийное создание китайского ТРДД WS-10A не ожидается ранее 2015 года, отмечает издание.

Энтузиазм к российскому мотору

Решение НПО «Сатурн» в первый раз представить собственный многообещающий реактивный движок 117С на салоне «Эйршоу Чайна-2012» вызвало широкие спекуляции в СМИ вокруг цели этой демонстрации. Высказываются догадки о вероятных возможных поставках изделия в КНР – или для использования в составе малозаметного истребителя J-20 разработки китайской компании «Чэнду», или как часть вероятной сделки по истребителю Су-35.

Движок 117С сотворен на базе АЛ-41Ф и устанавливается на истребитель Су-35 и многообещающий авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), также узнаваемый под заглавием истребитель 5-ого поколения. ВВС НОАК уже более 2-ух лет выражают заинтригованность в программке 117С, еще пока не достигшей соответствия поставленным требованиям, но опаски Рф относительно вероятного копирования технологий и сотворения аналога китайской стороной заблокируют продвижение этого вопроса.
Осложняется также задачка поставки движков 117С в Китай в рамках программки Су-35. «Москва и Пекин обсуждали вероятный заказ на поставку 48 истребителей Су-35 и партии запасных движков 117С к ним, и мы ожидаем коммерческое предложение от китайской стороны приблизительно в декабре текущего года», – заявил на выставке еженедельнику «Джейнс дифенс уикли» официальный дилер русской Объединенной двигателестроительной компании (ОДК). В 2010 году прошлый министр обороны Рф Анатолий Сердюков встречался с официальными представителями китайской стороны в Пекине, чтоб обсудить базисные вопросы предполагаемых закупок, которые включали поставку огромного количества движков 117С. Но потом Москва официально не отреагировала на предложение китайцев.

Все же индустрия Китая и ВВС НОАК сохраняют собственный энтузиазм, который и определил демонстрацию мотора в первый раз на «Эйршоу Чайна». По сей день Наша родина не подписала ни 1-го соглашения и не продала ни 1-го мотора 117С в Китай, а все сделанные 117С пока употребляются лишь на внутреннем рынке.

Русские бюрократы и Рособоронэкспорт как и раньше озабочены вопросами умственной принадлежности после воплощения сделки по лицензионному производству Су-27СК (известному под заглавием J-11 либо «Цзянь-11» в Китае), в рамках которой самолет был скопирован китайской компанией «Шэньян эйркрафт корп.» (Shenyang Aircraft Corporation).

Ранее представители индустрии Рф заявили, что будут настаивать на серьезных гарантиях от китайской стороны по защите умственных прав принадлежности на изделия Су-35, 117С и БРЛС «Ирбис-Э» разработки НИИ приборостроения (НИИП) и воспрещении незаконных копий, сделанных в Китае. Эти пункты включены в предмет переговоров с китайской индустрией.

Успехи военного авиастроения Поднебесной
Бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой Ирбис-Э
http://vitaly.livejournal.com/

«Мы полностью понимаем, что китайцы желают в рамках сделки по Су-35 получить доступ к БРЛС «Ирбис-Э» разработки НИИП, движку 117С и многообещающей авионике самолета, – выделил официальный дилер ОДК. – Потому мы сосредоточимся на продаже этого самолета неким другим нашим клиентам в тех странах, которые не станут пробовать скопировать либо украсть наши технологии, а не будем рассматривать Китай в качестве первоочередного экспортного заказчика».

На кого похож «Миньшань»

Любопытно отметить, что способности авиадвигателестроения Поднебесной очень критически оценивают и спецы Украины. Китайская компания авиационной индустрии «Авик» (AVIC – Aviation Industry Corporation of China) показала на авиасалоне новый авиационный движок российскей разработки – «Миньшань» (Minshan). Свойства мотора были обнародованы в денек открытия авиасалона на пресс-брифинге, в каком кроме «Авик» учавствовали представители украинских двигателестроительных компаний – ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс». Как подразумевается, «Миньшань» поменяет турбореактивный двухконтурный движок (ТРДД) АИ-222-25, им оснащается в текущее время китайский учебно-тренировочный самолет (УТС) L-15 «Хунду» (Hongdu), сделанный при помощи русского ОКБ имени А. С. Яковлева.

