Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Лучший самолет несостоявшейся войны

Лучший самолет несостоявшейся войны
Сделанный на базе догматов прохладной войны, СУ-34 малоприменим в современных конфликтах
Алексей Рамм
До конца сегодняшнего года ВВС Рф пополнятся еще 14 фронтовыми бомбовозами Су-34. Об этом сказало управление Объединенной авиастроительной компании в процессе совещания, прошедшего на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, которое посетил заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов. По словам представителей ОАК, гособоронзаказна 2014 год по новым бомбовозам будет выполнен, а уже в будущем году ожидается поставкаеще 16 машин.

Очень оптимистичные планы, ведь еще в прошедшем году ГОЗ по Су-34 был под опасностью срыва, а Минобороны через трибунал взыскало с производящего бомбовозы Новосибирского авиационного завода неустойку за срыв сроков поставки. Остались недовольны первыми серийными «тридцатьчетверками» летный и технический состав Военно-воздушных сил. Претензий предъявлялось много, а именно не работала часть бортового оборудования, были препядствия с комплексами радиоэлектронной борьбы «Хибины» и т. д.

Бесполезен в современном конфликте

Для ВВС Рф Су-34 – одна из самых ожидаемых машин. Способный наносить удары высокоточным орудием, снаряженный сильной бортовой радиолокационной станцией Ш-141 с фазированной антенной решеткой, действенным комплексом радиоэлектронного противодействия, тепловизионным и телевизионным каналами обнаружения и сопровождения цели, «тридцать четвертый» должен стать действенным средством борьбы с наземными целями противника, заменив устаревшие Су-24М. Опыт августовской войны 2008 года с Грузией, где фронтовая авиация достигнула ограниченных результатов, показал, что ВВС Рф остро нуждаются в бомбовозе, способном поражать цели высокоточным орудием, не входя в зону поражения ПВО противника. Некие специалисты приписывают роль Су-34 из состава 4-го Центра подготовки авиационного персонала в Липецке в конфликте с Грузией. Считается, что на счету этих машин – грузинский радар, пораженный ракетой Х-31. В то же время представитель ВВС Рф поведал газете «ВПК», что это не так.
«Су-34 испытали с противорадиолокационной ракетой исключительно в 2010 году. Все 5 радаров, которые мы вышыбли, на счету обыденных строевых Су-24», – сказал изданию офицер ВВС Рф, участвовавший в конфликте. По его словам, если б Су-34 смогли вести войну в конфликте, то использовать машины было надо не против радаров, а для ликвидирования наземных целей.

«Даже слабенькая грузинская ПВО «завалила» глицевский Су-24 (Су-24М из состава 929-го ГЛИЦ, сбитый 9 августа) с 2-мя опытнейшеми пилотами, когда тот штурмовал позицию артиллерии. На Су-24 не было управляемых бомб либо ракет и обычного прицельного комплекса. И экипажу пришлось понижаться под прицелом грузинских ракет и наносить удар», – объяснил газете «ВПК» собеседник.

Су-34 с его сверхтехнологичным радаром, теле- и тепловизионным каналами наведения управится в таковой ситуации еще эффективнее. Но недавнешний опыт боевого внедрения новых бомбардировщиков обосновал оборотное. В интернет-блоге Hard Ingushetia есть фото базисного лагеря боевиков «Иммарата Кавказ», уничтоженного авиаударом. Это работа Су-34 ВВС Рф.

«Су-34 столкнулись с большенными трудностями при нанесении удара в сложной горно-лесистой местности. Радар не сумел отыскать цель в таких критериях, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения. С задачей совладали, но с огромным трудом», – отметил военнослужащий Южного военного окрестность, знакомый с ситуацией.

По словам собеседника, база прицельного комплекса «тридцать четвертого» – сверхтехнологичный радар Ш-141 оказался в таких критериях бесполезен. Экипаж не сумел отыскать на картинке, забитой отражением разных объектов на земле, подходящей цели, и фронтовой бомбовоз был обязан снизиться для поиска объекта. Благо, ПВО у боевиков нет. Но НПП «Ленинец», создавшее радар, не виновно в таковой ситуации. Ш-141 – это уникальное изделие, способное обнаруживать цели с малой ЭПР на дальности 150–200 км. Су-34, сделанный как наилучший ударный бомбовоз прохладной войны, способный прорывать на низкой высоте ПВО НАТО и уничтожать как подвижные, так и стационарные цели, бесполезен в современной войне.

