ИСКУССТВО ПИСАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИСКУССТВО ПИСАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Начало творческого пути Агнии Барто совпало со временем становления детской литературы в нашей стране. После капитальных перемен в политическом устройстве огромного государства многие литераторы не понимали, как и, главное, что писать для юного читателя. В произведениях прослеживались слабые попытки приспособиться к новой действительности. Советскому времени между тем нужны были книги патриотичные, воспитывающие у читателя чувство любви к родине; увлекательные, но в то же время близкие к действительности.

С помощью смеха

Главным примером для начинающих писателей и поэтов тогда стал Владимир Маяковский, в 1925 году написавший «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» и «Что такое хорошо и что такое плохо».

С самого начала своего пути в литературе Агния Львовна понимала, что детский писатель должен быть еще и воспитателем.Перед поэтессой стояла задача воспитывать строителей нового общества.Первые книги стихов для детей молодого автора Барто вышли в 1925 году. Они назывались «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».

Одной из первых в детской литературе тех лет Агния Львовна взялась за тему международного братства. В 1927 году она пишет книгу «Братишки», которая была восторженно встречена читателями и переведена на десятки языков. До Агнии Львовны никто так просто и доступно не говорил ребятам об идеях интернационализма и международного братства. Негритенок, китайчонок, маленький индус -всех их ждала нелегкая судьба, но еще в самом раннем детстве из уст матери они услышали главное: «У тебя есть братья, ты не одинок». Когда к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, «Братишки» Агнии Львовны горели там в кострах. Барто необычайно гордилась этим фактом, так как ее стихотворения жгли вмести с теми книгами, в которых фашисты видели опасность пропаганды коммунизма.

Затем из-под пера Агнии Львовны вышли «Октябрьская звездочка» и «Звездочка в лесу». В этих произведениях писательница, искавшая новые формы, сочетала прозаический диалог со стихами.

Первым драматическим произведением Барто стало театральное обозрение «Миллион почтальонов», где отлично прослеживается ее воспитательный метод. Это веселый, пронизанный сатирой спектакль-игра для детей, впервые поставленный в 1934 году. Зрительный зал, участвовавший в действии, делился на «корреспондентов» и «почтальонов». В ненавязчивой, веселой, но в то же время весьма наглядной форме ребята видели, как дружеский смех помогает излечить недостатки.

Прием смеха, который «лечит», Барто использует и в сериях сатирических зарисовок, написанных совместно с первым мужем поэтессы Павлом Барто, — книжках «Девочка ревушка» и «Девочка чумазая». Сатирические стихи станут самым ярким и любимым жанром Агнии Львовны на всю жизнь.

В своих первых стихах-фельетонах поэтесса высмеивала какую-нибудь одну, отрицательную, черту характера. Среди них «Мы с Тамарой», «Куку», «Болтунья» и другие. Затем стихотворения стали более общими, в них уже вырисовывался многосторонний поэтический образ. Местами автор прибегала к мягкому юмору, а иногда использовала и резкие сатирические штрихи. Таких героев мы видим в книгах «Жонглер», «Наш сосед Иван Петрович», «Снегирь» и других. Главное же мастерство Агнии Барто заключалось в том, что дети понимали мораль стихотворения без долгих нравоучений.

Агния Львовна писала: «Всегда возвращалась к веселым стихам. Я пришла к выводу, что хорошо воспринимаются те веселые стихи, в которых слышится живая, естественная детская интонация. Некоторых удивляет, как поэт, взрослый человек, может передать чувства и интонации, например, мальчишки-школьника. Однажды Николай Семенович Тихонов спросил меня, каким образом в стихотворении "Снегирь", написанном от лица мальчишки, автор передает чувства своего героя и в то же время дает ясно понять читателю "взрослое", ироническое отношение автора к этому герою. Точно я не могла ответить на этот вопрос. Может быть, здесь и приходит на помощь органическое свойство понимания ребенка, которое делает поэта "детским"».

Стихотворения Агнии Львовны не просто смешат, они учат детей дисциплине, вежливости, уважительному отношению к труду. В статье, опубликованной в газете «Правда» в 1934 году, поэтесса делилась своими мыслями: «Наши дети проделывают двойной рост. Они растут, как полагается всем детям, и, кроме того, растут вместе с нашей быстро растущей страной. Они часто удивляют нас своими вопросами, поражают требованиями, и пока еще, к сожалению, они больше поражают нас, чем мы их своими книгами».

Темы диктует жизнь

После поездки в Испанию в 1937 году Агния Львовна создает произведения, посвященные детям этой страны, утонувшей в ужасах войны, — «Над морем звезды» и «Я с тобой». Поэтессе удалось передать чувства малышей, живущих под постоянными бомбежками:

Говорит Анита брату:

— Месяц на небе погас,

От фашистских самолетов Темнота укроет нас.

Ты не бойся темноты:

В темноте не виден ты.

