НЕИСЧЕРПАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИГ-31-33

НЕИСЧЕРПАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИГ-31-33
Создание истребителя МиГ-31 — целая эра в развитии авиации конца двадцатого — начала 20 первого столетия, на базе которого разработан, испытан и принят на вооружение авиационный комплекс перехвата МиГ-31-33. Комплекс, до сего времени не превзойденный по боевым способностям.

Развитие средств воздушно-космического нападения возможного противника с начала 60-х и до конца 70-х годов прошедшего столетия ориентировалось на освоение северного воздушно-космического направления. Нужно было выстроить систему ПВО районов страны с широкой протяженностью и большой "северной глубиной". Важная роль тут отводилась истребителю-перехватчику.

За личной подписью Л.И. Брежнева

В выполненных НИИ-2 ПВО к концу 60-х — началу 70-х годов всеохватывающих НИР были обусловлены новые подходы к самолету 4-ого поколения и его системам.

Серьезное моделирование отражения налетов потенциального противника со стороны северного направления также показало необходимость реализации концепции нового многообещающего истребителя далекого деяния.

По первичным же проработкам профессионалов ВВС и головного института (ЦНИИ-30 МО) разработка самолета замысливалась как модернизация перехватчика МиГ-25П, удачно прошедшего муниципальные совместные (ГСИ) и войсковые тесты в 1971-1972 годах и зарекомендовавшего себя в качестве высотного высокоскоростного и действенного перехватчика ПВО. Но доказательная позиция НИИ-2 ПВО и ГосНИИАС, обсуждавшаяся на больших уровнях МО СССР и "оборонки", была принята на всех инстанциях и в конечном итоге дозволила сконструировать единые согласованные тактико-технические требования (ТТТ) на разработку многообещающего авиационного комплекса перехвата (АКП).

Разработка АКП последнего поколения под заглавием С-155МП была поручена ММЗ "Зенит" имени А. И. Микояна и начата в согласовании с постановлением правительства от 24 мая 1968 года.

Принятие данного постановления стало огромным фуррором военных и штатских ученых авиационной отрасли и реальным прорывом в развитии российского вооружения. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выслушав доклад председателя комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), проявил желание лично подписать постановление. Может быть, эта самая подпись способствовала разработке и испытанию комплекса в протяжении 10 лет до принятия его на вооружение.

Изначальное проектирование комплекса, его "завязка", создание кооперации организаций-соисполнителей велись в ОКБ имени А. И. Микояна под управлением головного конструктора А. Л. Чумаченко. Ему вместе со спецами ОКБ, ЦАГИ, НИИ ЭРАТ и НИИ-2 ПВО пришлось решать одну из принципных задач построения планера истребителя: каким быть крылу — изменяемой либо неизменяемой геометрии?

Требование было навеяно уже сформировавшимся к этому времени видом палубного истребителя Grumman F-14 Tomcat, принятого на вооружение в США в 1974 году. Видом полностью обоснованным в согласовании с его назначением, базированием, объемом решаемых задач, а отсюда и летно-техническими чертами, значительно уступающими проектируемому МиГ-25МП по скорости, высотности, спектру боевого внедрения, полезной нагрузке и ряду других характеристик.

Исследования обосновали, что отказ от изменяемой геометрии крыла устраняет конструкцию от лишнего веса (приблизительно 2000 кг), понижения ее прочности и усложнения в районе отсеков вооружения подкрыльевых ракет, также заморочек уменьшения стойкости, лишних ограничений по полезной нагрузке и необходимости сотворения наземной диагностической и ремонтной службы.

Более чем тридцатилетняя эксплуатация самолета, в том числе в северных районах страны, подтвердила корректность этого технического решения.

Корректировки, опасности и революционное решение

При разработке комплекса постановления правительства и решения ВПК значительно дополняли ТТТ в области идеологии его боевого внедрения, расширения боевых способностей и т. д. Это добивалось внесения значимых корректив в конструкцию систем, заводские и летные тесты и оценку боевых способностей.

Принципным вопросом оказалось встраивание комплекса в единую систему ПВО страны с учетом многообещающих систем — сотворения авиационной системы далекого перехвата, воздушных средств управления и наведения, связи с наземными средствами.

