6 шагов для улучшения характера

6 шагов для улучшения характера

Начнем издалека: великие и могучие умы прошлого столетия Ричард Бендлер и Джон Гриндер изобрели НЛП — нейролингвистическое программирование. Это направление в психологии и психиатрии вызывает кучу споров, академическое сообщество его не признает, но факт остается фактом: НЛП активно применяют в рамках различных психологических тренингов. С помощью НЛП можно научиться манипулировать людьми (что, надо заметить, вредно для всех), а также выявить свои недостатки и избавиться от них. Аутотренинг, благодаря которому можно хотя бы попробовать договориться с собой и извести свои негативные качества, называется «шестишаговый рефрейминг». Эта техника аутотренинга не требует специальных навыков, и, главное, ее можно использовать в одиночку, без тренера.

В ЧЕМ СУТЬ? Слово «рефрейминг» происходит от английского глагола «геггате», что означает «вставить в ту же рамку» (новую картину, например), «заново приспособить», «по-новому сформулировать», «переосмыслить» И это переосмысление разбито хитрющими Перцами на шесть этапов — шагов.

Суть этого метода сводится к тому, что мы, выявляя тот или иной психо эмоциональный недостаток в нашем поведении, находим в нем «положительный ресурс» и используем этот ресурс себе во благо. Дело в том, что в нашем сознании все эмоции, в том числе и отрицательные, выполняют определенную функцию. И эта функция всегда имеет положительный заряд для нас и нашей личности. Например, страх высоты защищает нас от прогулок по карнизам, раздражительность позволяет нам говорить «нет» тем, кто наседает на нас со своими требованиями, и т.д. Проблема лишь в том, что эти эмоции могут взять над нами верх, и тогда раздражительность становится нашим вторым именем и «нет», вопреки затаившемуся в глубинах человеколюбию, хочется сказать всем подряд (и еще много разных слов вслед добавить). Однако, пытаясь полностью удалить или подавить беспокоящую нас эмоцию, мы можем нарушить наш психологический баланс. Рефрейминг позволяет нам «обмануть» наше сознание и подменить неприятную реакцию или эмоцию на менее болезненную (если повезет) или даже приятную (если сильно повезет). Выбор, к сожалению, остается не совсем за нами, а за нашим бессознательным, но об этом позже. Таким образом, функцию, которую выполнял устраняемый нами недостаток, будет теперь выполнять другая, более приемлемая для нас эмоция или реакция.

ТЕХНИКА В ДЕЙСТВИИ

Техника относительно проста, и в этом легко убедиться. Для начала, поскольку мы работаем с нашим сознанием, нужно привести это сознание в спокойное состояние. В этом нам поможет небольшая медитация на дыхании, о которой мы писали в позапрошлом номере. Следите за дыханием, не отвлекаясь на посторонние мысли и не прогоняя их, и постепенно ум успокоится. Теперь ничто не мешает нам обратить внимание внутрь себя. Для того чтобы начать что-то делать, нам необходимо точно идентифицировать ту проблему — эмоцию или реакцию, — с которой мы собираемся разобраться. Например, «Хочу начать ходить в спортзал, но лень меня останавливает». Или: «Я не хочу злиться, когда приходится стоять в очереди, но все-таки злюсь». Далее будем называть эту мешающую нам реакцию или эмоцию поведением-Х. Именно его мы хотим изменить.

Шаг 1. Нам нужно выяснить, какая часть нашей личности ответственна за появление поведения-Х. Какая часть нас самих создает поведение-Х и зачем. Надо помнить, что просто так ничего не бывает, и если одна бессознательная часть нашей личности генерирует поведение-Х, то можно не сомневаться, что это делается ею исключительно из благих побуждений и преследует положительные для нас цели. Мы обращаем свой мысленный взор в себя и спрашиваем себя: какая часть нас производит поведение-Х? Ответ мы узнаем на физическом уровне. Это будет часть нашего физического тела. Любая. Локоть, шея, подколенная впадина, солнечное сплетение и т.д. Один мой друг чувствовал, что его гнев отзывается ноющей болью в локте. Логики здесь нет и быть не может — каждый почувствует ответ по-разному. Сигналами могут быть легкая дрожь, покалывание, прилив крови и т.п. Если ответ неясен, то нужно еще раз повторить вопрос, пока мы точно не поймем, с какой частью нас мы будем вести дальнейшие, как это ни странно звучит, переговоры. Далее будем называть эту часть нашей личности часть-Х.

Шаг 2. После того как часть-Х идентифицирована, я рекомендую положить руку на то место вашего тела, где она находится. Теперь нам следует поблагодарить часть-Х за ее благие намерения, которые ею движут при создании поведения-Х. После этого нужно мягко предложить части-Х обсудить создаваемый ей недостаток. Это предложение должно быть сделано в форме вопроса. Ну, например: «Уважаемая часть-Х, готова ли ты вступить со мной в контакт и обсудить создаваемую тобой ревность (злость, раздражение, желание наесться перед сном и т. п.)?» Дождитесь ответа. Ответ будет однозначным: да или нет. Форма ответа всегда индивидуальна. Если ответ отрицательный, переформулируйте вопрос.

