Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Су-35: истребитель «на подхвате»

Су-35: истребитель «на подхвате»
Наружные различия меж истребителями Су-35 и Су-27 маленькие: кили первого короче таких у Су-27 (хотя рули больше), а «жало» меж гондолами движков наименьшее. На новеньком самолете отсутствует большой воздушный тормоз, имеющийся у Су-27, для уменьшения скорости он употребляет разные углы отличия рулей направления. А носовая стойка шасси имеет два колеса, заместо 1-го у предшественника.

Но снутри самолета все очень поменялось. Он обустроен 2-мя движками с изменяемым вектором тяги АЛ-41Ф1С («изделие 117С»), с тягой у каждого на форсаже в 142,2 кН, что на 16% превосходит характеристики Су-27. Новый истребитель обустроен вспомогательной силовой установкой ТА14-130-35 для питания собственных бортовых систем. В его конструкции применены новые материалы. Припас горючего в 11,5 тонн на 22% превосходит объемы Су-27. Снутри кабины летчик имеет электрическую систему управления полетом, состоящую из 2-ух 380х290 мм функциональных мониторов МФИ-35, также три малеханьких экрана, и систему индикации на лобовом стекле с огромным углом обзора ИКШ-1М. На Су-35 смонтирована электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием. Кислород вырабатывается бортовым генератором, что дает возможность избежать зарядки кислородных баллонов после каждого полета. КБ Сухого также ввела форму обслуживания для многих систем «по состоянию», в отличие от подмены их по ресурсным показателям, а это увеличивает ремонтопригодность истребителя.

Усовершенствованная РЛС и система РЭБ

Суровые конфигурации также задели бортовых радиоэлектронных систем Су-35. Основная система обнаружения целей – Ш135, которая состоит из РЛС Н135 «Ирбис» и системы РЭБ «Хибины». РЛС Н135 была разработана НИИП им. Тихомирова, а серийное создание ведется на Муниципальном Рязанском Приборном Заводе. РЛС является развитием системы Н011М «Барс», которая устанавливается на борту истребителей Су-30МКИ, разработанных по заказу индийских ВВС, и так же как и у предшественника, РЛС вооружена антенной с пассивной фазированной решеткой. На «Ирбисе» есть некоторое количество модулей «Барса», включая систему синхронизации, приемники низко- и сверхвысокой частоты, также усилитель мощности. Уникальная индийская БЦВМ, стоящая на «Барсе», была заменена на русские системы. Соло-35.01 отвечает за прием сигнала, а Соло-35.02 отвечает за обработку инфы и управление РЛС, заместо индийских микропроцессоров RC1 и RC2, стоящих в «Барсе».

По сопоставлению с «Барсом», «Ирбис» употребляет более широкий набор рабочих частот (тем повышая устойчивость к помехам), имеет больший угол обзора по горизонтали +/-125°, увеличенную дальность обнаружения и поболее высшую разрешающую способность. РЛС может аккомпанировать до 30 воздушных целей, из которых восемь могут быть фактически поочередно сопровождаться с точностью, достаточной для их одновременного поражения ракетами «воздух-воздух» средней дальности с активной ГСН. Две цели могут быть обстреляны сразу ракетами с полуактивной ГСН, а это просит от РЛС подсвечивать цели. В режиме «воздух-земля» РЛС может обнаруживать четыре наземные цели. Средняя мощность на выходе составляет 5 кВ, а пиковая может достигать 20 кВ. Это дает РЛС возможность использовать режим «дальнего обнаружения» (ограничен сектором 100°х100°), который позволяет обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности 350-400 км в фронтальной полусфере, либо до 150 км при обзоре задней полусферы. В процессе обыденных поисковых режимов работы (покрывает сектор 300°х300°) РЛС может обнаруживать истребители на дальности 200 км в отсутствие облачности либо 170 км в режиме обзора подстилающее поверхности. РЛС «Ирбис» также может систематизировать цели («крупная», «средняя» либо «малая»), также сортировать их по типу, к примеру, «вертолет», «крылатая ракета» либо «истребитель», сравнивая их с заложенной в память библиотекой целей.


Су-35: истребитель «на подхвате»

Бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой Ирбис-Э

http://vitaly.livejournal.com/


Комплекс РЭБ «Хибины-М» делается Калужским Научно-Исследовательским Радиотехническим Институтом. Комплекс состоит из разведывательного блока, который фиксирует излучение от РЛС воздушного базирования либо ПВО, также блока радиоэлектронного противодействия. Часть системы работает на более фаворитных больших частотах (волны H и J) и встроена в планер самолета. В случае необходимости на Су-35 могут быть подвешены контейнеры, которые расширяют способности системы за счет прибавления способности работать на средних волнах (от E до G). На Су-35 также имеются блоки отстрела ловушек УВ-50 на 14 патронов., которые находятся на «жале» в задней части фюзеляжа.


