ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКИ

В хозяйстве сигнализации и связи в целях создания условий для освоения все возрастающего объема перевозок грузов и пассажиров разрабатывается и последовательно осуществляется комплекс технических и организационных мер. Эта работа базируется прежде всего на создании надежных систем автоматики и связи, более полном использовании внутренних резервов, совершенствовании технологии ремонта и методов технического обслуживания устройств. При этом главное внимание уделяется внедрению современных систем интервального регулирования и автоматики, позволяющих обеспечить повышение пропускной и провозной способности железнодорожных пиний и перерабатывающей способности станций.

Средства железнодорожной автоматики становятся все сложнее, а возлагаемые на них задачи более обширными и ответственными. В связи с этим к устройствам предъявляются повышенные требования в части бесперебойного функционирования. Одним из основных путей решения такой задачи является повышение надежности как действующих систем и элементов, так и вновь создаваемых.

На ряде железных дорог проводится целенаправленная работа по совершенствованию существующих систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Большой вклад в повышение надежности устройств СЦБ вносят ВНИИЖТ и его Уральское отделение, институт «Гипротранссигналсвязь», КБ ЦШ, заводы треста «Транссигналсвязьзаводы» и другие организации. Их исследования, рекомендации и практические разработки способствуют улучшению показателей безотказности и восстанавливаемости технических средств в эксплуатации.

Чтобы обменяться накопленным опытом по повышению надежности действующих устройств СЦБ, в лаборатории Московской дороги собрались представители Главного управления, служб и дистанций сигнализации и связи, дорожных лабораторий автоматики и телемеханики, проектных, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Здесь состоялась выставка экспонатов железных дорог.

На сетевой школе было 18 докладов и выступлений. Начальник Главного управления сигнализации и связи В, С. Аркатов познакомил собравшихся с новыми разработками систем железнодорожной автоматики, связи и радио, остановился на вопросах, касающихся повышения надежности действующих устройств СЦБ. Затем выступили представители дорог.

Как отметил начальник службы сигнализации и связи Московской дороги Н. П. Пересолов, большая планомерная работа проводится группами надежности дорожной лаборатории и дистанций. К наиболее интересным разработкам относятся: схемы изменения включения ламп переездных светофоров, контроль элементов схем и аккумуляторной батареи переезда близлежащей станцией, модернизированная схема дешифратора импульсно-проводной автоблокировки постоянного тока, схема предварительного включения кодирования выходных станционных участков при импульсно-проводной автоблокировке.

На дороге проходит испытания схема изменения направления движения поездов, которая исключает ложные срабатывания реле от помех. Для исключения отказов в устройствах электрической централизации при возникновении кратковременных перенапряжений в основных цепях питания устанавливаются лампы типа ПЖ-500.

На Московско-Ярославской дистанции разработан и применяется метод дистанционной проверки с поста электрической централизации осциллографом электродвигателей электроприводов. Этот метод позволяет своевременно выявить неисправность в электродвигателях, увеличить их межремонтный срок.

Для повышения работоспособности маршрутно-релейной централизации разработана схема, позволяющая при появлении отказов в схемах маршрутного набора полностью обходить цепи наборной группы.

На дороге широко применяется метод измерения изоляции сигнального кабеля с минимальным отключением монтажа, что дает возможность производить эти измерения без перерыва движения поездов. Для обеспечения правильной канализации тягового тока по путям станций, улучшения шунтового эффекта рельсовых цепей была разработана методика составления и проверки двухниточных планов станций, которая легла в основу методических указаний, выпущенных институтом «Гипротранссигналсвязь». Улучшены схемы включения преобразователей частоты. Составлена методика и создан прибор для определения правильности чередования полярности рельсовых цепей без нарушения их работы. Изготовлен опытный образец прибора, позволяющего определить как односторонний, так и двусторонний пробой изоляции железобетонной шпалы. Прибор основан на принципе индуктивной посылки частоты в рельсовую цепь и восприятии ее приемным устройством со звуковой индикацией.

