Наука на путях перестройки

Наука на путях перестройки

Главным источником всех наших богатств является труд. Чем выше его производительность, тем больше прирост национального дохода, а значит, и возможностей для улучшения народного благосостояния. Вот почему КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание ускорению роста этого ключевого показателя интенсификации и эффективности народного хозяйства.

В условиях перестройки научно технический прогресс является главным фактором повышения эффективности общественного производства и успешного развития экономики. Но научно-техническое развитие недостаточно рассматривать лишь через призму влияния на рост производительных сил общества. Это — и сложный социальный процесс. Он способствует повышению культурного и профессионального уровня трудящихся, облегчает их труд, делает его более привлекательным, ускоряет ликвидацию тяжелого физического труда и в конечном счете ведет к преодолению существенных различий между физическим и умственным трудом.

На железнодорожном транспорте, как и в других отраслях материального производства, определяющим фактором роста эффективности также является научно-технический прогресс. Он способствует повышению пропускных и провозных способностей линий, более полному удовлетворению потребностей страны в перевозках. В организации перевозочного процесса большая роль принадлежит устройствам автоматики, телемеханики н связи.

В ближайшие годы рост производства предстоит практически полностью обеспечивать за счет повышения производительности труда, без увеличения численности рабочих. Достичь этого можно лишь на основе ускорения научно-технического прогресса. Особое место в решении столь важной задачи принадлежит науке, и прежде всего ученым и специалистам, которые трудятся в отраслевых исследовательских институтах, конструкторских, технологических и проектных организациях, непосредственно обесточивая интеграцию науки с производством. От ученых, конструкторов, технологов, проектировщиков требуется более глубокое и смелое исследование новых процессов и явлений, вдумчивый анализ возникающих проблем, высокая степень ответственности при выдаче рекомендаций и разработок.

Следует отметить, что интенсификация использования научно-технического потенциала является комплексной задачей. Она включает все вопросы, связанные с повышением результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сокращением сроков изготовления и внедрения новой техники и прогрессивной технологии.

Внедрение научно-технических достижений в отрасли связано с рядом сложных производственных проблем. Их решение требует совершенствования системы управления и планирования научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. Особое значение здесь имеет деятельность Главного технического управления, которое определяет основные направления научно-технического развития железнодорожного транспорта, проводит совместно с главными управлениями МПС, научно-исследовательскими; конструкторско-технологическими организациями, железными дорогами, заводами анализ технического уровня дорог.

Анализ планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ показывает, что еще недостаточна связь работников науки с работниками железных дорог. Необходимо в корне изменить подход к вопросам планирования. Целесообразно давать научно-исследовательским, проектно конструкторско-технологическим организациям конкретное задание по определенной конечной проблеме работы транспорта, например по обеспечению пропускной и провозной способностей важнейших направлений, железных дорог к такому-то году. В этих целях соответствующие институты с учетом расчетов пропускных и провозных способностей, перспективного планирования, научного прогнозирования проводят комплексную научно-исследовательскую работу, обсчитывают, что достигается и во что обходится внедрение предлагаемого варианта. При достаточной эффективности выполненной работы приступают к стадии опытно конструкторской разработки, задействовав в плане сразу же все необходимые конструкторские, проектные, проектно-изыскательские организации, заводы изготовители, строительные организации и дорогу, где будет внедряться новшество. Комплексными научно техническими планами могут быть достижение определенной производительности труда, снижение эксплуатационных затрат и др. При разработке планов экономическая эффективность от внедрения новшеств должна соответственно отражаться в нормах, нормативах, в плановых показателях дорог.

Сумма эффектов от намеченных, а затем и внедренных комплексных научно-технических планов должна обеспечивать выполнение отраслью поставленных перед ней задач. Таким образом будет сбалансирован вклад научно-технического прогресса с конечными результатами работы отрасли. Такой подход вовсе не исключает выполнения перспективных фундаментальных работ.

Разрабатываемые пятилетние комплексные планы создания и внедрения новой техники, как правило, должны претворяться в жизнь до начала пятилетки или года, под объемные показатели которых создавались эта техника, технология. Это приведет к большей стабильности работы всего железнодорожного транспорта и института. Сейчас, к сожалению, это не так.

