Евангелие в красках Палеха.

Евангелие в красках Палеха.

В жизни каждого человека не так уж много событий, которые, совершаясь впервые, запоминаются навсегда. Для большинства это и первая книга, которую ребенком прочел сам. Она — одна из важных точек отсчета на жизненном пути. Ты помнишь ее обложку, картинки, с нее начинается многое… Это для одного человека, а для народа?!

Древнейший свод русской летописи — «Повесть временных лет» — содержит похвальное слово книгам. Они — «источник мудрости», «суть реки, напояющие вселенную». Невольно задумываешься: а где же исток, родник, от которого пошли на Руси эти реки? Кажется, затерялся он в глубине веков. А ведь первая книга великой, необъятной славянской, а следовательно, русской библиотеки известна точно. Это Евангелие. Именно эта часть Библии — благовествования четырех евангелистов — была впервые переведена с греческого во второй половине IX века Кириллом (Константином-философом), которому вместе с братом Мефодием суждено было стать создателями славянской азбуки, «святыми равноапостольными учителями словенскими».

Евангелие посеяло те зерна истины, вокруг которых формировались философия, этика, эстетика христианского мира. Постижения и яростные споры о заповедях и иносказаниях благовествования об Иисусе Христе были источником душевных порывов глубочайшей веры и сомнений. И совсем не случайно мировая и русская литература, изобразительное искусство, архитектура и музыка буквально пронизаны сюжетами, заповедями,страстями, навеянными Евангелием, чувствами и мыслями, которые рождает оно в каждом новом поколении.

Сегодня всем — верующим и неверующим, россиянам и иностранцам — ясно, что русская икона, фреска, живопись на библейские темы — одно из художественных чудес мировой цивилизации.

Поскольку на протяжении столетий вместе с ростом могущества и территории на Руси требовалось все больше икон и книг, центром их создания были не только большие города, но многие монастыри, а в ряде случаев и весьма далекие от столиц деревни и села. Одним из древнейших гнезд иконописных промыслов со времен Владимиро-Суздальской Руси является старинное село Палех, что лежит в трехстах километрах к северо-востоку от Москвы.

Легенды не без основания относят возникновение иконописных поселений к временам лихолетия, когда орды Батыя разгромили Северо-Восточную Русь, разграбили и повергли в прах красавцы города Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Ярославль. Среди бежавших в глухие окраинные леса было немало искусных ремесленников, иконописцев, мастеров фресковой живописи, талантливых обитателей городских посадов. Они, видимо, и заронили в лесных поселениях Палеха, Холуя, Мстеры зерна великой умелости, которые живой эстафетой поколений донесли до XX века отблески древнерусской художественной культуры.

С веками в этих местах не гасло, а росло искусство крестьян-изографов. Дальние и ближние поездки, многомесячные, а иногда и многолетние работы по росписи храмов необычайно обогащали их художественный опыт. Возвращаясь в родное село, они приносили и распространяли в своей среде приемы различных иконописных школ и стилей. Наиболее талантливые представители всех поколений умельцев-палешан, осмысливая художественные традиции и новшества, черпая из кладезя великих предшественников и современников, постепенно выработали свою самобытную палехскую манеру иконописания.

В грозные годы Октябрьской революции и гражданской войны воинствующее богоборчество и деятельность пролеткульта сделали практически ненужной профессию иконописца.

Как и во многих других сферах российской духовной жизни, в Палехе могла прерваться животворная вековая традиция древнерусской изобразительной культуры. Но, к великому счастью, этого не произошло.

Стараниями энтузиастов-палешан при активной поддержке А.М.Горького, искусствоведа А.В.Бакушинского, молодого писателя Е.Ф.Вихрева древнерусская живопись Палеха дала неожиданный животворный росток. В декабре 1924 года группа бывших иконописцев основала здесь знаменитую Артель древней живописи, положившую начало звонкому, как былинное слово, и прекрасному в сиянии немеркнущих красок искусству лаковой миниатюры.

Шкатулки, ларцы, броши, пластины из папье-маше, написанные темперными красками, с их необычайным решением композиций на исторические, литературные, фольклорно песенные темы, очень скоро стали известны не только в России, но и во всем мире. При этом важно видеть и знать, что знаменитая палехская шкатулка не просто одно из ярчайших проявлений народного представления о красоте, но и хранительница многовековой традиции древнерусского изобразительного искусства.

Особое место в искусстве Палеха занимает творчество Николая Михайловича Зиновьева — иконописца, блестящего художника, глубокого искусствоведа, ведущего педагога палехского училища, подготовившего за свою долгую жизнь несколько поколений художников-селян. Вместе с такими основоположниками Артели древней живописи, как Иван Иванович Голиков, Иван Михайлович Баканов, Иван Васильевич Маркичев, Иван Иванович и Александр Иванович Зубковы, Александр Васильевич и Владимир Васильевич Катухины, он сумел плодотворно использовать многовековые традиции иконописи и фрески для исторических, литературных и сказочных сюжетов не только в области лаковой миниатюры, но и для росписи зданий, в сценографии, для оформления и иллюстрирования книг.

Блестящий образец применения возможностей Палеха в книге дал И.И.Голиков, создавший подлинный шедевр в оформлении издания «Слово о полку Игореве» (М., 1934).

События последних лет круто изменили судьбу нашего Отечества. Огромную роль в духовном переоснащении России сыграло празднование тысячелетия принятия христианства на Руси. Оно позволило обществу, верующим и неверующим, по-новому взглянуть на свое историческое и духовное наследие, увидеть жизнь России сквозь толщу тысячелетних исторических глубин.

Сложно живет и развивается сегодня Россия. Сложно и мучительно ищут себя и свое место в жизни страны художники-палешане. Не теряя обретенного в XX веке, Палех находит точку опоры в давних традициях, в завете и опыте поколений дедов и прадедов своих.

Обращение художников Палеха к Евангелию не просто знамение нового времени. Творческая мастерская «Палешане», где вокруг известного мастера — народного художника России Б.Н.Кукулиева — объединились молодые художники, сознательно поставила перед собой предельно высокую и трудную не только эстетическую, но и нравственную задачу. Более четырех лет шла напряженная работа художников и издателей. Предстояло не только уяснить, постичь важнейшие тексты Священного писания, углубиться в неисчерпаемый мир благовествований об Иисусе Христе, но и найти возможно более полное выражение великой книги в композициях и красках Палеха.

Чтобы отработать концепцию издания, которое не стало бы простым повторением «Лицевых Евангелий» прошлого, надо было заново осмыслить основные вехи предыдущих отечественных и зарубежных решений.

В XIX веке Библия и Евангелие иллюстрировались, как правило, академическими гравюрами или факсимильно воспроизводили рукописные издания священных книг.

Ни в XIX, ни тем более в XX веке, насколько нам известно, в России не предпринималось изданий с самостоятельным цельным художественным решением и цветными иллюстрациями к Евангелию с соблюдением древнерусских традиций и принципов. Тем более важным, ответственным и принципиальным представляется издание буклета и набора открыток «Евангелие в красках Палеха».

Мы возвращаемся к истокам нашей культуры с верой, надеждой и любовью. Может быть, в этом один из залогов восстановления кровеносной ее системы на всю историческую глубину, залог того, что конец смутного времени в Отечестве нашем уже не за горами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 36 | 1,021 сек. | 8.94 МБ