Шаг 3. Получив однозначный положительный ответ, задайте следующий вопрос: «Дорогая часть-Х, скажи, с каким позитивным намерением ты создаешь поведение-Х? Зачем оно мне? В чем его ценность для меня?» Кто-то получит ответ в виде каких-то зрительных образов, для кого-то это будут кинестетические ощущения, для кого-то звуки. В любом случае, ответ должен быть ясен, без возможности интерпретировать его двояко. Часть-Х может ответить, что поведение-Х служит вашей безопасности, или способности сосредоточиться, или помогает отвлечься, помогает эмоциональной разрядке, охраняет чувство вашего достоинства и т.д. Получите ответ.

Когда ответ получен, обратитесь внутрь себя и спросите: «Дорогая часть-Х, если бы тебе предоставили другие способы самовыражения — не через поведение-Х, а по-другому, но не менее эффективно, ты бы согласилась их попробовать?» Получите положительный ответ (не могу объяснить, как именно, но на практике всегда понятно, делаете вы поступательные движения или сопротивляетесь происходящему).

Шаг 4. Теперь, когда от части-Х получено согласие г I на сотрудничество, обратитесь к творческой И части своей личности. Не нужно выяснять,

N = где она находится, как в первом случае. Это неважно. Важно то, что ваша творческая часть отвечает за так называемые «ресурсные состояния» вашего сознания. Именно они позволяют нам ощутить творческий полет мысли, вдохновение и т. п. Попросите ее предложить замену ревности, злости, страха и т.п. на другие, более позитивные, полезные или просто безболезненные для вас вещи. Пусть этих вариантов поведения будет не меньше юоо. Получите согласие вашей творческой части.

Теперь обратитесь к части-Х и сообщите ей, что теперь она может выбрать сама, на что заменить поведение-Х. В ее распоряжении весь богатейший арсенал вашей творческой части. Попросите выбрать 3-4 варианта поведения. Попросите вашу часть-Х подавать сигнал «да» всякий раз, когда она будет делать новый выбор. Внимательно прислушивайтесь к ответам вашей части-Х. После этого поблагодарите свою творческую часть за ее помощь и предоставленный выбор. Поблагодарите и попросите и впредь продолжать ее благотворную деятельность на ваше благо.

Шаг 5. Душевно попрощавшись с вашей творческой частью, обратитесь к части-Х и спросите ее, согласна ли она воспользоваться новыми вариантами поведения/реакции взамен старого поведения-Х в течение следующих нескольких недель. Получите согласие. Если вы получили все же ответ «нет», заверьте часть-Х в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, то есть к поведению-Х, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые варианты, которые она сама выбрала.

Шаг 6. еперь нужно узнать, существуют ли другие части вас, которые могли бы возражать против ваших новых реакций. Спросите: «Есть ли такие части, которые возражают против какого-нибудь из моих новых вариантов поведения?» Будьте внимательны к любому сигналу. Тщательно разберитесь с каждым из них. Если вы получили какой-то сигнал, попросите ту часть, которая его послала, усилить свой сигнал, если она действительно возражает. Убедитесь в том, что новые выборы встретили одобрение всех заинтересованных частей, в противном случае возникнет внутренний конфликт. Убедитесь, что эти новые варианты также прошли проверку на любое возражение. Тех, кого интересует более развернутое описание шеетишагового рефрейминга, я с удовольствием отсылаю к прекрасной книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Из лягушек — в принцы». Будьте счастливы.

Краткий курс.

1- Й ШАГ. Мы определяем часть-Х, то есть ту часть нашей личности, которая производит поведение-Х.

2- Й ШАГ. Мы входим в контакт с частью-Х и предлагаем ей с нами пообщаться. Получаем согласие.

3- Й ШАГ. Мы спрашиваем часть-Х о том, с каким важным и позитивным намерением она генерирует поведение-Х. Получаем ответ. Затем спрашиваем часть-Х, согласилась бы она попробовать другие, не менее эффективные варианты поведения. Получаем ответ.

4- Й ШАГ. Обращаемся к нашей творческой части с просьбой подобрать для части-Х варианты замены поведения-Х. Эти варианты поведения должны быть не менее функциональны, но менее травматичны для нас самих. Получаем согласие от творческой чаш это сделать. Сообщаем об этом части-Х.

5- И ШАГ. Благодарим творческую часть и получаем согласие от части-Х попробовать эти новые варианты поведения.

6- Й ШАГ. Выясняем, имеются ли в нас части нашей личности, несогласные с новыми вариантами поведения. Если такие есть, то мы, во избежание внутреннего конфликта, либо отсылаем их к нашей творческой части, либо рефреймируем их, начиная с шага №2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 1,160 сек. | 8.74 МБ