От радара к тепловизору и телекамере

Война во Вьетнаме почти во всем изменила вид современной боевой авиации. Сначала конфликта пилоты самолетов, наносившие удары неуправляемыми бомбами и ракетами, прицеливались, используя радар либо бомбовые прицелы, но уже в 1973 году цели, обнаруженные по телекамерам и тепловизорам, поражались бомбами и ракетами с телевизионными и лазерными головками наведения.

Главной задачей основного ударного самолета ВВС США 60-х годов F-105 «Тандерчиф» было нанесение удара по радиоконтрастным целям (строения, мосты, колонны техники) ядерными либо обыкновенными бомбами со средних высот и на огромных скоростях. Для собственного времени прицельный комплекс «Тандерчифа», построенный вокруг радара, был произведением искусства. Но во Вьетнаме радиолокаторы оказались никчемными, пилотам приходилось наносить удары, зрительно используя бомбовые прицелы. С возникновением у Северного Вьетнама комплексов ПВО С-75, «Тандерчифам» было надо понижаться на малые высоты, где предназначенные для сверхзвуковых полетов на средних и огромных высотах F-105 нередко выходили на критичные режимы полета, что приводило к катастрофам, а пилоты просто не успевали впору найти цели. Добавили заморочек мелокалиберная зенитная артиллерия (МЗА), пулеметы и показавшиеся в конце войны ПЗРК «Стрела», если не сбивавшие, то наносившие значимые повреждения истребителям-бомбардировщикам.

ВВС США пришлось уделить внимание разработке управляемых средств авиационного поражения и прицельных комплексов с оптикой высочайшего разрешения для обнаружения наземных целей.

На фоне заморочек с «Тандерчифами» и «Фантомами» высшую результативность проявили истребители-бомбардировщики c изменяемой геометрией крыла F-111 «Адварк». Снаряженные системой огибания рельефа местности «Адварки» на низких высотах ночкой и в сложных метеусловиях наносили удары по наземным объектам с уже известными координатами.

В 1973 году америкосы провели операцию по уничтожению стратегических целей в Северном Вьетнаме – «Лаинбаккер-2». ВВС США массово применили бомбы с лазерной и телевизионной системами наведения, также прицельные контейнеры «Пэйв Тэк» и «Пэйв Пенни» для обнаружения целей и наведения высокоточных АСП. Южноамериканская ударная авиация делала фактически все боевые вылеты на средних и огромных высотах, подавляя ПВО Северного Вьетнама противорадиолокационными ракетами и РЭБ.

Сначала 80-х годов прицельными контейнерами стали оснащаться F -111. По плану американских военных «Адварки» должны прорывать ПВО на низкой высоте, используя радар для навигации. Найдя цель, выполнить набор, взять ее на сопровождение навесным прицельным контейнером и поразить управляемой бомбой либо ракетой. Так же действовали и европейские истребители-бомбардировщики «Торнадо» IDS, оборудованные таким же прицельным оборудованием.

Так и не повоевав с Русской армией, F-111 и «Торнадо» попрактиковались на Ираке в 1991 году, где столкнулись с большенными трудностями. Иракцы сбили МЗА 5 действовавших на низких высотах «Торнадо». F-111, работавшие на 3-х – 5 тыщах метров, обошлись без утрат.

На замену F-111 «Адварк» пришел F-15Е, также участвовавший, но не совершенно успешно, в войне с Ираком. «Страйк Игл» вначале создавался для внедрения высокоточного орудия с внедрением нового прицельного контейнера LANTIRN. Но в Ираке F-15Е, не получившие контейнеры, наносили удары обыкновенными и кассетными бомбами с низких высот, утратив от МЗА и ПЗРК несколько машин. Установленная на F-15Е БРЛС AN/APG-70 применялась для ведения воздушного боя, а входящий в состав LANTIRN навесной контейнер AN/AAQ-13 – для ориентирования и картографирования местности.

В 90-х года в Югославии «Страйк Иглы» уже действовали на высотах в пять-шесть тыщ метров. На данный момент ВВС США модернизировали «Игл», установив освеженный навесной контейнер «Снайпер» с РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 конторы Raytheon.

