Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

ПРАЗДНИК В НЕБЕСАХ. (продолжение)

ПРАЗДНИК В НЕБЕСАХ. (продолжение)

Объединение в 1925 г. ОДВФ и Доброхима изменило статус праздника — в 1925 и 1926 гг. он стал называться Днем советской авиации и химии (Авиахима). В перечень праздничных мероприятий на центральном аэродроме имени Троцкого (Ходынка), кроме традиционных полетов, вошли и «опыление» зрителей с воздуха, и сухопутные «бои» в противогазах.

В 1927 г. произошло очередное укрупнение, и с Авиахимом слилось Общество содействия обороне (ОСО). Гигант Осоавиахим требовал и грандиозных праздников, и в июле вместо одного праздничного дня появилась целая неделя — Неделя обороны. К сожалению, в этой неделе авиационный праздник окончательно затерялся, да и сама Неделя, почему-то, очень скоро сошла на нет. Возможно, планы масштабных свершений первой пятилетки отодвинули проблемы патриотического воспитания на второй план. Обострение политической ситуации в начале 1930-х гг. вновь «поставило ребром» вопрос об укреплении Военно-Воздушных Сил. Теперь же основным лозунгом, в отличие от предыдущего (образца 1923 г.), стал — «Комсомолец — на самолет!», призывающий пополнять ряды ВВС. Именно, «дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» и должен был служить новый Праздник авиации. 18 августа 1933 г. тысячи москвичей и «гостей столицы», не избалованных в ту пору ни хлебом, ни зрелищами, собрались на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Впервые в стране состоялся масштабный смотр авиационных достижений. Посмотреть было на что. Итак, история легендарного Праздника началась…

В 1934 г. воздушный парад обрел на долгие годы постоянную прописку, став легендарным — Тушинским. Стал формироваться и традиционный сценарий праздника. Обязательными элементами стали: воздушные шары с портретами лидеров партии и правительства, пролет самолетов строем, изображающим слова, в зависимости от пожеланий руководителей страны, «ЛЕНИН», «СТАЛИН» и т.п. В первом отделении Тушинских воздушных парадов свое мастерство демонстрировали летчики и планеристы Осоавиахима, показывали свою технику и летчики Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Второе, наиболее яркое, отделение было отдано Военно-Воздушным Силам. Безусловно, наиболее ожидаемым был пилотаж знаменитой «красной пятерки». Но самым масштабным действом, была имитация боевых действий, так, к примеру, образно описанная в советских газетах августа 1934 г.: «… Три самолета, оборудованные специальными приборами омывают ароматным дождем — духами — десятки тысяч зрителей… Звено истребителей появляется над аэродромом. Оно атакует «пехоту». Гулко трещат пулеметы. Два истребителя демонстрируют воздушный бой. За истребителями следуют 6 штурмовых самолетов. Они появляются неожиданно и идут совсем низко над землей. Над условной железнодорожной станцией самолеты сбрасывают бомбы. «Станция» взлетает на воздух и поднимается огромная черная туча песка и пыли. Штурмовая эскадрилья уходит. Или, вот, из газет 1940 г.: «Тревожно ревет сирена. Ее звуки несутся со стороны заводских корпусов, выросших на границе летного поля. Это макет большого завода. Сюда мчатся сопутствуемые истребителями, скоростные бомбардировщики. Навстречу взлетают истребители обороны. Залп зениток, взрывы бомб воссоздают зрелище настоящего военного действия. Груз бомб обрушивается точно в цель и взрывает заводские корпуса. Под ударами истребителей замолкают зенитные батареи». Подобные демонстрации к концу тридцатых годов стали «модными» и на провинциальных авиационных праздниках. Естественно, масштабы были поскромнее, самолетов поменьше, взрывы потише, а вместо макета станции или большого завода — дровяной сарайчик. Из общей стройной последовательности выпал лишь 1936 г., когда парад по метеоусловиям были вынуждены перенести на 24 августа: «Совсем низко проносится с огромной скоростью новый многоместный самолет конструкции Туполева, пилотируемый Героем Советского союза тов. М.М. Громовым. Со стороны столицы появляется краснокрылый красавец — легендарный самолет АНТ-25. Над аэродромом он опускается совсем низко. На его фюзеляже слова: «Сталинский маршрут»…

Когда АНТ-25 идет на посадку, на самолете конструкции инженера-орденоносца Поликарпова берет старт известный высотник-рекордсмен Владимир Коккинаки. Под углом в 45 градусов самолет врезается в небо и нанизывает мертвые петли и глубокие виражи… Высоко над полем летит на скоростном истребителе лейтенант Фокин. Он делает большие круги и красным дымом чертит на небе: «СТАЛИН». В 1930-е гг. дата 18 августа была вполне оправданной и рациональной для празднования, так как этот день был выходным днем по шестидневке, введенной Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. и отмененной 26 июня 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР.