Перед Основным управлением вооружений и надлежащими частями ВВС СССР стояла масштабная задачка по созданию АКП С-155МП. Нужно было воплотить полностью новейшую концепцию развития истребительной авиации ПВО в направлении далеких средств перехвата.

Многие новаторства в комплексе воспринимались индустрией с огромным сопротивлением, в особенности на шаге сотворения опытнейшего эталона, когда должна была подтвердиться концепция сотворения. Командование Войск ПВО, для которых предназначался комплекс, к новаторствам относилось тоже с некой опаской.

Созданию опытнейшего эталона и испытанию комплекса уделялось огромное внимание как со стороны главкомата ПВО, так и со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП). Все же процесс шел трудно, в особенности в части бортовой радиолокационной станции (БРЛС) "Заслон" и системы управления вооружением (СУВ) "Заслон" в целом. В разработке лицезрели риск.

В первый раз в мировом авиастроении в качестве антенны БРЛС истребителя была предложена проходная фазированная антенная решетка (ФАР). Это таило внутри себя массу неожиданностей, заморочек, техническое решение которых в критериях борта самолета представлялось очень проблематическим.

Исходя из способностей истребителя-перехватчика (тогда он именовался МиГ-25МП), боекомплект которого ограничивался 4-мя ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, нужно было обеспечить возможность одновременного обстрела 4 целей (две ракеты Р-40Т(Д) представляли допвооружение). А потому что для атаки следовало выбирать более небезопасные, "приоритетные" цели, требовалось, чтоб число сразу обнаруживаемых целей превышало данную величину. Верхний предел — 10 целей — определялся суммой временных интервалов, нужных на их сопровождение, также длительностью обзора зоны.

Величина зоны обзора должна была обеспечивать просмотр места по горизонту на 200 км. В данном случае звено из 4 перехватчиков могло прикрыть фронт шириной до 800 км. Требуемая дальность обнаружения целей с действенной поверхностью рассеивания (ЭПР) 19 квадратных метров (что соответствовало высотному лазутчику SR-71 — более сложной цели для ПВО) — 180-200 км — оказалась в пару раз больше, чем у хоть какого другого российского истребителя-перехватчика тех пор.

Проанализировав все имеющиеся способности, управление НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова (НИИП) в 1969 году приняло очень смелое, революционное для собственного времени решение — сделать антенну с электрическим сканированием.

Полный фуррор ФАР-авантюры

Для реализации революционной идеи по введению в систему "Заслон" электрического сканирования требовалось создание ФАР — антенны принципно нового класса. Требования к таковой ФАР не допускали никаких компромиссов меж ее параметрами: все максимально высочайшие. При малых массе и энергопотреблении ФАР должна обеспечивать высочайший коэффициент использования поверхности, иметь малый уровень фонового излучения и высочайшее быстродействие.

Мысль с установкой ФАР на истребитель многим казалась авантюрой. Тогда и маршал авиации Е. Я. Савицкий, ответственный от главкомата Войск ПВО за разработку и тесты, в то время заместитель главнокомандующего ВПВО, идет на беспримерный шаг. Он делает независимую экспертную комиссию на базе организации-разработчика с привлечением огромнейших профессионалов страны в области радиолокации, антенных устройств, вооружения, элементной базы, связи и т. д. Цель — оценить принципную возможность сотворения системы вооружения с данными ТТТ на комплекс и применимыми для истребителя чертами.

Положительное решение комиссии отдало путь к предстоящей разработке СУВ "Заслон" и комплекса в целом.

В первый раз электрическое управление лучом осуществлено на полномасштабном макете ФАР (АР-2) в марте 1970 года, после этого последовала разработка документации на опытнейший эталон ФАР. В 1975-м начались летные тесты РЛС "Заслон" с одним из образцов ФАР, установленных на летающей лаборатории, а в 1976 году 1-ый МиГ-31, снаряженный СУВ "Заслон" с ФАР Б1.01, ориентирован в испытательный центр ВВС в Ахтубинске для прохождения летных испытаний.

В декабре 1979 года завершены ГСИ С-155МП, которые проводились в ГНИКИ ВВС имени Чкалова. Председателем комиссии по испытаниям стал маршал авиации Е. Я. Савицкий, его заместителем — министр авиационной индустрии И. С. Силаев (будущий председатель Совета министров СССР).