На сегодняшний день план внедрения представляет собой набор) разрозненных работ, различных этапов, не объединенных конечной целью. В нем не расписаны по годам объемы производства, не указаны конкретные участки дорог, где это должно внедряться и что дает внедрение с точки зрения конечных результатов работы транспорта.

Предложенная выше система позволит исключить из планов НИИ и КБ многотемье и мелкотемье, значительно сократить сроки разработки новой техники на главных направлениях научно-технического прогресса.

Разработанная новая техника — жертва, если не будет осуществлено ее серийное изготовление на заводе в требуемых для сети железных дорог количествах и в кратчайшие сроки. Анализ показывает,, что много разработок новой техники так и остаются в чертежах, не найдя ‘ своего воплощения в металле, или оснащение новым оборудованием, растягивается на многие годы.

Велика тут роль наших отраслевых заводов. Не секрет, что главной причиной, сдерживающей освоение новой техники в кратчайшие сроки, является маломощность инструментальных, экспериментальных цехов, цехов по изготовлению нестандартного оборудования. Существовавшие ранее экономические показатели не заставляли руководителей заводов поворачиваться лицом к новой технике.

Для кардинального решения этого вопроса необходимо заводам отрасли планировать систематическое обновление выпускаемой техники путем утверждения нормативов обновления и включения их в важнейшие показатели заводов, причем контроль возложи 1ь на Главное техническое управление. Следует выдавать заводам пятилетние планы разработки и внедрения новой техники с указанием объемов производства по годам, чтобы можно было оптимально спланировать подготовку производства. Без этого разговор о широкомасштабном внедрении достижений научно-технического прогресса в отрасли будет бесплодным.

Важен вопрос более эффективного использования дорожных мастерских. Ряд из них не загружен и используется неэффективно, и это при дефиците экспериментального производства в отрасли. Мастерские нужно развивать и совершенствовать.

Ежегодно в нашей отрасли на развитие науки и техники расходуются миллионы рублей. Это своего рода «аванс прогрессу». А какова его отдача? Далеко не каждое управление, КБ, НИИ располагают достоверным ответом на столь закономерный вопрос. Между тем государство не может тратить средства, не зная точно, что это дает. Поэтому важно организовать достоверный учет экономического эффекта новой техники и прогрессивной технологии. Экономические проблемы, связанные с необходимостью ускорять научно-технический прогресс и использовать его достижения в народном хозяйстве, сейчас приобретают особую актуальность.

Повышению эффективности способствовала бы специализация НИИ, вузов, КБ на определенных направлениях науки и техники. Сосредоточение всех проблем в головном институте не является оптимальным вариантом.

Разработка изделий новой техники (кроме фундаментальных работ) не может вестись без определении завода изготовителя серийной продукции и участка внедрения. Производственные мощности опытных заводов должны быть высвобождены для изготовления экспериментальных образцов, отдельных узлов сложных машин в процессе их конструирования. Таким< образом произойдет как бы увеличение опытно экспериментальной базы НИИ и КБ.

Необходимо шире практиковать систему заключения договоров с дорогами на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение новой техники и прогрессивной технологии после одобрения их НТС МПС. Это позволит значительно сблизить науку с производством, повысить эффективность работы.

Огромные силы и материальные ресурсы отвлекаются сейчас на капитальный ремонт техники, требующий больших затрат ручного труда. Расходы на ремонт технических средств составляют почти пятую часть общих затрат на перевозки. Ремонтом на железных дорогах занят каждый шестой работник.

Многие технические средства, разработанные и изготавливаемые в системе МПС, а также поставляемые МПС другими министерствами, не обеспечены необходимой ремонтной и эксплуатационной документацией. В технических заданиях на разработку и освоение новых технических средств для железнодорожного транспорта отсутствуют конкретные требования к уровню унификации и стандартизации, к ремонтопригодности, к удельным эксплуатационным затратам.

Имеют место случаи, когда в серийное производство запускаются недоработанные новые или модернизированные технические средства с низкими показателями надежности, требующие больших эксплуатационных затрат на их обслуживание и ремонт. Необходимо усилить требования к заказу новой техники, повысить роль приемочных и аттестационных комиссий.

