Магазин

Календарь

Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Книги катастроф

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия

Сказать, что телефоны в детской службе доверия не замолкают никогда, было бы нечестно. «Случаются и паузы. В хорошую погоду обращений меньше — кому хочется в это время сидеть дома? Ведь по телефону доверия обычно не звонят на ходу», — говорит руководитель телефона доверия для детей «Гаврош» Юлия Концова. Но все-таки звонки поступают часто. От безобидного «мне страшно одному дома» до отчаянного «я никому не нужна!».

С какими проблемами звонят дети?

Основные причины детских обращений в службу доверия специалисты делят условно на три группы:

• проблемы со сверстниками;

• сложности в учебе;

• отношения с родителями.

По статистике Московского городского психолого-педагогического университета, проблеме отношений со сверстниками посвящен каждый четвертый звонок. Это и конфликтные ситуации, и непонимание других и самих себя.

Нередко бывают так называемые легкие звонки, которые у взрослых, уже знающих, что такое настоящая проблема, вызывают лишь улыбку. Но и к ним психологи относятся со стопроцентной серьезностью. «Например, звонит девочка из начальной школы: «На меня тут подружка обиделась». Начинаем расспрашивать: «Что произошло?» Отвечает: «А я ее обидела "нечаянно". А она подумала, что "чаянно"». И мы начинаем разбираться в ссоре», — рассказывает Юлия Концова.

Но, увы, бывают конфликты и более сложные, например, когда в классе начинается травля. К сожалению, сейчас это довольно распространено, более того, проблема «молодеет». Если раньше подобные отношения в коллективе были больше присущи подросткам, то сейчас с этим сталкиваются и дети из начальной школы.

«Проблема изоляции, жалобы на агрессивное поведение сверстников и ребят постарше, признания, что унижают, оскорбляют, — вот основные причины для звонков в службу доверия детей 8-10 лет», — отмечает руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк.

Когда поступают подобные жалобы, психологи прежде всего устанавливают причину, почему ребенок оказался изгоем и есть ли в этом его вина.

«И это самый сложный момент. За несколько лет работы в региональных телефонах доверия для детей я не раз сталкивалась с тем, что ребенок просто не понимает, что ябедничать на сверстников или обидно шутить над другими — действительно плохо. Ему кажется, что он ничего «такого» не сделал и виноваты те, кто его не любит и обижает.

Выяснив причину, начинаем вместе искать выход, обсуждаем, как правильнее поступить: просто изменить свое поведение или ситуация уже такова, что без вмешательства старших не обойтись. Ведь кто-то из детей не понимает, что нехорошо ябедничать по пустякам, а кто-то не решается пожаловаться даже тогда, когда обстановка этого действительно требует», — рассказывает детский психолог Марина Сперанская.

Причина — одиночество

Не меньше дети страдают и от безразличного отношения со стороны сверстников, когда им кажется, что они никому не интересны и не нужны. Да, родители говорят: «Ты нужен нам, мы тебя любим, ты замечательный», — но ребенку этого мало.

«Бывает, ребенку кажется, что он сильно отличается от других. Скажем, большинство ребят в классе увлекается компьютерными играми, а его привлекают книги. Ему хотелось бы поговорить о прочитанном, но в классе это никому не интересно. Он чувствует себя одиноким, ненужным. С этими трудностями звонит нам. И психолог становится человеком, который, во-первых, разговаривает с ребенком о том, что его волнует, а во-вторых, старается его «вернуть» в класс.

Важно, чтобы ребенок задумался, абсолютно ли всем одноклассникам он не интересен. Он начинает анализировать, вспоминает, что несколько человек с ним все же периодически общаются. А поняв это, он уже перестает думать: «Меня все не любят», — а начинает смотреть на ситуацию иначе», — объясняет Юлия Концова.

Причина — любовь

Конечно, взаимоотношения — это еще и «дела сердечные». Не зря говорят: любви все возрасты покорны. «Дети, даже первоклассники, звонят чтобы спросить, как обратить на себя внимание объекта своей влюбленности, жалуются на ссоры с возлюбленными и на друзей (подруг-разлучников. Порой это безобидно и мило. Например, семилетний мальчуган спрашивает, как сделать предложение своей избраннице, чтобы она не передумала до их совершеннолетия. Но гораздо чаще это слезы, отчаяние и наши долгие беседы с анализом ссор или даже расставаний.

