ПОКУПАЙТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ПОКУПАЙТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

НИКОЛЬ МАНТИ (37 лет) и ее муж Дин, с которыми мы познакомились в ходе исследования, мечтали о сафари в Африке. Но они купили дом, где ванная была в ужасном состоянии, и решили было, что с приключениями придется подождать. Однако, наслушавшись рассказов друзей о сафари, пара решила все-таки отправиться в Африку — и плевать на ванную!

Казалось бы, выбрасывать деньги на сафари вместо ремонта по меньшей мере неразумно, но десятилетие научных исследований свидетельствует о неожиданной мудрости подобного решения. Из результатов научных экспериментов видно, что люди более счастливы от покупки нового опыта и впечатлений, чем от приобретения материальных вещей. Впечатления сближают нас с людьми, а материальными вещами мы наслаждаемся в одиночестве (уж ванными-то точно!). Исследование, проведенное учеными Бизнес-колледжа в университете штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США), показало, что события, переживаемые в одиночестве, приносят столько же радости, что и покупка материальных предметов.

А еще впечатления дают возможность поделиться ими с другими людьми. В процессе одного из исследований специалисты Колорадского университета (США) обнаружили, что два незнакомца получают больше удовольствия от разговора, когда обсуждают приобретенный опыт, а не покупку материальных вещей, и нравятся такие незнакомцы друг другу больше. Ни-коль мечтательно вспоминает, как во время сафари ее поцеловал жираф. Неважно, что вы думаете об обмене слюной с представителями других биологических видов, но вы не можете не признать, что этот опыт породил куда более интересную историю, чем подгонка нового унитаза.

ПОРТФЕЛЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Некоторые люди стремятся заняться экстремальной, запоминающейся — пусть даже неприятной — деятельностью, чтобы расширить «портфель впечатлений». В Кении Николь и Дин останавливались в необычном отеле под названием «Ковчег», где гостей регулярно поднимают среди ночи с постелей ради того, чтобы увидеть диких зверей. Хотя жестокие побудки тяжела, Николь и Дин были в восторге. Они хотел увидеть «большую пятерку» (слон, носороги африканский буйвол, леопард и лев) и были! счастливы вылезти из постели, если это позволяло добавить новое животное к своей «коллекции».

Объявление на стене отеля гласило, что звонок прозвенит один раз для слона, два раза для носорога, три раза для леопарда и четыре для «необычного зрелища». Что же их ожидало в последнем случае? Николь смеется: «Дикобраз». Еще одно свойство впечатлений, дающее им преимущество перед материальными вещами, — мы часто видим положительный (или хотя бы забавный) аспект впечатлений, даже когда всё идет не по плану.

Николь, вспоминая путешествие, ни о чем не жалеет. Ученые из Корнельского университета (США) пришли к выводу, что люди склонны жалеть о «покупке впечатлений» куда реже, чем о покупке материальных предметов. Они попросили студентов вспомнить траты и описать один случай, когда те больше всего сожалели о своем решении. Когда речь шла о вещах материальных, большинство опрошенных сожалело о сделанной покупке. Когда речь шла о «покупке впечатлений», более чем в 80% случаев люди жалели об упущенной возможности. Поскольку впечатления представляются уникальными и незаменимыми, мы сильнее жалеем, что упускаем их.

Николь рада, что воспользовалась возможностью поехать на сафари. Теперь, спустя два года, ее ванная так и остается не отремонтированной. И всё же Николь говорит: «Я не променяла бы воспоминания о том путешествии ни на что на свете. Даже на совершенно новый дом». НО ДЕНЬГИ НЕ только могут обеспечить прекрасные приключения. Они также могут преобразить приземленную картину повседневной жизни, позволяя избавиться от ненавистных дел.

Один из нас (Майк) во время мытья посуды испытывает чувство, которое сам он называет «экзистенциальным ужасом». Конечно, большинство людей не бросается разыгрывать свой персональный вариант пьесы Сартра из-за раковины, полной мыльной пены. Но исследование, в рамках которого психолог Дэниел Канеман составлял описание среднестатистического дня, показало, что работа по дому оценивается как одно из наименее приятных занятий (кто бы сомневался). При этом Канеман пришел к выводу, что в повседневной жизни наше настроение больше зависит от того, как и с кем мы проводим свое время, чем от более глобальных обстоятельств. Вместо всё более модных машин и всё более просторных домов нам лучше бы расходовать деньги на то, чтобы проводить меньше времени за занятиями, которые регулярно лишают нас радости.

ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ

После того как у одного из нас (Луиз) появился ребенок, она ночь за ночью стала проводить без сна, лежа рядом с неугомонным младенцем. Опробовав все методики обучения ночному сну, какие нашлись в Интернете, Лиз перешла к решительным мерам: она позвала женщину по имени Клаудия, известную тем, что любого ребенка могла научить спать. Услуги Клаудии недешевы — за те же деньги Лиз могла купить новую модную акустическую систему, на которую они засматривались уже много месяцев. Но, научив ребенка спать, Клаудия сделала то, чего акустическая система никогда не смогла бы: она превратила бессонные ночи Лиз в часы блаженного сна. Многие наши покупки — даже такие приятные, как акустическая система, — мало влияют на наше каждодневное времяпровождение. Но очень легко преувеличить потенциальные выгоды соблазнительной новой покупки. Объемный звук! Совсем как в кинотеатре! Это еще усиливается подробным изучением сходных товаров перед покупкой, из-за которого система с десятью динамиками начинает казаться бесконечно более прекрасной, чем система с шестью динамиками, и вполне заслуживающей добавки в 200 баксов к цене. Ученые из Чикагского университета (США) обнаружили: когда люди пытаются представить, как эти различия сделают их жизнь счастливее, они преувеличивают ощущение благополучия, которое должны принести им эти лишние четыре динамика.

«Сосредоточение на времени вместо денег подталкивает людей к занятиям, приносящим больше счастья»

Соответственно, мы предлагаем, предвкушая новую покупку, проводить «вторничный тест»: подумать, какое влияние покупка окажет на ваше времяпровождение в следующий вторник. Исследования показывают что такое простое мысленное упражнение помогает не преувеличивать воздействие какой-то одной вещи на уровень счастья.

Размышления о том, как покупки повлияют на повседневную жизнь, превращают решения, посвященные покупкам, в решения, посвященные времени. Этот сдвиг несет в себе скрытый бонус: сосредоточение на времени вместо денег подталкивает людей к занятиям, приносящим больше счастья. Исследователи проводили эксперимент в одном из филадельфийских кафе: они просили людей думать либо о деньгах, либо о времени. Испытуемые, думавшие о деньгах, проводили много времени за работой, тогда как люди, думавшие о времени, проводили много времени в общении. А ведь для большинства людей общение — это повседневное занятие, приносящее больше всего радости.

ВАЖНО НЕ только, что вы покупаете, но и как вы покупаете. Как приятно забрать новый компьютер сегодня, а заплатить за него позже в рассрочку. Но долги сильно понижают уровень счастья. Специалисты из Шеффилдского университета (Великобритания), опросив более 2000 человек, выяснили, что люди, завязшие в кредитах, чувствуют себя более несчастными, чем люди без долгов.

Мы предпочитаем рассрочку, потому что комфортнее выплачивать небольшие суммы. Но нейрофизиологи пришли к выводу, что существует «боль выплат», которой мы пытаемся избежать. Ученые из Стэнфордского университета (США) обнаружили, что у заядлых покупателей, помещенных в МРТ-сканер, мозг на высокую цену реагирует так же, как на ушиб пальца ноги.

Поэтому без долгов легче быть счастливым — даже если не очень-то хочется разом выкладывать большую сумму. Зато отсрочка использования покупки может пойти на пользу уровню счастья. Ученые из университета Бреды (Нидерланды) проверили уровень счастья у тысячи с лишним человек за несколько недель до отправления в отпуск, а потом после него. И обнаружили, что самыми счастливыми опрошенные чувствовали себя перед отправлением. Вспоминать приятные впечатления — радостное занятие, но предвкушать их еще лучше.

Отсрочка удовольствия от покупки усиливает радость, когда человек наконец до желаемого добирается. В статье, опубликованной в Journal Of Consumer Research у пишут, что студенты, ожидавшие полминуты, прежде чем съесть плитку шоколада, получали от нее больше удовольствия, чем те, кто съедал ее немедленно. Правда, сами студенты предпочли бы обойтись без задержки, не осознавая, что шоколад понравился им больше обычного.

В разных испанских городах недавно появились странные банкоматы. Они выдают конверты со 100 евро—не нужны ни карта, ни ПИН-код. Единственное требование: пользователи должны ответить «да», когда их спросят, готовы ли они потратить эти деньги на других людей. Воспользовавшись одним из таких устройств, размещенных компанией Coca-Cola, люди продолжали путь и использовали неожиданный дар самым разным образом. Некоторые из их добрых дел были запечатлены на видео: молодой человек оставил блестящий красный трехколесный велосипед на пороге дома, где жил ребенок, другой вручил билеты в театр пожилой паре в парке. Эти маленькие акты щедрости воплотили в себе рекламный ход Coca-Cola: «Поделись счастьем».