Фактически 18 августа было третьим выходным днем августа.

Впервые День Авиации был перенесен на воскресенье 15 августа в 1943 г. Естественно, в военные годы, праздничные мероприятия были скромными, но любовь к своим «сталинским соколам» у Советского народа была всеобщей и искренней. Праздничные выпуски центральных газет 1942—1945 гг. были «украшены» указами о награждении авиаторов. Тушинский воздушный парад 19 августа 1945 г. должен был стать демонстрацией триумфа Советских авиаторов-победителей, но погода внесла свои досадные коррективы. Газеты констатировали: «В связи с неблагоприятной погодой авиационный праздник в Тушине был отменен. Однако к вечеру дождь прекратился. Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь. Мощные репродукторы передавали текст приказа Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза И. В. Сталина. В 20 часов Москва от имени р о дины салютовала нашим доблестным авиаторам двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Вечернее небо столицы расцветилось огнями ракет. В парках состоялись массовые гулянья. В парке Центрального Дома Красной Армии открылась выставка советских боевых самолетов. Летчики, участники воздушных боев, давали посетителям пояснения. Был устроен большой фейерверк». 18 августа 1946 г. стал первым послевоенным авиационным праздником с воздушным парадом на аэродроме в Тушино.

«…фанфаристы возвещают о начале праздника. Как повелось по давней традиции, в небо тотчас же взлетели тысячи разноцветных шаров-пилотов… Затем справа в безупречном строю гигантской пятиконечной звезды появились самолеты По-2. Их вел один из ветеранов русской, авиации полковник Федор Родин… Одобрение зрителей вызывает и групповой пилотаж звена самолетов УТ-2, пилотируемых летчиками Захудалиным, Недошковским и Петровым, и мастерский полет семи летчиков-спортсменов во главе с пилотом Павловым. Эта семерка заканчивает свое выступление эффектной горизонтальной спиралью. В классическом строю клина пролетает группа самолетов ПО-2. Показ спортивной авиации закончен. Над аэродромом появляются оригинальные конструкции. Летчик-испытатель Чернобуров демонстрирует новый самолет типа «Утка». Внешний вид этой машины таков, что движение ее напоминает полет хвостом вперед. Внимание зрителей привлекает геликоптер конструкции инженера Братухина. Москвичи впервые видят летательный аппарат, свободно взлетающий вертикально вверх, «висящий» на месте, перемещающийся в воздухе боком и назад. Управляющий геликоптером пилот Пономарев знакомит зрителей со всеми возможностями машины. С высоты нескольких метров с борта выбрасывается трап и по нему на землю свободно спускается пассажир. Большая будущность ждет эту машину…

В безупречном кильватерном строю появилась над аэродромом группа истребителей Як-3 с ведущим старшим лейтенантом Соколовским. Команды летчикам подавались по радио с земли. И тысячи зрителей могли видеть, как, строго повинуясь голосу с земли, самолеты то стремительно делали «горку», то пикировали, то ложились в вираж…

Опытные мастера воздушного боя — летчики Высшей офицерской школы — наглядно показывают, как разнообразны боевые приемы советских асов, как послушна им авиационная техника. Под аплодисменты Зрителей проходят блестящие выступления старшего лейтенанта Махалина, пилотирующего истребитель «Лавочкин-7», полет трех самолетов Ла-7. ведомых генерал-лейтенантом авиации Ивановым, сложный групповой пилотаж пятерки «Яковлевых-3» старшего лейтенанта Бондаренко и группы «Лавочкиных-7» капитана Трушина. Казалось бы, предел летного искусства и возможностей человека, летчика исчерпан. Но вот в воздухе новое звено Як-3. Они летят так плотно, что на развороте все три самолета вдруг сливаются в один силуэт. Ни на секунду не разрывается этот словно спаянный строй, хотя летчики выполняют весь классический набор фигур высшего пилотажа…