Кстати, по моему опыту, — продолжает Марина Сперанская, — с вопросами, как привлечь любимого или как помириться, чаще звонят дети до 14-15 лет.

А вот у более старшей аудитории -от 15 лет — иные проблемы. Девочки жалуются на то, что родители не разрешают встречаться с возлюбленным, который значительно старше. Мальчики — на то, что девочки предпочитают им старших. И те и другие — на то, что родители не понимают их чувств. Или, узнав об интимной связи, заперли дома. Не часто, по звонят в слезах, рассказывая о неожиданной беременности, либо в страхе (что делать?), либо в отчаянии (родители настаивают на аборте!)».

Причина — сложности с родителями

Проблема отсутствия контакта с родителями волнует детей не меньше, чем проблемы со сверстниками.

«Дети либо не хотят подчиняться родительскому авторитету, выполнять требования взрослых, либо жалуются, что родители не хотят удовлетворять их потребности: не покупают что-то важное, ограничивают свободу», — перечисляет наиболее частые, но наименее острые проблема Олеся Вихристюк.

Самые же острые — жалобы па жестокое обращение в семье. Когда психолог понимает, что ребенку действительно угрожает опасность со стороны взрослых, он всегда предлагает ему сообщить свои координаты. Объясняет, что, если он согласится, ему поможет полиция или социальные службы. Иногда дети сами звонят по телефону доверия, чтобы попросить именно об этом, а не ради поддержки и сочувствия.

«Но проблема в том, что даже при грубом обращении и незаслуженных наказаниях некоторые дети считают виноватыми в происходящем самих себя. «Мама говорит, что я плохо себя веду. Как мне стать хорошим?» -спрашивает ребенок. И спрашивает так не потому, что его ограничили в сладком из-за частых капризов, хотя и такое, безусловно, бывает. А потому, что мама, например, пропивает все деньги и не покупает ему еду. Это ужасно, по иногда дети действительно считают себя виноватыми, хотя и не понимают в чем. И задача психолога на другом конце провода — убедить ребенка в том, что ему нужна помощь», — добавляет Марина Сперанская.

Причина — не хочу учиться

Еще одна распространенная причина детских жалоб — сложности в учебе. «Нежелание учиться в принципе или ходить на дополнительные занятия, конфликты с педагогами, страх перед экзаменами. Эти звонки поступают только во время учебного года, их ник приходится на конец весны, когда дети сдают ГИЛ, ЕГЭ», — уточняет Олеся Вихристюк.

Но и помимо экзаменов детям есть чем поделиться. «По моим наблюдениям, больше всего детей волнуют конфликты с педагогами. Но они не решаются рассказать о них родителям, потому что считают, что взрослые обязательно встанут на сторону взрослых. На втором месте — неуспеваемость и переживания, что какой-то предмет не дается («Я — последний в классе, стану второгодником»).

А вот откровенное нежелание учиться встречается редко. Даже если в начале телефонной беседы ребенок говорит: «Меня все достало, брошу школу», — в процессе разговора выясняется, что ему просто тяжело даются какие-то науки, но подтянуть знания все же возможно», — говорит Марина Сперанская.

Причина — самые страшные мысли

«Процент звонков, связанных с суицидами, примерно одинаков как по России, так и за рубежом. Это около 1,5-2%. А вообще кризисных звонков от детей поступает порядка 3%.

От обычных кризисные отличаются тем, что ребенок звонит не просто посоветоваться или пожаловаться, а уже находится на грани каких-то негативных действий. Из-за неразделенной любви, одиночества, серьезных проблем в семье.

Ребенку настолько сложно справиться с ситуацией, что у него появляются мысли нанести вред себе или другому человеку, уйти из школы, из дома», — комментирует Олеся Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Четкой схемы, что делать в таких случаях, нет — все индивидуально. Но главная задача психолога при кризисном обращении — спять состояние аффекта и продолжить с ребенком диалог.