Современный опыт ВВС США и НАТО указывает, что удары по наземным целям из-за опасности МЗА и ПЗРК наносятся с высоты шесть-семь тыщ метров, стационарное ПВО уничтожается крылатыми ракетами, а ударные машины сопровождают особые истребители-бомбардировщики, подавляющие ПВО и самолеты РЭБ. Последний раз тактическая авиация бомбардировала неприятеля с внедрением радара в 1993 году в Югославии.

Русский путь

Еще с 60-х годов в ВВС СССР низковысотный прорыв ПВО стал основой боевой работы ударной авиации. Если Су-7 наносили удары, используя зрительные прицелы, то уже более современные Су-17, Миг-23БН оснащались радиолокационными прицельными комплексами.

Русский ответ на F-111 – фронтовой бомбовоз с изменяемой геометрией крыла Су-24 наносил удары в сложных метеоусловиях, также ночкой, выполняя прорыв ПВО противника на низкой высоте в режиме огибания рельефа местности. Для поиска целей Су-24 использовал радар, дополненный лазерным дальномером и телевизионной системой.

Су-24 в 1988 году направились в Афганистан. Тут результаты оказались не такими положительными и внушающими оптимизм. Из-за внедрения моджахедами МЗА и ПЗРК «Стингер» Су-24М 755 и 143-го бомбардировочных полков, действующие с русских аэродромов, наносили удары с высоты в шесть-семь тыщ метров обыкновенными свободнопадающими бомбами. Даже модернизированный радиолокационный прицельный комплекс ПНС-24М «Тигр» оказался никчемным, потому что не мог различить мелкие цели на фоне земли. Попытка применить корректируемые бомбы КАБ-500л и КАБ-1500л провалилась. Мощности телевизионных систем оказалось недостаточно, чтоб различать объекты на земле и брать их на сопровождение. С такими же трудностями столкнулись истребители-бомбардировщики Су-17М и Миг-27. Опыт войны и учений в Европе, также анализ забугорных информационных источников принудили командование ВВС СССР поменять Су-24 спец под применение высокоточных средств авиационного поражения бомбовозом, аналогом южноамериканского F-15Е «Страйк Игл».

Новый бомбовоз должен действовать на низких высотах с набором высоты для поражения цели и следующим понижением. В отличие от американских военных, считавших, что радиолокатор нужен для ориентирования и полетов в режиме огибания рельефа местности, командование ВВС СССР сделало ставку на радиолокационный прицельный комплекс, правда, дополненный более современными телевизионными и лазерными системами. Западные военные специалисты в 80-х годах считали, что для угнетения МЗА и ПЗРК довольно оснастить ударные машины кассетными боеприпасами, но командование ВВС СССР потребовало забронировать уязвимые места нового бомбовоза по примеру штурмовика Су-25. Для защиты от истребителей противника и комплексов ПВО государств НАТО многообещающий фронтовой бомбовоз оснащался средствами РЭБ. Все эти требования легли в базу нового самолета, позднее ставшего Су-34.

На момент формирования требований в 1989 году новый бомбовоз, имевший ряд высококачественных преимуществ перед F-15 и F-111, был бы наилучшим самолетом прохладной войны в собственном классе. Специалисты НАТО планировали работу «Адварков» и «Страйк Иглов» под прикрытием истребителей, самолетов РЭБ и так именуемых «Уаилд Визлов», снаряженных для угнетения ПВО истребителей-бомбардировщиков F-4. В ВВС СССР считали, что многообещающий фронтовой бомбовоз должен действовать без помощи других, не надеясь на помощь. От истребителей и ПВО прикрыться РЭБ и рельефом местности, выйти на цель при помощи радиолокационного прицельного комплекса, поразить ее, а если попал под огнь МЗА и ПЗРК, то возвратиться на аэродром. Для реалий 80-х годов и евро ТВД новый бомбовоз стал бы прорывной машиной.