В отрасли имеются большие резервы эффективного использования научного потенциала вузов железнодорожного транспорта. За вузами пока не закреплены определенные направления развития науки и техники, нет сквозного планирования работ от идеи до внедрения, не соблюдено в вузах соотношение научных сотрудников и конструкторов.

Недостаточное внимание уделяется экономичности новых изделий. Борьба за экономию начинается с разработки новой системы, конструкции новой машины, с разработки проекта. Решающее слово здесь за учеными и инженерами конструкторами, технологами, организаторами производства.

В связи с усложнением современных машин и конструкций, систем и приборов их создатели сталкиваются с противоречивостью многочисленных предъявляемых к ним требований, таких, например, как повышение прочности, надежности, долговечности, экономической эффективности при снижении металло и энергоемкости. Конструктору надо рассмотреть и проанализировать множество возможных вариантов.

Объем работ, связанных с поиском новых научно-технических решений, возрастает примерно в десять раз через каждое десятилетие. Чем сложнее конструкции изделий, тем труднее их спроектировать. А это означает, что традиционные «ручные» методы разработок должны отходить в прошлое. Выход—шире применять функциональные автоматизированные системы проектирования на базе высокопроизводительных ЭВМ с развитым математическим обеспечением. Комплекс аппаратуры автоматизированного рабочего места разработчика (АРМ) не только рассчитывает многочисленные варианты конструкций, но и выполняет сложные графические работы, выдает чертежи. Человек при этом несет творческую нагрузку — ставит и формулирует проблемы, в то время как ЭВМ их решает.

Результативность нашей работы в области научно-технического прогресса в решающей степени зависит от структуры управления. Для решения коренной задачи укрепления связи науки с производством генеральной схемой развития и размещения организаций науки и научного обслуживания отрасли на ближайшую перспективу и на период до 2005 года, в основном одобренной Коллегией МПС, предусмотрено создание трех научно-производственных объединений, ряда конструкторско-производственных и производственных объединений. В частности, на базе всех имеющихся научных, конструкторских, проектных и производственных предприятий и организаций, занимающихся вопросами автоматизации технологических процессов на железнодорожном транспорте, предполагается создать НПО «Союз желдор автоматизация».

Заслуживает особого внимания вопрос создания НПО на дорогах путем сосредоточения работающих на них специалистов, связанных с научно-техническим прогрессом, но находящихся в настоящее время в разрозненных организациях. Это способствовало бы также более эффективному использованию научного потенциала вузов железнодорожного транспорта.

В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций, усиления их роли и ответственности в решении задач ускорения научно технического прогресса, повышения эффективности общественного производства, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Согласно постановлению все научно-исследовательские. конструкторские, проектно конструкторско-технологические и проектные организации железнодорожного транспорта с 1 января 1988 г. переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Главными задачами научных организаций в новых условиях хозяйствования являются: последовательное претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства, обеспечение передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, полную мобилизацию научного потенциала, создание атмосферы творчества в научных коллективах; укрепление связей науки с производством, непосредственное включение научных коллективов в работы по всему циклу «научные исследования, разработки — производство — сбыт — обслуживание», повышение темпов и уровня исследований по всем направлениям развития советской науки и техники, резкое увеличение практической отдачи труда ученых, конструкторов и технологов; обеспечение постоянной готовности науки к реализации запросов современной жизни, практики революционных преобразований, происходящих в стране, выход на мировой технический уровень производства и повышение ответственности организаций за научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве по их профилю деятельности продукции, использование широких возможностей развития инициативы и предприимчивости научных работников и инженеров, повышение качества и творческой отдачи интеллектуального кадрового потенциала с тем, чтобы эффективность и окупаемость производимых затрат стали нормой деятельности и главным критерием оценки результатов труда как научного коллектива в целом, так и каждого его работника; многократное сокращение продолжительности цикла работ по созданию, освоению и широкомасштабному производству высокоэффективных видов техники, технологии и материалов новых поколений на главных направлениях научно-технического прогресса.

Научные организации несут всю полноту ответственности за реализацию в исследованиях и разработках перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции, их конкурентоспособности. Они обязаны обеспечить удовлетворение требований заказчиков, рентабельную работу, выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Научные организации, находящиеся в непосредственном подчинении министерства, отвечают за высокий технический уровень производства и продукции отрасли, обеспечивают проведение единой научно-технической политики.