Показ боевого мастерства завершился эффектно разыгранной картиной воздушного боя. Патруль советских истребителей атаковал двух бомбардировщиков, летевших под прикрытием истребителей. В самолетах «противника» зрители, среди которых много бывших фронтовиков, легко узнают «Хейнкелей» и «Фокке-Вульф-190». Советские истребители применяют тактическую уловку. Одна группа связывает «Фокке-Вульфов», а другая атакует бомбардировщиков. В воздухе слышны звуки пулеметных очередей. Вступают в действие зенитки. Оставляя дымный след, круто отваливает в сторону один «сбитый» бомбардировщик. Загорается и второй «Хейнкель». От него отделяется черная точка выпрыгнувшего парашютиста. Налет отражен. Начинается показ различных типов боевых и пассажирских самолетов… В боевом строю проходят скоростные бомбардировщики Ту-2… За ними над аэродромом пролетают пикирующие бомбардировщики Пе-2. Низко проносятся штурмовики Ил-10… С понятным интересом наблюдали зрители появление ракетных самолетов. Они молниеносно пронеслись в воздухе, оставляя позади яркую огневую струю… Финал праздника выглядел торжественно и символично. Зрители увидели плывущий над ними дирижабль. На его серебристой оболочке — портреты великих вождей советского народа Ленина в Сталина. Корпус дирижабля несет на себе огромную надпись: «Победа». Гордо развеваются на ветру прикрепленные к тросам государственный флаг и флаг Военно-Воздушных Сил. Авиационный праздник на Тушинском аэродроме закончен». Кстати, это было не первое участие в Тушинском параде иностранных самолетов. Так в 1938 г. в Тушино демонстрировал пилотаж самолет, названный в газетных репортажах «зеленым бипланом». Это был чехословацкий пилотажный «Авиа Ва-122», закупленный советскими ВВС в количестве 15 единиц. На авиационном празднике 3 августа 1947 г. в традиционную программу впервые вошел групповой пилотаж на реактивных машинах. Интересно, что на протяжении 12 лет (с 1947 по 1958 г.) День воздушного флота СССР ни разу не праздновался 18 августа. Акцентирую внимание на том, что переносился не воздушный парад, а именно сам День Воздушного Флота СССР. В эти годы дата Праздника устанавливалась постановлением Совета Министров СССР, о чем примерно за месяц до события население извещалось центральными газетами. Безусловно, многие годы главным событием Дня воздушного флота СССР был воздушный парад, деградировавший позднее в авиационно-спортивный праздник. Причиной же перемещения по времени праздника являлись, безусловно, условия проведения воздушного парада. Могу предположить, что главным доводом в пользу переноса праздника являлась метеорологическая обстановка. Колебание дат проведения авиационного праздника, возможно, было связано и с планами боевой подготовки (учения, маневры и т.п.) ВВС — основного действующего лица воздушных парадов. Нельзя исключать и субъективный фактор — пожелания «руководителей партии и правительства». Надеюсь, что со временем появятся материалы, которые помогут обоснованно ответить на эти вопросы. Из года в год воздушный парад работал как отлаженный механизм, строго следуя установленному сценарию, становясь с годами еще более масштабным и убедительным, демонстрируя «потенциальным» врагам и друзьям растущий количественный и качественный уровень воздушного флота «страны победившего социализма». В послевоенный период лишь иногда силы природы заставляли либо переносить Праздник (1948, 1953 г.), либо даже отменять его (1950, 1957 г.). Так, 30 июня 1957 г. отмечался День Воздушного Флота СССР. Воздушный же праздник по метеоусловиям не состоялся. Хотя, возможно, основной причиной явилась острая политическая борьба, вылившаяся в столкновения на июньском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС между группой Хрущева и «антипартийной группой» Молотова, Маленкова, Кагановича. Естественно, что в такой момент было не до праздника. 20 июля 1958 г. впервые воздушный парад прошел без участия ВВС. Зато в Тушинском празднике приняли участие иностранные авиаторы — спортсмены стран народной демократии. Несмотря на отсутствие военной авиации, этот праздник представляется мне наиболее ярким и необычным. Судите сами: «Первое отделение — планерное… Над полем — двухместный планер КТ-2. Его ведет мастер спорта, чемпион Румынской Народной Республики Мирча Финеску. Одна за другой следуют сложные фигуры высшего пилотажа. Румынского спортсмена сменяют в воздухе представители других братских социалистических стран. Тадеуш Сливак (Польша) показал акробатический пилотаж на планере «Ястреб». За выдающиеся достижения Международная авиационная федерация (ФАИ) удостоила его высшей награды — золотого знака с тремя бриллиантами. Заслуженный спортсмен Венгерской Народной Республики Эндре Коршаи продемонстрировал акробатический пилотаж на планере «Бёке» («Мир»), а польский планерист Ежи Адамек порадовал зрителей серией выполненных им сложных фигур. Групповой пилотаж на планерах «Луняк» показали чехословацкие мастера спорта Франтишек Тума, Иржи Черви и Карел Валашек. Интересным был встречный полет на двух планерах «Приморец». Пилотаж демонстрировали москвичи — рабочие Виктор Махов и Василий Охонько. Специальное отделение праздника было посвящено вертолетной технике. Присутствующие на празднике восхищались колонной вертолетов — Ми-6, М и -1, «летающим вагоном» Як-24, Ми-4 и маленьким вертолетом К -15. Еще ни на одном из авиационных праздников зрители не видели столь разнообразного индивидуального пилотажа на вертолетах различной конструкции. Летчик Алексей Луценко выполнил ряд своеобразных фигур. Всем очень понравились «воздушные качели». Свое высокое мастерство продемонстрировал на машине К-15 летчик Олег Яркин. Всеволод Виницкий летал на маневренном Ми-4. Настоящим сюрпризом явился пилотаж на вертолете К-10, который прямо с грузового автомобиля поднялся в воздух, а потом плавно опустился на тот же грузовик. Зрители восторгались исключительной смелостью, мастерством воздушных гимнастов Доната Моруса и Льва Гуляева. Вертолеты подняли их на высоту до 150 метров. Спортсмены работали один на кольцах, а другой на трапеции так свободно, уверенно, как будто их гимнастические снаряды укреплены на земле. В третьем отделении праздника (самолетном) вместе с советскими летчиками выступили их чехословацкие и румынские друзья. Своеобразный воздушный футбол показали летчики Александр Коробов и Николай Давиденко на самолетах Я к -18. Это было веселое, интересное зрелище. Самолеты винтами таранили воздушные цветные шары. По радио объявляют, что к аэродрому приближаются новейшие самолеты гражданской авиации. Взоры всех устремлены к огромному пассажирскому самолету Ту-114. Летят другие машины: Ту-104А, И л-18. И нет сомнения, что среди зрителей нашлось немало, которым захотелось быть пассажирами этих прекрасных самолетов. Много интересного было и в парашютном отделении праздника. Парашютистами руководили мастера спорта Г.Ф. Пожаров и И.П. Плюхин. Собравшиеся едва успевали проследить прыжок одного парашютиста, как уже демонстрировался следующий номер. В заключение авиационного праздника в небо поднялось множество шаров со знаменами союзных республик. Апофеозом явился дневной фейерверк под торжественную музыку «Славься» Глинки». Думаю, что зрители, бывшие I свидетелями этого необыкновенного представления, не могли даже предположить скорый закат Тушинских воздушных парадов. Так, в 1959 г. (23 августа) авиационный праздник прошел без воздушного парада (хотя репетиции проводились, но были неожиданно прерваны. Прим. Редактора). Ограничились проведением торжественных собраний, народными гуляниями и салютом. Победы советской космонавтики, косвенно демонстрирующие и всемогущество боевой ракетной техники Советского Союза, принесли новые приоритеты. Вчерашняя любимица «вождей народов» — Авиация — оказалась в тени Космонавтики, стала лишь ее «колыбелью». В отсутствии «высочайшего» спроса на авиационные парады, руководители ДОСААФ старались хоть как-то поддерживать былой статус Праздника, и радовать зрителей, прежде всего молодежь, авиационно-спортивными праздниками. Несколько лет подряд в августовские дни проводились чемпионаты страны по самолетному, вертолетному, планерному и парашютному спорту.