«Миньшань» представляет собой двухвальный ТРДД с форсажной камерой и имеет наивысшую тягу 4700 кг, что мало превосходит аналогичный показатель (4200 кг) АИ-222-25Ф с форсажным режимом.

По данным «Авик», «Миньшань» делается компанией «Лиян» (Liyang) в городке Гуйчжоу, но в его разработке учавствовали компания «Лимин» (Liming) в Шэньяне, двигателестроительные фабрики в Чэнду и Дуньгань, также Институт систем управления движками компании «Авик».

Как заявили еженедельнику «Джейнс дифенс уикли» украинские спецы, они не воспринимали никакого роли в разработке «Миньшань». В то же время группа китайских разработчиков сделала этот движок, отчасти базируясь на конструкции ТВД DV-2, выпускаемого на словацком двигателестроительном заводе в городке Поважска-Быстрица для самолета L-59, а движок DV-2 в свою очередь был сотворен на базе украинского мотора АИ-25.

Представители ГП «Ивченко-Прогресс» сказали, что в конструкции «Миньшань» приметны составляющие мотора F124 разработки американской «Эллайд сигнал», которым оснащался легкий штурмовик L-159, китайское изделие представляет собой гибрид нескольких имеющихся моделей и в целом уступает им по нескольким позициям. А именно, топливная эффективность «Миньшань» на 20 процентов меньше, чем украинского мотора, а ряд частей конструкции китайцев с очевидностью указывает, что в сфере авиадвигателестроения КНР как и раньше отстает от глобальных фаворитов.

«Если посмотреть на модуль цифровой системы управления движком FADEC на движке «Миньшань», его габариты значительно больше нужных. Таковой модуль быстрее подходит к движкам класса GE90 компании «Дженерал электрик» либо «Трент» компании «Роллс-Ройс». Другими словами мы можем поздравить профессионалов авиационного двигателестроения КНР с новым достижением и приветствовать их предстоящее продвижение в этом направлении, но пока нам нечего волноваться относительно того, что наша ниша будет занята в наиблежайшее время», – отметили в украинской компании.

Успехи военного авиастроения Поднебесной
Учебно-тренировочный самолет Houngdu L-15. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с веб-сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Китай может предложить собственный движок для подмены украинского АИ-222-25 на учебно-тренировочный самолет (УТС) L-15, но сделать предложение и принять его – две различные вещи, считают в ГП «Ивченко-Прогресс»: «Вы должны уверить летчиков, производителей самолетов, военно-воздушные силы, экспортных заказчиков и т. д. в том, что переход на китайские движки – мудрейшее решение, но основываясь на том, что мы лицезрели, можно сказать: реализовать китайский движок будет нелегко».

И все таки отстает

Итак, салон «Эйршоу Чайна-2012» показал, что при наметившейся тенденции сокращения технологического разрыва меж военным авиастроением Китая и авиационной индустрией более продвинутых стран мира КНР все-же отстает от этих стран.

Полностью возможно, что авиационная индустрия КНР сумеет без помощи других разрабатывать и создавать истребители 4-ого поколения, современные истребители-бомбардировщики, многоцелевые вертолеты и турбореактивные двухконтурные движки, также вести работы по созданию опытнейших истребителей 5-ого поколения. Но существенное отставание в области НИОКР и производственных способностях все есть еще. При всем этом другие страны и, а именно, США разрабатывают и ставят на вооружение более современные боевые авиационные системы.

Способность военного авиастроения Китая устранить технологическое отставание от развитых военных держав будет зависеть от нескольких причин, посреди которых имеющиеся на сей день производственные способности, имеющиеся в наличии умственные и денежные ресурсы, финансовая обстановка в авиационной индустрии страны, уровень конкуренции меж китайскими авиастроительными компаниями, управление капиталом, трудовыми ресурсами, также рынками технологий, форма принадлежности компаний авиационной индустрии.


Николай Новичков, главный редактор агентства АРМС-ТАСС

Любовь Милованова, обозреватель агентства АРМС-ТАСС

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 40 | 1,130 сек. | 8.87 МБ