СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1944-ГО ГОДА

Не достаточно кто слышал, но в ноябре 1944 года Русский Альянс чуть не вступил в войну против США. Было это на местности освобождаемой от фашистов Югославии, а в событиях воспринимал самое конкретное роль именитый летчик, Герой Русского Союза, а потом маршал – А.Чернокнижников.

Окаянные империалисты

Это очень практически неизученный эпизод 2-ой Мировой войны. На Западе про него предпочитают совсем не вспоминать. В СССР про эту историю можно было прочесть всего в одном источнике – воспоминаниях военного летчика Н. А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 году. Из книжки следует, что днем 7 ноября 1944 г., на аэродроме городка Ниш (Сербия) русские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить узнаваемый русский революционный праздничек, как вдруг им на головы начали пикировать странноватые самолеты и сбрасывать бомбы.

Сначала незваных гостей приняли за германские «рамы» – так с 1941-го у нас называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было удивительно: во-1-х, «рама» была высотным лазутчиком, не созданным для штурмовки аэродромов. Во-2-х, сходу несколько 10-ов () «Фокке-Вульфов» германцам просто неоткуда было взять.

Вобщем, разбирательства решили отложить на позже. В воздух подняли дежурное звено из примыкающего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» 2-ух чужаков. Равномерно взлетел весь полк, и в воздухе началась реальная «собачья драка» – маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», умер и наш Як-3.

Но скоро русские летчики с изумлением увидели, что на крыльях и фюзеляжах неприятельских самолетов нарисованы не темные германские кресты, а белоснежные звезды ВВС США Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» – тяжкий истребитель Р-38 «Лайтнинг». На таковой же машине, исключительно в варианте фоторазведчика, летал и умер всем узнаваемый Сент-Экзюпери.

В этом бою участвовал и наилучший ас полка, Герой Русского Союза капитан Александр Чернокнижников (46 воздушных побед к концу войны). Тот, которого в 1987 г. в самый разгар перестройки снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красноватой площади.

Конкретно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему янки, чтоб показать красноватые звезды на собственном самолете. Вроде бы то ни было, америкосы убрались восвояси. Но кратковременно. Практически через полчаса другая группа американских самолетов штурмовала колонну русских войск, следовавшую через Ниш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели. В итоге налета умер командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты».

7 : 3 в нашу пользу

«Американское командование, – пишет создатель воспоминаний, – естественно, извинилось перед нашим за этот «инцидент». Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время вероломного налета «союзников».

Вообщем, тональность книжки Н. Шмелева не оставляла колебаний, что она серьезно правилась в основном политуправлении СА и ВМФ. Могли даже показаться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы «холодной войны»? Но внезапно доказательство пришло совсем с другой стороны – из бывшей Югославии.

Как понятно, русские войска посодействовали Национально-освободительной армии Югославии прогнать из страны немецко-фашистских захватчиков. По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и русский маршал Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право воспользоваться хоть какими тамошними аэродромами. За это русские ВВС должны были научить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме городка Ниш.
Ветераны югославского подразделения делились мемуарами об инциденте в белградской газете «Политика» от 9 ноября 1988 г. – как раз в 44-ю годовщину тех событий.

По их словам, 7 ноября 1944 г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красноватой армии севернее городка Ниш внезапно появилась группа американских бомбардировщиков В-25 «Митчелл» в сопровождении истребителей «Лайтнинг». Всего самолетов было штук 30. Америкосы с ювелирной точностью отбомбились по голове колонны: умер командир корпуса, 31 боец и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был здесь же сбит. В воздухе завязалось жестокое схватка.

Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 русских самолета. При всем этом америкосы утратили 14 летчиков.
Если веровать данным безвестного югославского комиссара, выходит, что америкосы утратили 5 одноместных «Лайтнингов» и 2 бомбовоза «Митчелл» с экипажем из 5 человек. Вероятнее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944 году базировались в Италии.

По последней инфы в том бою с американской стороны участвовали только истребители «Лайтнинг» и количество сбитых посреди их было не больше 3-х.
По обоюдному согласию сторон недолгая «советско-американская война» была предана забвению. Случись она поближе к весне 1945-го года, когда трещинка меж союзниками по антигитлеровской коалиции была еще обширнее, все могло бы оборотиться по-другому…

Но для 1-го из героев обрисованных событий, Александра Колдунова, эта встреча с южноамериканскими летчиками была не последней. В 1948 году вторую Звезду Героя он получил как раз за сбитых янки, когда уже началась «холодная война». Но это уже совершенно другая история…

От редакции «Отваги». Ах так смотрится сегоднящая информация о тех событиях: «7 ноября 1944 года в районе городка Ниш в Югославии две группы (в общей трудности 27 самолетов) американских самолетов «Лайтнинг» по ошибке штурмовали колонну русских войск, было убито 12 русских боец и офицеров, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Г.П. Котов. Для отражения налета была подняты 9 истребителей во главе с капитаном А. Колдуновым.

Рискуя жизнью, Чернокнижников приблизился к южноамериканским самолетам, демонстрируя им красноватые звезды на фюзеляже, но был обстрелян, а два русских самолета – сбиты. Ответным огнем были сбиты 3 (по русским данным) либо 2 (по южноамериканским данным) самолета США, в том числе 1-го сбил сам Чернокнижников. В конце концов удалось достигнуть прекращения боя – Чернокнижников фактически «поставил» собственный самолет перед носом ведущего группы янки. После происшедшего произошел большой дипломатичный скандал. Америкосы признали «ошибку» и принесли извинения, но сбитые южноамериканские самолеты нашим летчикам командование на зачло.»

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1944-ГО ГОДА
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1944-ГО ГОДА
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1944-ГО ГОДА
Никита Темнозорь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 31 | 0,699 сек. | 8.57 МБ