Система СУВ "Заслон" в составе комплекса принята на вооружение 6 мая 1981 года, в тот же денек удачно завершились тесты ракеты Р-33 — основного вооружения АКП МиГ-31-33, разрабатывавшейся наряду с БРЛС и СУВ "Заслон".

Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция с фазированной пассивной антенной решеткой, входящая в состав СУВ "Заслон", и на сей день обладает рядом уникальных черт. В СУВ "Заслон" в первый раз в мире применительно к авиационным БРЛС далекого деяния реализованы трехканальная (радиолокационный канал, канал подсвета и система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с резвой электрической перестройкой положения луча в пространстве и цифровое устройство с узкополосной доплеровской фильтрацией. Также в первый раз на борту российского истребителя в составе СУВ реализованы импульсно-доплеровская обработка сигналов, дискретно-непрерывный подсвет, индикатор тактической обстановки и вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) А-15А.

В базе самых многообещающих разработок

Разработка радиолокационной головки самонаведения МФБУ-410 для ракеты Р-33, входящей в состав вооружения нового истребителя, была поручена НИО-3 НИИП.

Еще не закончились ГСИ комплекса перехвата, как началась разработка РГС МФБУ-520 (модернизация РГС МФБУ-410) для более действенной ракеты большой дальности. Она проводилась в НИО-3 НИИП с ролью отраслевых подразделений соразработчиков. В 1991-м ГосНИИАС выдал положительное заключение по результатам моделирования и испытаний и ракету приняли к серийному производству, не дожидаясь окончания ГСИ модернизированного комплекса, которые удачно завершились в 1992 году.

Серия разработок МФБУ-410/520 положила базу многообещающим разработкам функциональных систем управления ракет "воздух-воздух" большой дальности как составной части системы управления вооружением истребителя, на которую возлагаются задачки информационного взаимодействия с СУВ истребителя с момента запуска до поражения цели, автономного самонаведения, перенацеливания на линии движения, оптимизации функционирования боевого снаряжения и т. д.

Разработка ракеты Р-33 была возложена на ГосМКБ "Вымпел". Сначало ракета сконструирована для ликвидирования целей с перегрузкой до трех-четырех единиц. В то время это разъяснялось необходимостью ликвидирования таких главных целей, как стратегический бомбовоз, средства тактической и палубной авиации, стратегические крылатые ракеты, другими словами маломаневренных целей. Естественно, это требование приводило к понижению располагаемой перегрузки ракеты, ее наибольших дальностей и высотности поражения целей, эффективности.

"Необоснованность" была исправлена в последующих разработках ракет большой дальности (изд. 520, 620 следующих модификаций и т. д.) средством конфигурации их балансировочных черт, увеличения энерго- и тяговооруженности, роста времени работы энергоблока, приведших к существенному увеличению их боевых способностей.

В базу системы управления ракеты (МФБУ-410/520) положена полуактивная радиолокационная головка самонаведения (РГС), обеспечивающая многоканальное наведение с борта истребителя, снаряженного РЛС с ФАР. При всем этом подсвет цели осуществляется в дискретном режиме. В РГС употребляется индикаторная гиростабилизационная система с наибольшей отработкой угловой скорости полосы визирования до 20 град/с и большой точностью ее оценивания (до 0,01-0,03 град/с).

Дальность захвата цели типа Ту-16 головкой самонаведения (ГСН) составляет 85-90 км, что за счет реализации инерциального наведения ракеты до захвата цели на линии движения обеспечивает наивысшую дальность запуска до 120 км.

Принципным для внедрения ракеты большой дальности является определение зоны разрешенного запуска. Она может определяться как аналитическим методом, так и способом ускоренного (упреждающего) моделирования на борту истребителя особыми методами в БЦВМ с выдачей летчику инфы о нахождении цели относительно зоны разрешенного запуска, что и реализовано в системе управления вооружением "Заслон".

