ПО УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ

ПО УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ

ЛЕТО — РАЙ ДЛЯ МЕЛОМАНА, НО ЗА САМЫМИ ЯРКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ НАДО ПОЕХАТЬ В ЕВРОПУ.

В России летом — межсезонье, пауза. Правда, ее в последние годы все настойчивее нарушает фестиваль Валерия Гергиева, а теперь и фестиваль Михаила Плетнева. Зато в Европе фестивали классической музыки проводятся в каждом мало-мальски уважающем себя городе. Они отличаются размерами и спецификой. В Люцерне — престижный смотр симфонических оркестров и камерной музыки. В Экс-ан-Провансе — крупнейший оперный фестиваль. Один из сильнейших оперных театров — Баварская опера — дает в Мюнхене собственный фестиваль. Именной фестиваль Рихарда Вагнера в Байройте в этом году посвящен 200-летию основателя — но туда нечего даже и пытаться попасть. На Лазурном берегу — сплошь приятные фестивали камерной музыки, в их числе известный фортепианный фестиваль в Рок д’Антероне, где, как ни смешно, нет зала и пианистам приходится терпеть, когда к звукам Шопена подмешиваются ветер и прибой.

Но самый знаменитый фестиваль в Европе, да и в мире — Зальцбургский. Здесь есть все — и опера, и симфонические концерты, и камерная музыка, и авангард, и драматический театр. Зальцбург считается фестивалем дорогим и буржуазным. Но это смотр высшего качества — он привлекает лучших дирижеров и солистов со всего света. На консервативные вкусы здесь не ориентируются: постановки, как правило, резко осовременивают либретто опер.

Заботиться о билетах лучше загодя, но попасть на многие спектакли можно и приехав прямо на фестиваль. Конечно, на «Дона Карлоса» с Йонасом Кауфманом, на «Норму» с Чечилией Бартоли и на «Жанну д’Арк» с Анной Нетребко билеты давно проданы. Но еще есть места на «Луция Суллу» (одна из ранних опер Моцарта) с восходящей звездой Ольгой Перетятько, на «Фальстафа» Верди под управлением Зубина Меты или на современную оперу Gawain (произведение живого британского классика Харрисона Бертвистла).

Программы в Зальцбурге формируются с мыслью, в их основе лежит некая концепция, о которой заботится интендант фестиваля — теперь это Александр Перейра, бывший интендант Цюрихской оперы. Например, один из симфонических абонементов называется Ouverture spirituelle, что можно перевести как «духовное открытие». В нем великие произведения европейской культуры, такие как «Сотворение мира» Гайдна или «Видения Аминя» Мессиана, соседствуют и перекликаются с буддийской музыкой из Японии, будь то классическая храмовая музыка или партитуры Тору Такемицу и Тосио Хосокавы.

В числе звезд Зальцбурга в этом году венесуэлец Густаво Дудамель, причем приглашен он туда со своим чудом — оркестром имени Симона Боливара. И, как всегда, лучшие дирижеры Европы — Николаус Арнонкур, Риккардо Мути, Кристиан Тилеман, Марис Янсонс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 36 | 0,863 сек. | 8.92 МБ