А когда начнется бой,

Ты не бойся — я с тобой…

(Из стихотворения «Я с тобой»)

Книга Агнии Львовны «Игрушки» уже многие десятилетия остается образцом поэзии для самых маленьких читателей. Еще не научившись складывать слова из букв, ребенок запоминает интересные и веселые строки ее стихотворений.

Сборники последующих 1939 и 1940 годов подчеркивали постоянный контакт Барто с детской аудиторией. В них рассказывалось обо всем, что окружало ребят в жизни, в школе, дома, во дворе. Среди них — стихи «Дом переехал», «Сверчок», «Новичок». Так, в стихотворении «Уехали» поэтесса рассказывает о дружбе детей с маленьким щенком:

Щенка кормили молоком.

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком -Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

(Из стихотворения «Уехали»)

В 1939 году Агния Львовна совместно с Риной Зеленой написала сценарий всенародно любимого фильма «Подкидыш». Барто придумала для героини своей подруги Фаины Раневской известную фразу: «Муля, не нервируй меня!». Картина рассказывает историю девочки, которая оказалась одна на улице и потерялась. Знаток детской психологии, Барто сумела так построить сценарий фильма, что показала характеры людей через призму их встреч с маленькой героиней. Лиризм в сочетании с сатирой и юмором — всё это принесло картине огромную любовь зрителей. Успеху фильма способствовал и непревзойденный актерский состав. Фаина Георгиевна Раневская в одной из главных ролей оказалась неподражаема.

В будущем Агния Львовна напишет еще несколько сценариев. По ним будут сняты фильмы «Слон и веревочка» (1945), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1962).

В 1940 году Барто и Рина Зеленая написали пьесу «Опасное знакомство» («Дима и Вова»). В ней поднимались вопросы морали и поведения детей. «Опасное знакомство» было поставлено во многих детских театрах страны. Через юмор пьеса вела зрителей к важным педагогическим выводам.

С началом Великой Отечественной войны в творчестве Агнии Львовны стало появляться всё больше героических мотивов. Ее новый персонаж — юный уралец, вставший у станка, в книге «Идет ученик». Барто пишет не только стихи: ее песня «Уральцы бьются здорово» заняла первое место на региональном конкурсе песни.

В 1947 году, к тридцатилетию Октябрьской революции, Агния Львовна создает поэму «Твой праздник». Поэма стала первой в сборнике «Стихи детям», за который в 1950 году писательница была удостоена Государственной премии СССР (Сталинской премии второй степени). Следующей в этом сборнике шла та самая поэма «Звенигород», послужившая отправной точкой долгой работы по поиску пропавших во время войны детей.

Еще одна поэма Агнии Львовны — «Ему четырнадцать лет», написанная к тридцатилетию Ленинского комсомола, — рассказывает читателю о раздумьях юного Лени Бородина по поводу своего будущего. Леня рассуждает о том, достоин ли он быть комсомольцем. Он не герой,не отличник, никаких особых дел он тоже не совершил. Писательница мастерски показывает, как желание быть героем переходит постепенно в осознанное стремление взрослого нести пользу своему народу.

Интересен раздел сборника «Я живу в Москве», посвященный 800-летию родного города поэтессы. Повествование о жизни столицы в нем идет от лица школьника Пети:

Я по нашей улице Пешком ходить люблю -Чистая, тенистая,

Ведет она к Кремлю.

Вперед уходит улица,

Не ширится, не узится.

Мы по этой улице Из школы возвращаемся,

Мы стоим с ребятами,

Два часа прощаемся.

(Из стихотворения «Моя улица Ордынка»)

По всему миру

Отдельными книгами вышли еще две поэмы Агнии Львовны — «Петя рисует» (1951) и «Хороший вечер» (1952). Барто вспоминала, что замысел книги «Петя рисует» у нее родился после услышанного разговора школьников. Один из них просил: «Петя, дай мне черную краску», — а на вопрос товарища, зачем ему одна черная краска, ответил: «А мне капиталистов рисовать!». С помощью кисти своего героя Барто изображает важные события, происходящие в мире. На странице с «черными делами» американский самолет бомбит корейских детей, а там, где радостные краски, — будущие поля пшеницы. Агния Львовна была прекрасным знатоком детской психологии. Она вспоминала: «Написав первую главу этой книжки, я прочла ее по радио и обратилась к ребятам с просьбой: нарисовать всё то, что, по их мнению, нарисовал бы герой стихотворения. Я получила множество рисунков. Дети изобразили мир таким, каким они его видели, и я была еще раз удивлена глубиной их чувств и современностью их представлений».

В «Хорошем вечере» появляется совершенно новая для Барто тема — тема колхозной деревни. Пятиклассник Шурка проводит вечер в колхозе. Интересно, как поэтесса описывает образованность деревенских ребят, которые хорошо знакомы с электричеством, радио. Дети мечтают о том, чтобы у них в колхозе появился инженер.