Для обеспечения запуска ракеты из гарантированной зоны в системе управления вооружением предусмотрены меры по некому понижению дальности разрешенного запуска, что типично для атаки малоразмерных и маневрирующих целей.
Во избежание отставания

Летные тесты АКП С-155 МП, представленного как комплекс 4-ого поколения, начались в 1976 году. В этом виде комплексу предстояло пройти ГСИ и войсковые тесты, к которым на различных шагах привлекались главные организации — разработчики систем комплекса, летчики-испытатели 8-го ГНИКИ ВВС, экипажи 148-го ЦБП ПЛС (с. Саваслейка), войсковые летчики ПВО, представители НИУ МО СССР, главкоматов ВПВО и ВВС, испытательные базы 8-го ГНИКИ ВВС и полигона Балхаш, натурные и полунатурные моделирующие комплексы ГосНИИАС.

По воззрению заказчика, главкоматов ВВС, ПВО и НИУ МО, разработка АКП МиГ-31-33 по состоянию на 1980 год несколько затянулась. С учетом грядущих испытаний ожидалось, что в войска в нужном количестве он начнет поступать только в 1984-1985 годах.

За десятилетие (1975-1985) развитие воздушного противника характеризовалось упреждающими темпами как в области военной техники и технологии, так и в области развития способов противостояния. Встал вопрос о необходимости значимой модернизации АКП C-155МП во избежание риска отставания от уровня, достигнутого забугорными странами.

Мысль модернизации подразумевала существенное расширение боевых способностей комплекса в направлениях:

роста дальности и длительности полета самолета за счет улучшения черт мотора;
расширения зон обнаружения по углам и дальности захвата целей БРЛС "Заслон-М" до 250-280 км;
обеспечения достоинства в далеких ракетных боях с F-14 Tomcat модернизацией ракеты с повышением дальностей запуска до 300 км, оснащения ее полуактивно-активной РГС, увеличения помехозащищенности и эффективности боевого снаряжения;
увеличения степени алгоритмизации и автоматизации решения тактических задач в помощь экипажу.

Довольно большая и непростая программка добивалась от индустрии значимых усилий, в особенности от организаций МАП и МРП.

На шаге освоения США и странами НАТО северного воздушно-космического направления в качестве стратегического направления удара генеральным конструктором ОКБ Сухого М. П. Симоновым высказывается мысль использования военно-транспортного самолета "Мрия" как самолета-матки для 2-ух истребителей Су-27 с тем, чтоб отнести предел перехвата стратегических средств противника поближе к Северному полюсу. На тот период мысль заманчивая, но требующая определенных проработок со стороны военных, которые были выполнены и доложены главкому ВПВО.

Об этом как одном из эпизодов дела к идее далекого перехвата вспоминает командующий авиацией ПВО генерал-полковник авиации Н. И. Москвителев: "Выслушав наш доклад вкупе с начальником авиационного управления НИИ-2 генерал-майором авиации Б. М. Долженко, А. И. Чернокнижников идею похвалил, но не поддержал, а снова нас нацелил на усовершенствование МиГ-31М, который на далеких рубежах над Северным Ледовитым океаном должен уничтожать не только лишь носители, да и сами крылатые ракеты после их пуска на всех высотах в переднюю полусферу".

Командующие авиацией ПВО генерал-полковник авиации Н. И. Москвителев и генерал-полковник авиации В. И. Андреев, понимая значимость и необходимость сотворения системы далекого перехвата и соответственно истребителя далекого деяния, проявляли каждый в свое время необыкновенную напористость при обсуждении этой трудности на всех уровнях реализации ее на всех шагах и проведении масштабных учений в критериях Арктики с привлечением новейшей авиационной техники (МиГ-31Б, Су-27, А-50, топливозаправщиков типа Ил-78Т) и отработкой вопросов их боевого внедрения в авиационной системе далекого перехвата.

Огромное внимание к этой теме со стороны главкоматов ВПВО и ВВС, МАП, МРП, Министерства оборонной индустрии (МОП), управляющих ведущих организаций — разработчиков авиационной техники очень содействовало созданию модернизированного истребителя МиГ-31М.

Постановление правительства о разработке опытнейших образцов истребителя далекого деяния (ИДД) С-255 подписано в 1984 году. Через два года в 8-м ГНИКИ (Ахтубинск) поставлен один эталон для проведения летных испытаний с боевыми стрельбами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,782 сек. | 8.62 МБ