«Так как наша служба анонимна, мы можем узнать координаты оппонента только с его согласия. И в кризисных случаях (речь идет об угрозе жизни и здоровью) психолог старается сделать все для этого возможное. Бывают случаи, когда дети звонят и говорят, что уже приняли большую дозу таблеток, и тогда сами называют свой адрес, а наш специалист в срочном порядке передает его в экстренную службу. Бывает, что ребенок звонит ночью, с улицы и не хочет идти домой. Задача психолога — выяснить его местонахождение, чтобы передать координаты в специальные службы», — продолжает она.

Помощь -взрослым

Причин, по которым номер телефона доверия для детей набирают взрослые, тоже не мало.

В большинстве случаев родители звонят, когда не могут найти общий язык с ребенком, разрешить конфликт, вот и обращаются за помощью, советом.

Более редкие случаи — это когда родители находятся па грани развода или уже развелись и, не зная, как сгладить переживания ребенка, консультируются с психологами.

«А порой случается и так, что мама или папа сами чувствуют: их ребенку необходимо пообщаться со специалистом, тогда звонят нам — выяснить, какие психологи у нас работают, их квалификацию, после этого передают трубку ребенку», — рассказывает Юлия Концова.

Иной раз служба доверия становится буквально «палочкой-выручалочкой» для мамы или папы, которым нужно срочно ненадолго отлучиться из дома, а оставить ребенка не с кем. Тогда они записывают ему номер телефона доверия и предлагают по нему позвонить, если станет вдруг страшно. У психологов есть масса способов запять детей в подобных случаях. От сказок до развивающих игр.

«А еще нам часто звонят бабушки, консультируются по вопросам воспитания своих внуков, нередко им кажется, что их дети неправильно воспитывают своих детей, и они пытаются заручиться поддержкой психолога. Бабушки — очень активная часть нашей аудитории.

Также поступают обращения от третьих лиц, например, соседей, которые слышат, что ребенок постоянно плачет или кричит за стенкой, и они подозревают что-то нехорошее», — дополняет Олеся Вихристюк.

И, кстати, специалисты утверждают, что мнение о том, что в основном телефонами доверия пользуются дети из неблагополучных семей, совершенно неверно. Звонят самые разные дети, ведь потребность выговориться и желание быть услышанным не зависят от социального уровня семьи.

Родители, без паники!

Но порой родители звонят именно потому, что испытывают удивление от неожиданного открытия: «Мой ребенок звонил по телефону доверия?!» Кто-то случайно подслушал, кто-то обнаружил в «исходящих звонках» незнакомый номер и набрал его. Мама и папа, секунду назад уверенные, что с чадом у них полное взаимопонимание, впадают в панику: «Что же он сделал, что не может сказать мне?»

«Действительно, есть такое мнение: раз ребенок позвонил на телефон доверия, значит, он не доверят своим родителям. Но на самом деле все не так плохо. Если родители «вернутся» в свое детство, то вспомнят, что дети и уж тем более подростки склонны больше доверять сверстникам и третьим лицам. В этом случае телефон доверия становится «посредником», помогает достичь взаимопонимания между взрослыми и детьми. Ведь психолог призван объяснить ребенку позицию родителей так, чтобы он ее принял, а родителям — психологию ребенка.

Иногда ребенок звонит и говорит: «Но вы ведь тоже взрослые, значит, я и вам не доверяю!» Но трубку не кладет. Позже, после длительного доверительного разговора, он вдруг понимает, что взрослые могут понять его, им можно доверять. Одно это уже является неким «мостиком», по которому он сможет сделать шаг навстречу родителям.

Именно поэтому родителям важно принять: если ребенок обратился в службу доверия, это не значит, что он стал их меньше любить или меньше доверять. Просто есть некоторые вопросы, которые ему сложно обсудить с мамой или папой. И гораздо лучше, если он поговорит об этом со специалистом, нежели начнет обсуждать со сверстниками или на анонимных интернет-форумах», — убеждена Олеся Вихристюк.

Обсуждение закрыто.