Пассивные системы обнаружения


Оптико-локационная станция ОЛС-35 для Су-35 была разработана Научно-Производственной Компанией «Системы Прецизионного Приборостроения» (НПК СПК). Это является необыкновенным выбором для КБ Сухого, которое ориентировалось на продукцию Уральского Оптико-Механического Завода, устанавливавшуюся на другие типы машин КБ, включая разрабатываемый истребитель Т-50. ОЛС-35 имеет инфракрасную и электро-оптическую камеру, которые употребляют общий оптический блок, также лазерный дальномер и подсветчик цели. Система смонтирована в носовой части Су-35, ее зона автосопровождения +/-90° по азимуту, — 15°/+60° по углу места. Воздушная цель размером с Су-30 может быть найдена на дальности 90 км в задней полусфере либо с 35 км – в фронтальной. ОЛС-35 может аккомпанировать четыре воздушные цели сразу, при всем этом не посылая никаких сигналов, которые могут предупредить их об облучении. Летчик Су-35 также обустроен нашлемной системой целеуказания, хотя ее тип еще не обнародован.

НПК СПК также производит для Су-35 прицельный контейнер «воздух-земля», который обустроен электрооптическим, инфракрасным и лазерным каналами, в также лазерным целеуказателем, которые позволяет летчику истребителя направлять авиационные средства поражения на цели, подсвеченные третьей стороной. Контейнер может аккомпанировать до 4 наземных целей сразу.

Су-35 обустроен более совершенным бортовым комплексом обороны, также выпускаемым НПК СПК. Инфракрасная система предупреждения о приближении ракет состоит из 6 датчиков, расположенных в фронтальной части фюзеляжа для обеспечения всеракурсного покрытия. Система может фиксировать запуск ракеты ПЗРК на дальности 10 км, ракеты «воздух-воздух» — 30 км, а большой ракеты «поверхность-воздух» — от 50 км. Два датчика обнаружения лазерного облучения размещены по бортам в носовой части фюзеляжа. Они могут найти лазерные дальномеры на дальности 30 км.

Система обнаружения радиолокационного обнаружения на Су-35 состоит из системы Л150-35 «Пастель» разработки омской компании ЦКБА, которая стоит на современных русских боевых самолетах. Л150 также выдает координаты цели для противорадиолокационных ракет.

Завышенные способности по поражению целей

Су-35 получит возможность использовать все типы тактических ракет, стоящих на вооружении русских ВВС, либо которые будут приняты на вооружение. В первый раз управляемая ракета была запущена с борта Су-35 27 июля 2012 г. Хотя об этом пуске не было обнародовано никаких деталей, судя по всему, это была ракета «воздух-воздух» средней дальности Р-73. Новые типы ракет, которые в текущее время внедряются в создание в Рф, включают ракету средней дальности Р-77-1 и малой дальности Р-74М. Следующие варианты, известные как К-77М и К-74М2, находятся в разработке. Считается, что Су-35 также сумеет использовать ракету большой дальности К-37М, которая в текущее время проходит тесты. Оснащение истребителя ракетой К-100 разработки ОКБ Новатор, с которой самолет на публике выставлялся, не планируется, а разработка ракеты с того времени была прекращена.


Из ракет класса «воздух-поверхность» Су-35 может использовать противорадиолокационные ракеты Х-31ПМ и Х-58УШ, противокорабельные ракеты Х-31АМ, Х-35У и Х-59МК, универсальную ракету Х-38М с разными ГСН, также управляемые бомбы калибра 250-, 500- и 1500 кг. Маркетинговые материалы 2005 года содержали информацию о том, что Су-35 может оснащаться томными противокорабельными ракетами Калибр-А и Яхонт.

Русский «дополнительный» истребитель

Программка Су-35БМ была запущена 10 годов назад с целью производства самолета на экспорт. Она финансировалась только компанией Сухого и ее партнерами, модель нового самолета была показана на авиасалоне в Дубае в ноябре 2003 г. Ожидалось, что Су-35 будет готов в 2007 г., и он рассматривался как «переходный» тип истребителя, позволяя сохранить загрузку компании до начала производства истребителя 5 поколения ПАК ФА/Т-50. Но его перспективы и роль снутри компании конструктивно поменялись по сопоставлению с первоначальными планами.

Требование русских ВВС оснастить 30 эскадрилий, на вооружении каждой из которых должно находиться 12 истребителей Т-50, в текущее время рассматривается как недосягаемое, сначала из-за цены истребителя 5-ого поколения. Если ВВС желают иметь 30 эскадрилий, им нужен более обычный и дешевенький самолет в качестве дополнения к Т-50. 2-ой самолет также должен отвечать требованиям русских ВВС, включая дальность в 3000 км, что исключает возможность закупки легкого истребителя. Эволюция русских планов сказалась на судьбе Су-35, который был избран в качестве дополнения к Т-50, а это открыло путь к большим внутренним заказам.