С 17 по 20 августа 1960 г. в Воронеже состоялись Всесоюзные соревнования спортсменов-парашютистов ДОСААФ, посвященные 30-летию со дня зарождения массового парашютизма в нашей стране. Соревнованиям предшествовал большой авиационный праздник. В нем приняли участие летчики, планеристы и парашютисты. С 21 по 29 августа того же 1960 г. на Тушинском аэродроме проходил чемпионат страны по самолетному спорту. 9 июля 1961 г. состоялся масштабный авиационный праздник. В тот год широким фронтом шли организационные реформы Военно-Воздушных Сил. Резали по живому, и складывается впечатление, что авиаторы вышли в свой «…последний и решительный бой», и продемонстрировали все свои достижения, пытаясь переломить ситуацию. Армады бомбардировщиков Ту-95, Ту-16, Ту-22 с ракетами класса «воздух-земля», Бе-10, Як-28, Су-7, Су-9, МиГ-19 и МиГ-21 и, конечно, М-50 оставили неизгладимое впечатление, как у публики, так и у многочисленных иностранных специалистов. Не менее ярко выступили спортсмены ДОСААФ, вертолетчики, парашютисты, пролетела колонна пассажирских Ту-114, Ту-124, Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ан-24. Увы, этот воздушный показ не сыграл отведенной ему роли и оказался последним с участием ВВС парадом, проведенным на аэродроме в Тушино.