Банкоматы Coca-Cola с даровыми деньгами заставляют вспомнить об эксперименте, который мы провели несколько лет назад. Наша выпускница Лара Экнин подходила к людям в Ванкувере (Канада), словно оживший банкомат, и предлагала им 5 или 20 долларов, которые следовало потратить в тот же день. Половине она говорила потратить деньги на других, половине — на самих себя. Вечером того же дня мы связались со всеми участниками эксперимента и спросили, как они провели время. Потратившие деньги на других оказались значительно счастливее, чем те, кто потратил деньги на себя.

Конечно, не так уж часто банкоматы или выпускники университетов безвозмездно осыпают вас деньгами. Но исследования показывают, что трата денег на других делает вас счастливыми, даже когда вы используете собственные деньги, заработанные тяжким трудом. Действительно, теплая радость дарения дает о себе знать даже в бедных странах, где многие с трудом зарабатывают на самое необходимое. С помощью данных всемирного опроса Гэллапа мы выяснили, что и в бедных, и в богатых странах по всему миру люди, жертвующие деньги на благотворительность, чувствуют себя счастливее. Видимо, свойство чувствовать прилив счастья от дарения — какое-то из базовых свойств человеческой природы.

ЧУДО ДАРЕНИЯ

Если это так, то даже совсем маленькие дети могут получать удовольствие, помогая другим. Чтобы проверить эту идею, мы объединили свои усилия с психологом развития Кайли Хэмлин. Для начала мы принялись давать детям, едва начавшим ходить, печенье в форме рыбок. Их лица, конечно, просветлялись, когда они получали эти лакомства для себя, однако дети становились еще счастливее, когда у них появлялась возможность угостить ими любимую куклу.

Но вам наверняка приходилось видеть, как маленький ребенок разражается слезами, когда ему предлагают чем-то поделиться. Поневоле задумаешься: всегда ли дети—да и взрослые, раз уж на то пошло, — испытывают радость, даря что-то? Наше исследование показывает, что подобная радость возникает не всегда. С большей вероятностью — если можно увидеть, как ваша щедрость изменила чью-то жизнь. Если говорить о маленьких детях, то им просто давали послушать, как кукла начинает радостно «причмокивать».

Благотворительные общества могут использовать эту информацию и сделать так, чтобы благотворители легко видели, как используются их дары. К примеру, Spread the Net обещает за каждые пожертвованные 10 долларов обеспечить одну противомалярийную сетку для защиты детей в Африке. Как выяснилось, люди радуются больше, отдавая деньги Spread the Net, чем жертвуя в детский фонд ООН ЮНИСЕФ. И хотя главной целью ЮНИСЕФ также является помощь нуждающимся детям, но тем, кто дает деньги этой огромной организации, сложнее увидеть, что именно изменил их вклад в чьей-то жизни.

Мы также пришли к выводу, что радоваться расходам на других людей проще, проводя с ними время. Если вы покупаете племяннику на день рождения футбольный мяч, то с большей вероятностью ощутите радость от дарения, гоняя с ним этот мяч на спортивной площадке. В следующий раз, доставая свой кошелек, спросите себя: это — деньги на счастье?

УСТРОЙ СЕБЕ ПРАЗДНИК

МЫ МОЖЕМ стать счастливее, не только откладывая удовольствие, но и сокращая его. Наш студент Жорди Куадбаш дважды приглашал в лабораторию три группы и угощал их шоколадом. Одну группу за неделю он просил не есть шоколад совсем. Членам другой группы он вручил по большому пакету шоколадных батончиков и велел съесть как можно больше, а третьей не дал никаких особых указаний. Во время второго визита в лабораторию люди, воздерживавшиеся от шоколада, наслаждались им больше всех. Простой опыт опровергает представление о том, что увеличение количества желаемого делает нас счастливее.

Это наблюдение подтвердили ученые Мичиганского университета (США). Они попросили группу автолюбителей с машинами стоимостью от 400 долларов до 40 ООО долларов вспомнить, когда те в последний раз водили машину и насколько это было приятно. Оказалось, что никакой связи между стоимостью машины и удовольствием собственно от вождения не обнаруживается. Но потом тех же людей просили вспомнить, когда они водили машину специально ради удовольствия. Владельцы более дорогих моделей оказались куда более счастливыми. Так излишние траты могут обернуться дополнительным счастьем. И всё же увеличение потребления не обязательно приведет к увеличению счастья. Время пересмотреть ежедневные расходы?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,692 сек. | 8.76 МБ