Значительный опыт повышения надежности действующих устройств СЦБ накоплен на Октябрьской дороге. Здесь разработаны и применяются схемы защитных устройств для гашения дуги на контактах трансмиттерных реле типов ТР и ТШ (тиристорная и диодно-конденсаторная приставки), импульсных реле типов ИР, ИРВ, ИМВШ и кодовых путевых трансмиттеров (на базе конденсаторных приставок и варисторов). Создан бесконтактный трансмиттер на интегральных схемах.

Большое внимание уделяется совершенствованию регулирующих и контрольных устройств источников питания. В числе таких устройств — регуляторы тока, приставки для автоматического контроля и регулирования величины напряжения аккумуляторной батареи, измерения ее изоляции относительно земли. Вместе с ЛИИЖТом сконструирован стенд для испытания стрелочных электроприводов.

Представители службы сигнализации и связи Южно-Уральской дороги подробно остановились на вопросах касающихся вспомогательного запирания и контроля стрелок при выключении их из централизации с сохранением пользования сигналами, установки дополнительных рессор в трансмиттерных реле типа TPLU-3A, проверки в КИПе реле типа ДСР-12, с подключенным параллельно его путевой обмотке конденсатором 5 мкФ, на надежное отпадание сектора. На дороге разработана, испытана и применяется схема защиты от перенапряжений реле типа АСШ2-220, составлена дорожная инструкция о взаимоотношениях работников участков энергоснабжения и дистанций сигнализации и связи при организации технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ и связи.

В материалах, представленных на школе службой сигнализации и связи Свердловской дороги, значительное место было отведено новым устройствам сигнализации перегорания предохранителей и автоматической их замены, комплексу мер по резервированию энергоснабжения устройств электрической централизации и автоблокировки, применяемым на дороге регулировочным таблицам рельсовых цепей с различным сопротивлением изоляции балласта, защите кабельных сетей постов электрической централизации от тягового тока и др.

Много внимания уделяется повышению надежности действующих устройств СЦБ на Юго-Западной дороге. При этом решаются как вопросы внедрения прогрессивных методов технического обслуживания так и совершенствования отдельных схем и элементов.

Проведены большие работы по паспортизации рельсовых цепей. В результате на ряде станций выявлены и устранены недостатки. Характерными из них являются: неправильная канализация тягового тока, несоответствие коэффициента трансформации- дроссель-трансформаторов, неправильное включение приборов защиты, односторонний пробой изолирующих стыков, неправильное чередование полярности и др.

В перегонных рельсовых цепях получила широкое применение разработанная на дороге технология приварки медных соединителей методом взрыва. Находятся в опытной эксплуатации рельсовые цепи со стальными приварными соединителями на участке электротяги переменного тока, где вместо одного медного соединителя устанавливаются два стальных. Модернизированы схемы включения рельсовых цепей 25 Гц с фазочувствительными реле типов ДСР-12, ДСШ-13.

На дороге проводятся испытания защитного устройства КЗУ на участках автоблокировки (разработка ХИИТа), устройства фазировки фазочувствительных рельсовых цепей, полупроводниковое реле напряжения РПН и реле АДН — автоматический переключатель «день — ночь» (разработка КБ ЦШ), стрелочные электродвигатели переменного тока типов МСТ-0,3, МСТ-0,6.

В годовых планах повышения надежности действующих устройств предусматриваются работы по предупреждению перекрытия сигналов, паспортизации рельсовых цепей, внедрению рекомендаций школ передового опыта, совершенствованию технологии проверки и ремонта аппаратуры, применению прогрессивных методов технического обслуживания. Так, по плану 1979 г. на дистанциях внедрены комплексный метод технического обслуживания автоблокировки и электрической централизации промежуточных станций на участке 287 км, отремонтированы агрегатным способом 11 SO стрелочных электроприводов, зарезервированы предохранители основных цепей, разделено питание устройств автоблокировки и переездной сигнализации. На крупных станциях задействован резервный маршрутный набор электрической централизации. Особое внимание уделяется осуществлению комплексной программы развития КИПов.