Наступили годы забвения, которые лишь иногда, усилиями ДОСААФ, скрашивались авиационно-спортивными праздниками. Наиболее яркими событиями в этом ряду, на мой взгляд, стали: Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу в 1963 г., авиационно-спортивный праздник в 1965 г. и IV чемпионат мира по высшему пилотажу в 1966 г. Но сложилось впечатление, что даже такая активность ДОСААФ «на верху» не приветствовалась. Иначе как объяснить проведение авиационно-спортивных праздников в День Воздушного Флота с участием ведущих авиационных спортсменов страны в Ярославле (1963 г.) и Калуге (1964 г.) вместо традиционного Тушино. Прорыв произошел 9 июля 1967 г. Команда Л.И. Брежнева, пришедшая на смену сторонникам абсолютного ракетно-ядерного щита, вновь вспомнила об авиации (вероятно, это было последствием «вьетнамского урока»). Возникла политическая потребность в очередной раз продемонстрировать авиационные «мускулы». Тушинское поле уже не могло удовлетворить сценаристов грандиозного воздушного парада. Новый аэропорт Домодедово в полной мере соответствовал масштабности замысла. Основным поводом для проведения авиационного смотра, естественно, объявили предстоящий 50-летний юбилей Октябрьской революции. Не буду подробно рассказывать о многократно описанном Дне Воздушного Флота. Могу лишь констатировать — праздник удался и остается лишь пожалеть, что он стал последним советским воздушным парадом с участием ВВС. После 1967 г., в течение десяти лет, руководители страны не вспоминали о Дне авиации. Да и руководители Оборонного общества, вероятно, устали плыть против течения. Вот почему в период с 1968 по 1976 гг. рупор ДОСААФ — газета «Советский патриот» в праздничных своих номерах печатала лишь приказы Министра Обороны, парадные статьи и скучный план проведения недели, посвященной Дню Воздушного Флота СССР: «…августа 19… года — День Воздушного Флота СССР. Советский народ торжественно отметит этот праздник, ознаменует его новыми достижениями в борьбе за претворение в жизнь решений … съезда КПСС». Лишь 21 августа 1977 г. в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник, посвященный 60-летию Великого Октября. В празднике, демонстрируя миролюбивую политику Советского Союза, участвовали только спортсмены ДОСААФ. Следующий авиационный праздник, приуроченный к 60-летию СССР, в небе над Тушино состоялся еще пять лет спустя — 15 августа 1982 г. Вновь свое мастерство демонстрировали спортсмены ДОСААФ на самолетах Як-50, Як-55, Л-29, вертолетах Ми-1. Впервые зрители увидели парапланеристов, взлетающих на буксире за автомобилем. Добавились и элементы «шоу»: «…на летном поле свое мастерство демонстрировали мотоспортсмены. Они совершали прыжки с трамплинов, играли в мотобол. В другом секторе показывали скоростное маневрирование автомобилисты… Когда над Тушинским аэродромом смолк гул моторов, в небо взлетела песня. Для москвичей и гостей столицы был дан праздничный концерт».