Опоздавшая машина

В 1991 году распался СССР. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН, ставший через пару лет Су-34. 1-ые машины поступили в ВВС в конце 90-х годов, но массовая поставка началась исключительно в 2011-м. Все это время Су-34 так и оставался безупречным фронтовым бомбовозом времен прохладной войны. Интегральная аэродинамическая схема с фронтальным горизонтальным оперением (ПГО) обеспечивает устойчивый полет и лучшую маневренность на низкой высоте даже с подвещенным вооружением, что очень отлично проявили пилоты 4-го ЦПА на демо полетах на МАКС-2013. Мощнейший радар Ш-141 обнаруживает малоразмерные цели на высотах до 4 тыщ метров, титановая кабина делает пилотов и бортовое радиоэлектронное оборудование неуязвимыми от огня зенитной артиллерии и стрелкового орудия с земли. Комплекс РЭБ «Хибины» защищает фронтовой бомбовоз не только лишь от авиационных и зенитных ракет, да и от ПЗРК. Для собственных задач Су-34 еще лучше F-15Е. Но на данный момент концепция ударных самолетов поменялась и плюсы Су-34 стали его недочетами.

Современные ударные машины, избегая огня с земли, забираются на высоты пять-шесть тыщ метров. На таковой высоте Су-34 сходу теряет преимущество в работе радиолокационного комплекса, неспособного различать малозаметные цели – одиночные машины и бронеобъекты, группы людей и полевые укрепления, сокрытые рельефом местности. Да и понижение до 2-3 км не гарантирует обнаружение таких целей, что и обосновало недавнешнее боевое применение в Ингушетии. Здесь необходимы телекамеры и тепловизоры, которые у Су-34 не отличаются высочайшими способностями, существенно уступая не только лишь современному южноамериканскому «Снайперу», да и устаревшему LANTIRN и поболее дешевенькому французскому «Дамоклу». При всем этом по весу и габаритам, также энергопотреблению прицельный комплекс Су-34 в пару раз превосходит умещающиеся в навесных контейнерах зарубежные аналоги.

Даже забронированные штурмовики Су-25 с обычным бортовым радиоэлектронным комплексом нередко становились жертвой огня ПВО и ПЗРК как в Афганистане, так и в Грузии. Кабина выручит пилотов, но в случае поражения зенитной ракетой, огнем стрелкового орудия и мелкокалиберной артиллерии принципиальных систем самолет придется покинуть. Спасти Су-34 может только полет на недостижимой высоте, но броня только наращивает вес машины и приводит к излишнему расходу горючего, понижению дальности полета и веса боевой нагрузки. ВВС США и государств НАТО уже издавна сделали вывод, что нужно не бронировать самолет, а понизить до минимума возможность его поражения.

Многие авиационные специалисты, не отрицая заморочек, молвят, что для большой войны с сверхтехнологичным противником вроде США и НАТО Су-34 сумеет воплотить все свои способности по низковысотному прорыву. Современные самолеты ДРЛО типа южноамериканского Е-3 «Сентри» просто найдут даже прикрывшийся помехами Су-34 на фоне земли. Мультиспектральные ПЗРК типа испытывающихся на данный момент моделей южноамериканского «Стингера» и французского «Мистраля» гарантированно поразят фронтовой бомбовоз, так что все равно придется уходить на огромные высоты. Комплексы РЭБ противника, если не «задавят», то создадут огромные задачи для Ш-141, потому придется использовать орудие только по тепловизионному и телевизионному каналам наведения. Работа радиолокационного прицельного комплекса с учетом современных средств радиотехнической разведки станет демаскирующим фактором для бомбовоза, предупреждающего противника о его присутствии. Без угнетения ПВО противника и ликвидирования его истребительной авиации Су-34, невзирая на титановую кабину, современный радар и комплекс РЭБ, не жилец. Благо, если до цели сумеет долететь.

Понятно, что у ВВС Рф сейчас нет кандидатуры. Срочно нужно поменять парк устаревающих фронтовых бомбардировщиков Су-24М. В то же время из всего парка Военно-воздушных сил, невзирая на свои недочеты, прицельный комплекс Су-34 на данный момент самый «продвинутый».

Су-34 – это наилучший самолет прохладной войны, закончившейся 20 годов назад. Потому управлению ОАК стоило бы поразмыслить, как сделать его наилучшим ударным самолетом современности, а не носиться с мыслями 80-х годов.

Алексей Рамм

Вы должны войти, чтобы комментировать.