Готов ли рынок России к облакам?

Готов ли рынок России к облакам?

Что тормозит развитие?

Сегодня облачные технологии — одна из самых обсуждаемых тем в среде IT-специалистов. Это решение, предлагающее виртуализировать ряд бизнес-процессов, является привлекательным для клиентов, но, как и все новое, вызывает большое количество дискуссий о преимуществах, выгодах и практической реализации. Каково мнение потребителей о внедрении облачных технологий на предприятиях различных сфер деятельности, редакция журнала "Технологии и средства связи" узнала у крупнейших представителей пищевой, машиностроительной, финансовой и добывающей промышленности.

Василий Власюк – IT-директор, Efes Rus

Артем Головатый – Директор центра информационных и коммуникационных технологий, ОАО «КАМАЗ»

Алексей Евтушенко – директор по IT, банк «Хоум Кредит»

Марина Кузьмина – директор управления IT, ЗАО «Русская медная компания»

— Доверяете ли вы облачным технологиям?

Артем Головатый

— Доверие к технологии есть, проблемы с доверием могут быть к конкретному провайдеру облака и к каналам связи.

Марина Кузьмина

— Смотря о каких облачных технологиях идет речь. Если о частном облаке (private cloud), которое находится в центре обработки данных организации-пользователя, и, как следствие, облачные ресурсы организации полностью изолированы, то мой ответ — однозначно да. Такая технология избавляет от угроз безопасности, потенциальных и реальных, которые характерны для публичных облаков и при этом предоставляет преимущества облака — быстроту перестройки, масштабируемость и эффективность.

Если же говорить о публичных облаках (public cloud), которые предоставляются сторонними сервис-провайдерами, то доверие к ним для меня пока еще не очевидно. Конечно, в какой-то мере мы тоже используем данную технологию, когда это не затрагивает вопросы конфиденциальности. Все же, думаю, публичные облака не могут обеспечить 100%-ную защиту от утечки информации и использования ее в интересах третьих лиц.

— Готовы ли вы передать свою информацию (или часть) в облако?

Артем Головатый

— Да, конечно. Исключение составляет информация, которая является коммерческой или государственной тайной, а также информация, размещение в облаке которой не согласовано службами безопасности.

Марина Кузьмина

— Как я уже обозначила, если это конфиденциальные данные, то нет. Если это некритичная информация для компании или, например, информационный сервис, от которого не зависят производственные процессы, то считаю вполне допустимым.

— Какие сложности возникают или могут возникнуть при использовании технологии Cloud Computing?

Артем Головатый

— Проблемы в работе облачного сервиса по внутренним причинам провайдера (компетенции, технология, форс-мажор) и в случае проблем с каналом связи между провайдером облака и потребителем услуг.

Марина Кузьмина

— Для нашей компании актуальна тема надежности и доступности интернет-подключения. Специфика нашей деятельности такова, что многие производственные активы расположены в удалении от населенных пунктов и не всегда обеспечены магистральными линиями связи. Приходится строить собственные каналы, что, конечно, накладывает определенные ограничения на использование облачной технологии.

— Какие преимущества дает Cloud Computing компаниям-пользователям?

Артем Головатый

— Все зависит от профиля и структуры компании-пользователя. Для кого-то это дает мобильность, для кого-то — отсутствие проблем с созданием и содержанием своей серверной инфраструктуры или ЦОД, для кого-то это площадка для размещения своего облачного решения и т.д.

Алексей Евтушенко

— Наш банк активно использует виртуализацию и облачные сервисы.

Безусловно, облачные технологии создают огромные преимущества, и не использовать их было бы неразумно. Мы пользуемся облаками для быстрого развертывания сред разработки, тестирования, в том числе и нагрузочного, для реализации пилотных проектов и оценки эффективности новых продуктов. Основным преимуществом в этом случае является скорость реализации проектов — ведь для этого нам нет нужды покупать новое оборудование, нанимать и обучать IT-специалистов по поддержке HW и OS. При использовании облака все ресурсы можно получить в кратчайшие сроки.

При использовании облачных технологий для тестовых нужд банк предварительно обезличивает все клиентские данные и тем самым снимает любые риски, связанные с безопасностью и утечкой данных.

Мы не используем облачные технологии для промышленных сред. Обусловлено это вопросами безопасности и неготовностью банка рисковать утечкой какой-либо клиентской информации.

Марина Кузьмина

— Для меня основное преимущество — это мобильность, быстрый доступ к необходимой информации. Кроме этого, неоспорима польза и от экономии на физическом оборудовании.

— На что прежде всего нужно обратить внимание при выборе провайдера облачных технологий?

Василий Власюк

— Принципиально переход к облачным технологиям схож с переходом на аутсорсинг. И существует несколько аспектов, на которые необходимо обращать внимание, принимая решение об использовании технологии.

1. Экономическая эффективность. Экономическая эффективность у облаков схожа со всеми аутсорсинговыми проектами — услуга может оказаться дешевле из-за экономии затрат на больших объемах. Соответственно, если компания, планирующая использовать облако, достаточно крупная, экономическая эффективность снижается, поскольку внутренняя стоимость услуги может быть уже достаточно низкой. В моей практике, например, был случай, когда облачная услуга корпоративной почты оказывалась дороже по сравнению с внутренним аналогом.