Смена лидера партии и государства в 1985 г. принесла свежую струю и в авиацию. Не буду оценивать неоднозначные реформы М.С. Горбачева, отмечу лишь «ренессанс» авиационных праздников. Вместе с возрождающимся воздушным парадом в Тушино, стал набирать силу праздник авиаторов в Жуковском. 16 августа 1987 г., в День Воздушного Флота СССР, в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник, посвященный 70-летию Октябрьской революции. Впервые продемонстрированы групповой пилотаж летчиков Вяземского аэроклуба на Л-39 (ныне, пилотажная группа «Русь») и пилотаж четверки Су-26, полеты дельтапланов и мотодельтапланов. 20 августа 1989 г. впервые с 1965 г. на тушинском аэродроме отмечали только День Воздушного Флота СССР без дополнительных идеологических поводов. Казалось бы, эта недавняя наша история, должна быть хорошо известна многим. Увы, политические перипетии 1990-х гг. быстро стерли память о Тушинских праздниках конца 1980-х гг., поэтому приведу некоторые подробности: «Рассказать обо всем в коротком репортаже — задача невыполнимая. Шутка ли — сорок четыре номера в программе! И против большинства пометка: «Впервые!»Ну как не прийти в трепетный восторг при виде самолета ВМ-Т, несущего на своей «спине» топливный бак ракеты-носителя «Энергия» длиною в 44 метра! Зрелище поистине фантастическое! Как не восхититься детищем ОКБ имени С. В. Ильюшина — широкофюзеляжным пассажирским самолетом Ил-96-300… Какая это мощная и красивая машина! Ее сменяет еще одна новинка — пассажирский самолет Ту-204, который, по мнению конструкторов, будет самым экономичным в Аэрофлоте… Поистине чудеса маневренности продемонстрировали вертолеты: сначала корабельный вертолет Ка-27, а несколько позже самый грузоподъемный в мире Ми-26 и Ми-28 — новейшая боевая машина, оснащенная мощным ракетно-пушечным вооружением и высокоэффективной прицельной системой. Этот, последний, перемещался в пространстве так, словно ему неведомы законы аэродинамики: резко менял траекторию полета, вращался вокруг собственной оси, зависал над землей под самыми невероятными углами… У кого из зрителей не захватило дух, когда над их головами стремительно промчался самолет-перехватчик МиГ-25, а его собрат — МиГ-29… с необычайной легкостью выполнил сугубо спортивную фигуру высшего пилотажа — «колокол»… В Тушине был показан учебно-тренировочный самолет Су-25УТ, являющийся модификацией штурмовика… Ну а показ этого самолета можно без преувеличения назвать сенсацией. В небе над аэродромом — новейший сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла… Совместный пилотаж двух перехватчиков Су-27 с вертолетом Ми-24 также смело можно причислить к разряду «очевидное — невероятное». Еще никто в мире не выполнял такого номера — сверхзвуковые машины идут на одинаковой скорости с вертолетом, равной примерно 200 км/час. К аэродрому приближается истребитель-перехватчик Су-27, ставший в этом году сенсацией авиасалона в Париже!.. В небе над Тушином Су-27, пилотируемый Гэроем Советского Союза Виктором Пугачевым, выполнил сложнейший маневр, названный по имени летчика — «кобра Пугачева».

