Новый Европейский стандарт безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров

Информация Технического комитета по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

29 мая 2008 Европейским комитетом по стандартизации (CEN) утвержден новый Европейский стандарт «Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров — Часть 1: устройство и установка» EN 115-1:2008. Документ, подготовленный Техническим комитетом CEN/TC 10 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры», с декабря 2009 года заменит стандарт EN 115:1995, хорошо известный в России по разработанным на его основе «Рекомендациям по конструированию и установке поэтажных эскалаторов и пассажирских конвейеров» РД 10-172-97 Госгортехнадзора России.

Стандарт разработан с целью содействия выполнению обязательных требований безопасности, регламентированных новой Европейской Директивой по машинам 2006/42/ЕС.

В целом новая редакция сохраняет дух и основные требования стандарта EN 115:1995. Иначе расставлены акценты. На первый план выдвинуто повышение безопасности.

В стандарте EN 115-1:2008 перечислены все значительные опасности, опасные ситуации и события, которые классифицируются как значительные опасности для эскалаторов и пассажирских конвейеров. Далее приводятся меры, направленные на устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков, связанных с указанными опасностями. И, наконец, указываются методы контроля, которые следует использовать для проверки выполнения требований стандарта.

Как и прежде, стандарт EN 115-1:2008 является единым стандартом для всех эскалаторов и пассажирских конвейеров. Определены лишь некоторые дополнительные требования для эскалаторов и пассажирских конвейеров, являющихся частью системы общественного транспорта или интенсивно используемых в течение 140 часов в неделю. В этом состоит отличие от отечественных «Правил устройства и без-опасной эксплуатации эскалаторов ПБ 10-77-94», которые разделяют эскалаторы на тоннельные и поэтажные.

По сравнению с редакцией 1995 года введен ряд требований, направленных на повышение безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Установлены новые требования к прочности элементов конструкции:

♦ ступень/пластина должна подвергаться дополнительным испытаниям на кручение;

♦ подступенок ступени не должен прогибаться более чем на 4 мм под нагрузкой 1 500 Н;

♦ балюстрада должна выдерживать одновременное воздействие усилий 600 Н в поперечном направлении и усилия 730 Н в вертикальном направлении;

♦ щиты наружной обшивки должны выдерживать усилие 250 Н без разрушения или деформации, приводящей к появлению зазора.

К числу обязательных блокировочных устройств добавлены:

♦ устройство контроля отсутствующих ступеней, которое должно останавливать эскалатор/пассажирский конвейер до того, как проем (образовавшийся в результате отсутствия ступени/пластины) появится из-под гребенки входной площадки;

♦ устройство, запрещающее повторный пуск эскалатора/пассажирского конвейера, если тормозной путь после любой остановки превысит максимальное допустимое значение более, чем на 20%.

Для выполнения последнего требования эскалатор должен быть оборудован устройством контроля тормозного пути. Таких устройств нет на большинстве отечественных эскалаторов, тормозной путь контролируется в холостом режиме по длине меловой черты на поручне, которая остается при «одновременном» повороте ключа «стоп» на балюстраде и прижатии кусочка мела к поручню. Кроме того, в отечественных правилах ПБ 10-77-94 вообще отсутствуют требования к величине тормозного пути, но жестко регламентированы замедления — не более 0,6 м/с2 на спуск, и не более

1,0 м/с2 на подъем.

В новой редакции стандарта EN 115 также появилось ограничение по замедлению. Осторожные европейцы допускают при движении на спуск замедление

1,0 м/с2 (почти в два раза выше, чем в ПБ 10-77-94), при этом рекомендуют обеспечить как можно более короткий тормозной путь в пределах заданного ограничения замедления, хотя максимальный тормозной путь и так жестко ограничен величинами 1,0—1,5 м в зависимости от скорости.

Обязательными с 2005 года (дополнение № 2 к EN 115:1995) стали дефлекторы — отражательные устройства в виде щеток или резиновых/пластмассовых полос над боковыми зазорами между ступенями и фартуком с регламентированными размерами и прочностными характеристиками.

Кроме того, для предотвращения затягивания обуви пассажиров в указанные выше зазоры установлен допустимый коэффициент трения скольжения, который для всех сочетаний материалов обуви и фартука должен быть не более 0,45.

Предусмотрены меры, препятствующие попыткам пассажиров взобраться на внешнюю часть балюстрады путем установки специальных ограждений и устройства противоскольжения на щитах балюстрады между эскалаторами, для предотвращения спуска людей или вещей по балюстраде.

Детально оговорены требования к сопроводительной документации, поставляемой вместе с эскалатором или пассажирским конвейером, и ее содержанию, поскольку правильно составленная документация является частью системы безопасности эскалатора или пассажирского конвейера.

В качестве дополнительной меры для предотвращения скопления людей у эскалаторов и пассажирских конвейеров предлагается осуществлять планирование пассажиропотоков на основе вновь приведенных данных о максимальной фактической провозной способности эскалаторов и пассажирских конвейеров в зависимости от скорости и ширины несущего полотна. Напомним, что в редакции EN 115:1995 приводились данные о теоретической производительности этих машин — показателе, по сути дела, ни о чем не говорящем.

Обозначены также требования к некоторым факторам, которые не считаются опасными, но требуют внимания, например, к шуму. Теперь производителям эскалаторов и пассажирских конвейеров необходимо будет заявить о том, что уровень звукового давления на расстоянии 1 метр от поверхности несущего полотна не превышает 70 дБ(А). Ну, а заявив, придется такое требование выполнять, что повысит комфортность при использовании этих машин.

До конца 2009 года стандарт EN 115-1:2008 будет в обязательном порядке введен в странах — членах Европейского комитета по стандартизации (СЕ: Австрии, Бельгии, Болгарии, Кипре, Чешской Республике, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Затем и в остальных странах Европы, а впоследствии этот стандарт станет ориентиром обеспечения безопасности для эскалаторов и пассажирских конвейеров по всему миру.

Большое значение имеет не только повышение безопасности новых, но и доведение до современного уровня безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров. В 2010 году предполагается утверждение стандарта EN 115-2 «Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров — Часть 2: Правила для повышения безопасности существующих эскалаторов и пассажирских конвейеров»

Что касается России, у нас давно назрел вопрос о пересмотре действующих нормативов безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров на основе международных стандартов, как того требует Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании». Европейский стандарт EN 115-1:2008 может служить хорошей основой для разработки нового национального стандарта безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 29 | 0,199 сек. | 6.69 МБ