2. Управленческие риски. Обычно считают, что, как только ты покупаешь внешнюю услугу, ты уменьшаешь внутренние риски. Автоматически решается проблема обучения и мотивации персонала, обновления технических и программных ресурсов. Ошибка заключается в том, что в реальности этот риск никуда не исчезает — он переходит к поставщику услуг. Поставщик точно так же должен подобрать персонал и программно-техническую базу, при этом нет гарантии, что он сделает это лучше, чем внутренний IT. Как только поставщик услуги не справляется, все эти риски превращаются в инциденты, напрямую влияющие на заказчика.

3. Информационная безопасность. Абсолютно безопасных облаков не существует. Впрочем, как и абсолютно безопасных собственных сетей компании. Разница в том, что уровень безопасности собственных сетей можно представлять достаточно точно, а об уровне безопасности облаков можно судить только по презентациям поставщиков и рекомендациям клиентов. Я придерживаюсь мнения, что информацию, напрямую влияющую на конкурентное преимущество — а в нашем случае это рецептура продуктов, коммерческие и маркетинговые стратегии, — не стоит доверять сторонним подрядчикам, так как слишком высока цена утечки.

Если рационально оценивать все плюсы и минусы и четко представлять, зачем осуществляется переход к облачным услугам, причем главным критерием здесь должна выступать именно экономическая эффективность, а не дань моде, то использовать облачные технологии вполне реально и выгодно.

Артем Головатый

— Первое — каналы связи до провайдера облака: количество физически разных каналов, их надежность, стоимость. Второе — компетенция провайдера в части поддержки программно-аппаратного комплекса ЦОД и конкретных услуг, время реакции, скорость решения инцидентов, процент доступности сервисов.

Алексей Евтушенко

— Мы видим, что сегодня провайдеры облачных сервисов готовы предоставлять все более комплексные услуги — это не только инфраструктура, но и администрирование операционных систем, баз данных и самих приложений, так называемые решения "под ключ".

При выборе провайдера мы в первую очередь обращаем внимание на опыт компании и ее сотрудников, наличие успешных проектов с другими компаниями, внедренные стандарты и процессы безопасности, наличие аппаратных мощностей в достаточном количестве. Немаловажную роль играет и прошлый опыт сотрудничества с данной компанией. Для того чтобы научиться эффективно использовать облачные сервисы, необходимо прописать все процессы взаимодействия, SLA по доступности, ответственность сторон за несоблюдение обязательств и многое другое. И главное, нужно время для того, чтобы настроить эффективные коммуникации.

Марина Кузьмина

— Ценность провайдера — это его надежность, гарантия конфиденциальности размещенной информации, сложившаяся репутация. В данном случае информацию можно сравнить с деньгами. Как мы выбираем банк для хранения денег? В первую очередь по репутации, надежности и обеспеченности ресурсами, так и с провайдером.

— Чего вы ожидаете от отечественных провайдеров облаков в будущем?

Артем Головатый

— Повышения уровня зрелости, более четкого понимания потребностей клиента. Снижения цены ожидать не стоит, скорее всего, провайдеры облака будут привлекать клиентов дополнительными услугами.

Алексей Евтушенко

— От поставщиков облачных сервисов я жду в первую очередь строительства большего количества ЦОД, повышения надежности и безопасности оказываемых сервисов, увеличения количества успешных облачных проектов и, как следствие, удешевление данного сервиса. Основная задача – сделать этот сервис не дороже, чем стоимость поддержки собственной инфраструктуры.

Марина Кузьмина

— Как мне кажется, отечественные провайдеры облачных технологий зависимы от российского законодательства, которое па сегодняшний день в данной сфере имеет достаточное количество нерешенных вопросов. Поэтому мои ожидания связаны пока не столько с качеством услуги, сколько, возможно, с инициативой провайдеров, их желанием обеспечить себе понятное правовое поле для деятельности. Необходимо сформировать ясные и одинаковые для всех "правила игры в облаках", это относится и к общим стандартам, за которыми потянется уровень сервиса.

Комментарий эксперта

Сергей Члек – Технический директор Siemens Enterprise Communication в России и СНГ

Формально о готовности российского рынка к облакам можно судить по данным аналитиков. Накоплено уже достаточно статистики, чтобы делать определенные выводы. Не вызывает никаких сомнений, что рынок облачных решений растет, и растет достаточно динамично. Это говорит о том, что, несмотря на страхи и опасения, число компании, решивших частично или даже полностью перенести IT-инфраструктуру в облако, быстро увеличивается. Главный вывод, который можно сделать, — процесс перехода охватил всех игроков рынка, от небольших фирм до крупных предприятий.

Основная прелесть облачных решений состоит в отсутствии строгой модели "сертификации", что дает возможность заказчикам и интеграторам достаточно широко трактовать наступление момента "перехода". Таким образом, определенные шаги, которые организации делают для повышения эффективности своей IТ-инфраструктуры с помощью интеграторов или самостоятельно, можно назвать процессом перехода к облаку. Сюда можно отнести все — от консолидации серверов и внедрения виртуализации до создания портала для автоматизированной обработки запросов на инфраструктурные ресурсы от бизнес-подразделений или отдельных пользователей. Исходя из того что каждый заказчик индивидуально понимает процесс перехода в облако, я считаю совершенно очевидным, что готовность к облакам настолько высока, насколько логичным является повышение эффективности инфраструктуры для каждого из них.

Что касается взаимодействия с облачными провайдерами, то, на мой взгляд, следует относиться к ним как к любым другим поставщикам услуг. Каждый имеет возможность зависеть от них ровно в том объеме, в котором это допустимо с учетом рисков, которые опять же индивидуальны для каждого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 31 | 0,945 сек. | 8.78 МБ