Смотреть на этот уникальный номер без восторга невозможно… Когда дикторы объявили, что к аэродрому приближается «Альбатрос», сразу стало понятно, что речь идет о самолете-амфибии А-40… Завершила демонстрацию военной и гражданской авиатехники четверка самолетов-истребителей МиГ-29, прошедших строем «ромб». А затем началась спортивная часть праздника, и мы услышали множество знакомых имен: Ирина Адабаш, Николай Никитюк, Светлана Кабацкая… Свое мастерство демонстрировали не только москвичи, но и их коллеги из аэроклубов ДОСААФ Калуги, Вязьмы, Краснодара, Вильнюса и других городов». 18 августа 1991 г. Авиационные праздники состоялись и в Тушино, и в Жуковском. К сожалению, о последнем Дне Воздушного Флота СССР в Тушино пресса в те драматические дни (напомню — ГКЧП) лишь скупо известила — «…состоялся авиационно-спортивный праздник…». Надо отдать должное редакции «Красной звезды», которая нашла возможным вместе с репортажами с «баррикад» рассказать и о праздничных мероприятиях в Жуковском: «Начался парад буксировкой за вертолетом Ми-8 парашютиста-испытателя, мастера спорта СССР Николая Рослякова. Не успел Росляков приводниться, как внимание зрителей уже было приковано к бомбардировщику Ту-22Р и сопровождающему его истребителю МиГ-21. То, что продемонстрировали на Як-38 — самолете вертикального взлета и посадки — летчики-испытатели Леонид Лобас и Андрей Синицын, не могло не восхищать. Неповторимое зрелище продемонстрировали во время пилотажа на самолетах МИГ-29 в составе пары многократный участник международных авиасалонов в Англии и Франции заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур и летчик-испытатель Александр Бесчастнов. Пилотажем экстра-класса порадовал зрителей автор знаменитой «кобры» Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Пугачев. На этом параде им впервые был продемонстрирован корабельный вариант самолета Су-27 К… Одной из характерных особенностей настоящего парада было то, что зрители имели возможность увидеть в полете уникальные крылатые машины. Такие, скажем, как М-17МР «Стратосфера»… Неподдельный интерес вызвал у зрителей самолет ВМ-Т «Атлант». На внешней подвеске самолета был установлен элемент ракеты-носителя «Энергия»… Аплодисментами встретили зрители демонстрационные полеты тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-160 и многоцелевого сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Большой авиационно-спортивный праздник состоялся также в Монино, где на базе музея Военно-Воздушных Сил работала выставка авиационной техники».Так закончилась история праздников советской авиации. Следующий день, 19 августа, памятный обращением ГКЧП к советскому народу, поставил страну перед пропастью гражданской войны. Спустя полгода «единый могучий Советский Союз» рассыпался. Вместе с империей распался и имперский воздушный флот. Для авиации Российской Федерации начался (и, похоже, не закончился до сих пор) новый сложный период. Но это уже другая история. Нам же пора подвести некоторые итоги. Первый, так волнующий многих вопрос о датах Праздника Авиации. Предлагаю читателю самому ответить на этот вопрос. Итак, с 1933 по 1991 г. советские авиаторы отметили профессиональный праздник 59 раз. Из них 24 раза День Воздушного Флота СССР состоялся 18 августа. Как уже было сказано ранее, с 1933 по 1940 г. (восемь раз) праздничный день — 18 августа был и выходным по так называемой шестидневке. Шесть раз 18 августа, по воле календаря, пришлось на воскресенье. В итоге, из 59 лет существования Дня Авиации СССР, 18 августа являлся только праздничным днем лишь десять раз. Здесь я вынужден констатировать — именно эти годы (исключая годы войны) стали годами забвения Праздника. С 1960 по 1971 г., за редким исключением (парады 1961 и 1967 г.), не возникало необходимости переносить с 18 августа Праздник, стремительно теряющий статус всенародного, и превращающийся в один из многих профессиональных. Празднование Дня Воздушного Флота СССР свелось к протокольным мероприятиям. Основной задачей авиаторов в столице и на местах являлось проведение торжественных собраний с речами, из года в год писанными под копирку, праздничного концерта и, естественно, застолья с традиционными здравицами. В 1980 г. во властных умах появилась мудрая мысль — свести к минимуму производственные потери, связанные с неизбежными последствиями праздничных мероприятий, и перенести День Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г.). С тех пор и по сей день, мы празднуем День Воздушного Флота России ежегодно в третье воскресенье августа. В 1997 г., благодаря инициативе Петра Степановича Дейнекина, появилась документально подтвержденная дата рождения Военно-Воздушных Сил России. Вероятно, в ходе поисков архивных документов, достойных стать отправной точкой в истории ВВС России, основным критерием было желание приблизить дату к уже существующему Дню воздушного Флота. И нашли! Петр Степанович в одном из интервью так описал это событие: «… 12 августа 1912 года наш государь в бухте Новый Свет на своей яхте «Штандарт» написал на законе Государственной думы о финансировании военной авиации: «Быть посему. Николай». Ну и, естественно, прихлебнул брюта за это дело. И вот Борис Николаевич Ельцин эту дату нам утвердил как День ВВС. А праздновать ее повелел как раз в воскресенье». Сегодня, на мой взгляд, сложилась достаточно сбалансированная «неделя Авиации», которая, начинаясь Днем ВВС, обычно «захватывает» ностальгическое 1 8 августа и заканчивается воскресным Днем всех авиаторов России. И, конечно, в нечетные годы День Воздушного Флота России украшается «МАКСом» — подлинным праздником для всех авиаторов.

Обсуждение закрыто.