В условиях полного хозрасчета и самофинансирования деятельность научных организаций осуществляется в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Министерство доводит до научных организаций отрасли: государственные заказы по развитию науки и техники; лимиты государственных централизованных капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических ресурсов. Остальной объем должны составлять работы, выполняемые по договорам с железными дорогами и предприятиями МПС.

Одновременно им утверждаются следующие экономические нормативы: платы за основные производственные фонды; отчислений от расчетной прибыли в госбюджет; отчислений от расчетной прибыли, а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства; образования фонда научно-технического и социального развития; образования фонда материального поощрения и общего фонда заработной платы; образования фонда валютных отчислений.

Экономические нормативы являются стабильными в течение всей пятилетки.

Одновременно с переводом научных организаций на самофинансирование и полный хозрасчет осуществляется переход к оплате их научно технической продукции по договорным ценам, которые согласовываются ими с заказчиками до начала работ в зависимости от требуемых эффективности, качества и сроков выполнения, т. е. в зависимости от потребительских свойств этой продукции и конъюнктуры рынка, а не от индивидуальных затрат данной организации на ее получение.

Для обеспечения самофинансирования и организации действенного хозрасчета сумма договорных цен на научно-техническую продукцию должна обеспечивать научной организации: возмещение всех понесенных ею объективно необходимых фактических затрат; возможность осуществления плановых платежей за основные производственные фонды, плановых отчислений в госбюджет и в централизованный фонд развития производства, науки и техники МПС; возможность образования фондов экономического стимулирования (фонда научно-технического и социального развития и фонда материального поощрения), обеспечивающих заинтересованность работников организаций в значительном ускорении темпов и эффективности научно-технического прогресса.

Чтобы повысить ответственность научных организаций в своевременном удовлетворении требований заказчиков и усилить роль потребителей в определении тематики, научно технического уровня, качества и сроков выполнения исследований и разработок, радикально поднято значение договорных отношений. Установлено, что договор является основным документом, регламентирующим отношения научной организации с заказчиком научно-технической продукции. Договоры заключаются на выполнение научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ по созданию новой техники и технологии, на изготовление, испытание, поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в производстве, на оказание научно-технических услуг, на выполнение других работ по профилю деятельности научной организации. При невыполнении обязательств, обусловленных договором, научная организация или предприятие разработчик несут материальную ответственность: возвращают заказчику полученные средства, выплачивают штрафы в соответствии с условиями договора.

Основным источником научно технического, социального развития и материального стимулирования научной организации, действующей на принципах полного хозрасчета и самофинансирования, является ее прибыль.

Предусматривается широкое внедрение конкурсных начал, проведение параллельных разработок по наиболее важным проблемам науки и техники, ликвидация монопольного положения отдельных головных институтов, всемерное поощрение научно-технического творчества трудящихся.

Перевод научных организаций на полный хозрасчет и самофинансирование — это революционные преобразования. Важно, чтобы каждый работник осознал здесь свою роль и чтобы эти положительные преобразования были претворены в жизнь в возможно короткие сроки.

Сегодня, как никогда прежде, от человека, от работника требуется отход от инерции мышления и шаблона действия. Главное — утвердить деловой, хозяйский, боевитый стиль работы. Хозяйская сметка, подлинная, а не показная деловитость, умение организовать дело, видеть перспективу, социалистическая предприимчивость в сочетании с уважительным отношением к дисциплине, порядку, закону — вот стиль сегодняшнего дня. Необходимо и новое понимание каждым исследователем, конструктором, производственником, сотрудником министерства ответственности исторического момента, своей роли в этом всенародном походе за ускорение научно-технического прогресса, за перестройку.

Дружить с наукой, советоваться с ней в большом и малом должно стать правилом. Выводы науки — необходимая база для принятия решений, повседневной практики. С еще большей настойчивостью претворять в жизнь ленинский завет о том, чтобы наука у нас действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом, — важное партийное, большого государственного значения дело.

Такая постановка вопроса налагает на науку большую ответственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,742 сек. | 8.78 МБ