Особое место в творчестве поэтессы всегда занимала тема братства народов. Агния Львовна была членом Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, а также президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей при Союзе советских обществ дружбы (ССОД). В эту ассоциацию входили видные детские писатели, художники педагоги, музыкальные деятели, художники-иллюстраторы, опытные работники детских библиотек. Участники комплексно обсуждали проблемы эстетического воспитания, лучшим из накопленного опыта они делились с иностранными коллегами. Как вспоминала Агния Львовна, они находили «свой путь сближения» с теми зарубежными коллегами, которых волновало духовное здоровье детей. На одной из выставок советской детской книги, подготовленной ассоциацией, знаменитый иностранный поэт сказал: «Завидую вам, у нас поэт пишет стихи для себя, для других поэтов и для Господа Бога, а у вас для миллионов детей, чувствующих, любящих поэзию».

Дружелюбию детей из разных стран, новым чувствам юного человека Агния Львовна посвятила книги-«Краснокожие» (1958), «Черный новичок» (1960), «По дорожке, по бульвару» (1967). Та же тема прослеживается и в снятом по сценарию Барто фильме «10 ООО мальчиков».

Сатира и лирика

В 1958 году публикуется большой цикл сатирических стихов для детей: «Лешенька, Лешенька…», «Леночка с букетом», «Дедушкина внучка» и другие. В 1962 году издана книжка «Кого считать красивым». В 1966 году выходит «Что с ним такое?».

Про любимый жанр Агния Львовна писала: «…В разговоре на моральные темы сатира -это как раз та острая форма выражения серьезных мыслей, которую прекрасно понимают дети. Правда, этот жанр, на мой взгляд, требует особенно четкой социальной направленности, педагогического такта, вдумчивого отношен к поставленной воспитательной задаче. Довольно скоро после того, как сатирическое стихотворение написано, можно судить, попало ли оно в цель, то есть запомнилось ли оно, вошло ли в быт… Как радостно автору, когда строчки его стихов применяются к случаю, "работают"! Признаюсь, когда впервые услышала в электричке оброненную кем-то фразу: "А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда", я почувствовала себя на седьмом небе. Бывают и неожиданности. Входит в трамвай пьяный, а старушка говорит ему: "Идет бычок, качается…"».

В 1969 году вышла книга Агнии Барто «Найти человека». Спустя семь лет была написана еще одна книга прозы, адресованная взрослым, — «Записки детского поэта». Здесь и воспоминания, и забавные истории об известных людях, и отвлеченные мысли автора, которые объединены интересной канвой, написанные в форме блокнота.

Стихотворения последующих лет, как замечала сама Агния Львовна, стали более лиричными. Среди них — «Я расту» (1968), «За цветами в зимний лес» (1970), «Просто стихи» (1974). По поводу лирических интонаций Барто говорила: «Беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу. Белинский утверждал, что искусство смешить труднее искусства трогать. Мне кажется, что в наш атомный век искусство трогать не менее трудно».

В 1972 году Агнию Львовну наградили Ленинской премией за книгу «За цветами в зимний лес». В стихотворениях этого сборника глубокий лиризм сочетается с тонким юмором:

Никому не верится:

Чудо из чудес -За цветами девица Ходит в зимний лес.

Он стоит не в зелени,

Как в июльский зной,

Он, снежком побеленный,

Блещет белизной.

(Из стихотворения «За цветами в зимний лес»)

Агния Барто два срока, с 1970 по 1974 год, являлась членом международного жюри по присуждению медали имени Ганса Христиана Андерсена лучшему детскому писателю и художнику. Жюри было создано при международном совете по детской и юношеской литературе «1ВВУ». Поэтесса участвовала в работе жюри и в заседаниях конгрессов, которые проходили во многих странах, таких как Португалия, Греция, Швейцария. В Бразилии на конгрессе «1ВВУ» она выступила с докладом. В нем рассказывалось о колоссальной работе по подготовке специалистов, участвующих в процессе создания, издания и распространения детской литературы в СССР.

Агнию Барто и сегодня знают и любят далеко за пределами нашей страны. Ее читают и взрослые, и дети по всему миру, а юные герои ее стихотворений стали всенародно любимыми персонажами.

«ИГРУШКИ»

Строки сборника Барто «Игрушки» знакомы каждому с самого раннего детства.

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка -Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

• Государственная премия СССР (Сталинская премия второй степени) (1950), за книгу «Стихи детям»

• Ленинская премия (1972), за книгу «За цветами в зимний лес» (Премия за произведения для детей)

• Орден Ленина

• Орден Октябрьской Революции

• Два ордена Трудового Красного Знамени

• Орден «Знак Почета»

• Медаль Н.К. Крупской

• Почетная медаль «Борцу за мир» в Медаль «За спасение утопающих»

• Медаль «Шахтерская слава» I степени (от шахтеров Караганды)

• Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно)

Есть у Барто и еще одна награда — Орден Улыбки. Изначально его придумали польские дети. «Орден Улыбки» стал международной детской наградой, которая вручается людям, отличившимся талантом, добротой и любовью к детям.

Имя Агнии Барто получил и один из кратеров на Венере. В честь поэтессы также названа одна из малых планет (2279 ВагШ), находящаяся между орбитами Марса и Юпитера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,683 сек. | 8.77 МБ