Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

ПРИБЛИЖЕНИЕ К ИСТИНЕ

ПРИБЛИЖЕНИЕ К ИСТИНЕ

В фильме «Поэма о крыльях» сохранена фамилия героя, Андрея Николаевича Туполева, и не портретного сходства с ним. Это смело! Мне приводилось встречаться с Туполевым, к сожалению, редко, но достаточно, чтобы утверждать, что образ получился близкий. Общительность, простота в обращении, нарочитая грубоватость, некоторая забывчивость и в то же время сосредоточенность. Это — Туполев!

А вот показать творческий процесс (к чему, видимо, отчасти стремились авторы) и в десяти сериях вряд ли возможно. Вспоминается, как группа ученых работала над сборником статей о Сергее Владимировиче Ильюшине. Удалось, видимо, показать лишь результаты его творчества и его личность. Дело в том, что процесс создания самолета складывается из бесконечного множества небольших фактов и элементов. И как любая из десятков тысяч деталей самолета не характеризует эту машину в целом, так единичные факты не определяют направленность, особенность, стиль, почерк ее творца.

Смотришь фильм и задумываешься — что же есть творчество? Оно подобно искусству: до конца нераскрыто а определения его весьма противоречивы. Так, инженер и писатель Г. Альтшуллер («Литературная газета», 4 06.80 г.) видит техническое творчество как точную науку и склоняется к возможности алгоритмизации изобретательства. Придерживаясь рационалистического подхода, он несколько суживает творчество конструктора, относя к нему лишь ту деятельность, результаты которой достигают «уровня изобретения». Проектирование и конструирование, н частности, самолетов, не всегда достигая этого уровня, остается в основе своей деятельностью поистине творческой. Упущено в этой статье также, что изобретателям чего-то значительного и ученым, пролегающим новые пути, свойствен дар нечаянности, способствующей непредвиденным решениям или открытиям.

Другая крайность — у Алексея Толстого. Говоря об «интимных законах творчества», он писал. «Есть вещи, про которые нехорошо и не нужно говорить. Это вещи личные, тайные и деликатные… К таким вещам принадлежит и самый процесс творчества» (Толстой А. Собр. «Художественная литература». 1961, с. 92).

В фильме есть два-три эпизода, интересных как обобщения, во всяком случае как призыв к размышлениям На доске мелом нарисован рекордно-дальний самолет с крыльями большого удлинения Поданы эти крылья как озарение. Могло ли оно в данном случае быть? Нет. Такие решения в авиации—результат длительного труда, расчетов, продувок аэродинамически подобных моделей. Конструктору нужна как теперь говорят, оптимизация, поиск компромисса, а он достигается не озарениями, а кропотливым трудом.

А Н. Туполев в театре слушает оперу, и вдруг ему приходит мысль не один винт, как обычно, а два четырехлопастных, вращающихся в разные стороны, позволят снять гигантскую мощность с вала двигателя. Может быть, точно такого факта и не было и все же это — правда. Дело в том, что идеи зреют даже тогда, когда чад ними не работают

То же наблюдается в любой творческой деятельности. Ученые, например, хорошо знают, как полезно дать «вылежаться» впервые написанной главе. Она лежит, и когда о ней совсем уже не думаешь, мысль вдруг находит в этой отложенной главе какое-то слабое место, какую-то неудачную формулировку.

Бережно воссозданы знаменитые «планы и прежде всего «Илья Муромец».

Воссоздают же дворцы разрушенные войнами или временем, теперь дошел черед и до техники. Это нужно не только для кино, но и для истории, для практиков, конструкторов.

Обсуждение закрыто.