Заслуживают внимания и широкого распространения технологические и технические решения, осуществленные на ряде дорог. Среди них: методика регулировки временной двусторонней автоблокировки (Юго-Восточная); диспетчерское руководство на дистанции с применением ЭВМ и телеметрического контроля (Донецкая); схема автоматического сброса перевода стрелки при длительной работе на фрикцию и схема автоматического измерения кабельных линий, не контролируемых сигнализатором заземления (Целинная); схемы защиты блока ППШ и релейного дешифратора от атмосферных перенапряжений и контроля исправности автоматики на неохраняемых переездах (Белорусская).

На выставке, организованной на сетевой школе, были представлены альбомы с фотографиями и кратким описанием работ по повышению надежности, карты технологических процессов, отдельные приборы, изготовленные дорогами, схемы, плакаты и др. Наибольший интерес вызвали материалы Московской, Горьковской, Прибалтийской и ряда других дорог.

Из материалов Горьковской дороги следует отметить: устройство для измерения времени перевода стрелок на механизированных горках; электронный фазометр на транзисторах, предназначенный для измерения угла сдвига фаз в реле ДСР и ДСШ; селективное устройство для измерения напряжения на путевой обмотке реле ДСШ-13 на участках с электротягой переменного тока в районах с тяговыми подстанциями, где уровень напряжения гармоник тягового тока.на реле может составлять до 30 В.

Значительный интерес представляют и другие измерительные и диагностические приборы, разработанные связистами Горьковской дороги.

Участники сетевой школы приняли рекомендации, направленные на повышение надежности устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, совершенствование системы технического обслуживания и ремонта, улучшение качества изготовления аппаратуры, широкое внедрение средств диагностики состояния устройств.

Рекомендовано службам сигнализации и связи дорог, используя опыт связистов Московской и других магистралей, более целенаправленно и систематически проводить работу по повышению надежности устройств, привлекая высококвалифицированных специалистов. Следует усилить группы надежности дистанций и дорожных лабораторий творческими работниками, способными проводить качественный анализ работы устройств, разрабатывать меры по совершенствованию технических средств и технологических процессов.

Высказано пожелание главку ежегодно проводить тематические школы или семинары по вопросам надежности отдельных видов устройств автоматики, телемеханики и связи. Конструкторскому бюро Главного управления сигнализации и связи рекомендовано разработать методику проверки устройств автоматики и телемеханики в период пуска и наладки, объединить усилия дорог по созданию оптимальной системы диагностики, обобщить опыт дорог по модернизации существующих пультов и стендов и создать новые конструкции, позволяющие максимально автоматизировать процесс проверки и ремонта аппаратуры. Тресту «Транссигналсвязьзаводы» повысить качество изготовления аппаратуры и оборудования, поставляемых на железные дороги.

Проектно-изыскательскому институту «Гипротранссигналсвязь» участники школы предложили разрабатывать в типовых проектах большее число вариантов схемных решений, применительно к различным станциям и перегонам, а также вариантов увязки различных систем автоматики и телемеханики между собой, ускорить разработку новых правил проектирования устройств автоматики и телемеханики. Обобщить опыт дорог по защите устройств от перенапряжений и подготовить рекомендации дорогам, установить обоснованные нормы сопротивления изоляции изолирующих стыков и создать прибор для измерения изоляции — таковы предложения ВНИИЖТу и его Уральскому отделению.

Выполнение принятых рекомендаций будет способствовать повышению уровня надежности действия техники, улучшению эксплуатационной работы, обеспечению безопасности движения поездов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 1,101 сек. | 8.76 МБ