Когда президенту ОАК Мише Погосяну не так давно задали вопрос о будущем Су-35, он подтвердил, что он будет модернизировать и выполняться в течение многих лет вместе с ПАК ФА в качестве его более дешевенькой кандидатуры. Погосян отказался уточнить разницу в стоимости меж 2-мя самолетами, но по его словам, истребитель 5-ого поколения будет «стоить не дороже 100 млн долл.», в то время как Су-35 должен быть «дешевле, с целью сохранить конкурентоспособность на рынке».

Концепция смешанного парка дорогих/дешевеньких самолетов привела к тому, что в августе 2009 г. русские ВВС заказали 48 Су-35, которые должны быть поставлены к 2015 г., ценой 1,4 миллиардов руб. (45 млн долл.) каждый. За договором последовали жалобы со стороны авиационной индустрии на то, что стоимость самолета была ниже его себестоимости. В согласовании с Гос программкой вооружений, несколько позднее будет заказана еще одна партия из 48 Су-35, которые должны быть поставлены в 2016-2020 гг.

Летчик-испытатель Сергей Богдан сделал 1-ый полет на Су-35 (б/н «901») 19 февраля 2008 г. со взлетного поля КнААПО. 2-ой самолет («902») приступил к испытаниям 2 октября 2008 г., за которым был должен последовать 3-ий («904», самолет с номером «903» употреблялся для статических испытаний), но 26 апреля 2009 г. он сгорел на взлетной полосе. Это событие стало суровым ударом по программке, потому что б/н «904» был первым на сто процентов снаряженным экземпляром, и его утрата затормозила тесты на многие месяцы.

3 мая 2011 г. на КнААПО взлетел Су-35С-1. Этот 3-ий летный экземпляр Су-35 был первым самолетом в конфигурации, заказанной русскими ВВС. Су-35С-1 б/н «01» был ориентирован в испытательный центр в Ахтубинске 28 мая 2011 г. с целью прохождения муниципальных испытаний. 2-ой борт (Су-35С-2 «02») поднялся в воздух 2 декабря 2011 г., за которым 17 января 2012 г. последовал Су-35С-3 (б/н «03») и Су-35С-4 («04») 19 февраля 2012 г. 1-ые четыре экземпляра Су-35 употребляются для испытаний, борты «01» и «04» в текущее время находятся в Жуковском, а 2-ая пара – в Ахтубинске. Каждый несет камуфляж, включающий три колера сероватого и голубого цветов. 100-й полет по программке Су-35 был совершен 23 марта 2009 г., 300-й – 19 сентября 2010 г. и 500-й 4 апреля 2012 г. К началу 2013 г. самолеты сделали 1000 полетов.

Еще 6 Су-35 были формально переданы ВВС в декабре 2102 г. и перелети в Ахтубинск в конце января («06», «07» и «08») и середине февраля («09», «10» и «11») 2013 г. Они были покрашены в серый камуфляж со серыми нижними поверхностями. Некие из их должны быть высланы в Центр боевого внедрения и подготовки летного состава в Липецке.

К концу апреля было выпущено 12 Су-35, включая два макета и 10 серийных Су-35С. В 2013 и 2014 гг. КнААПО должно выпустить по 12 самолетов в год, плюс 14 в 2015 г., чтоб выполнить начальный договор на 48 машин.


Экспортные реализации


Невзирая на фуррор Су-35 на внутреннем рынке, он еще не поступил на вооружение за пределами Рф. Он предлагался КНР начиная с 2006 г., и Китай рассматривался производителем в качестве стартового заказчика, но он не показал энтузиазма к новым закупкам огромных партий вариантов Су-27 (с учетом начала производства собственных, нелицензионных версий Су-27). Заместо этого китайцы желали закупить маленькую партию самолетов – четыре-шесть машин, либо даже некие из установленных на их системы, например, РЛС «Ирбис» либо движки АЛ-41ФС. Русская сторона заявила, что готова реализовать в КНР более 48 самолетов.


Энтузиазм Китая к самолету числился утраченным до 25 марта 2013 г., когда стало понятно о подписании договора на поставку в КНР 24 самолетов. Это изумило российскую сторону, которая заявила, что подписано только «рамочное соглашение» на поставку истребителей. 1-ые анонсы о договоре появились в китайских СМИ, в то время как информация о прошлых поставках истребителей Су в Китай обычно шла из русских источников. Может быть, что при помощи таковой утечки КНР пробует оказать давление на Россию, настояв на продаже 24, а не 48 самолетов.

Переговоры с Ливией на поставку 12 Су-35 достигнули продвинутой стадии в 2009 г., когда истребитель был представлен ливийской делегации. Но смена режима в стране понизила шансы на заключение договора. Су-35 также был исключен из бразильского тендера на закупку нового функционального истребителя.

В 2013 г. Сухой и ОАК интенсифицировали усилия по продаже Су-35 на экспорт. По словам их представителей, ведутся переговоры с представителями 10 государств, а возникновение самолета на авиасалоне в Фарнборо может рассматриваться как начало новейшей интернациональной рекламной компании.


Оригинал публикации: Air International, June 2013 — Piotr Butowski

Вы должны войти, чтобы комментировать.