Прорыв ПВО и учебная подготовка

Для подготовки экипажей истребителей-перехватчиков и разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25 были разработаны двухместные варианты, а одноместный МиГ-25БМ с противорадиолокационными ракетами Х-58 и станциями активных помех использовался для прорыва ПВО противника.

Поскольку истребители-перехватчики и разведчики-бомбардировщики МиГ-25 решали совершенно разные задачи и различались по составу бортового оборудования, было принято решение разработать для них отдельные двухместные учебные модификации.

Учебно-тренировочный вариант перехватчика МиГ-25ПУ поступил в серийное производство в 1969 году. Самолет имел двойное управление и систему переговоров членов экипажа, оборудование обеих кабин было выполнено по типу перехватчика, но ввиду того, что передняя кабина инструктора заняла фактически место блоков РЛС, на самолете имелось лишь оборудование имитации работы РЛС и пуска ракет. Ракеты были только учебными и подвешивались под крылом.

Самолеты МиГ-25ПУ поставлялись в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию.

МиГ-25РУ

Учебно-тренировочный вариант МиГ-25РУ создавался для подготовки экипажей самолетов-разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков. По конструкции самолет был аналогичен учебно-тренировочному МиГ-25ПУ и отличался оборудованием кабин (навигационная система по типу МиГ-25Р, учебное разведывательное оборудование и т. п.), а также отсутствием подкрыльевых пилонов для подвески ракет.

Первый полет серийного МиГ-25РУ состоялся 20 марта 1971 года. Самолеты строились в Горьком; выпущено более 50 машин. В 1975-1978 годах на одном из МиГ-25РУ летчик-испытатель Светлана Савицкая установила несколько женских мировых рекордов. Самолеты МиГ-25РУ также поставлялись за рубеж.

Один из ранних серийных МиГ-25РУ был переоборудован для испытания катапультных кресел К-36РБ, предназначенных для космического корабля «Буран». Более активно в программе «Буран» использовался переоборудованный вариант МиГ-25ПУ — с 17 апреля 1985 года самолет, получивший обозначение МиГ-25ПУ-СОТН («самолет оптико-телевизионного наблюдения»), использовался в процессе разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией «Бурана» во время полета на высотах ниже 20 ООО м, регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры, подготовки и тренировки экипажей, а во время испытаний аналогов «Бурана» он применялся в качестве самолета сопровождения.

Самолеты прорыва ПВО

В 1974 году было начато проектирование самолета прорыва системы ПВО противника — МиГ-25БМ, на который установили специальный комплекс радиоэлектронного оборудования, включая аппаратуру целеуказания головкам самонаведения противо-радиолокационных ракет, станции радиотехнической разведки и активных помех, а основное вооружение было представлено четырьмя противорадиолокационными управляемыми ракетами Х-58У (но самолет сохранил возможность подвески авиабомб).

Х-58У — модификация ракеты Х-58, предназначенной для поражения радиолокационных станций системы ПВО противника без входа самолета-носителя в зону поражения ЗРК противника. Ракета имеет стартовую массу 640-650 кг. длину около 4,8 м и максимальный диаметр корпуса 0,38 м; масса боевой части —149 кг, радиус э поражения — 20 м, взрыватель — неконтактный, тип БЧ — фугасная. Система управления — инерциальная многоканальная с пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность пуска с высоты 100 м — около 60 км, а с большой высоты — до 200 км. Для подвески на МиГ-25БМ ракета была модифицирована — она отличалась новым двигателем и усовершенствованным аэродинамическим оперением.

МиГ-25БМ также получил более совершенное навигационно-прицельное оборудование и внешне отличался от других вариантов удлиненным на 0,72 м носовым обтекателем, а также наличием антенны станции РЭБ и типом балочных держателей. Кроме того, у большинства самолетов носовой обтекатель окрашивался в темносерый или темно-зеленый цвет.

Первый полет прототипа МиГ-25БМ состоялся 27 января 1977 года, а в 1984 году была выпущена усовершенствованная модификация МиГ-25РБМ. Самолеты МиГ-25БМ, дислоцированные в Восточной Германии и Польше, были выведены после падения Берлинской стены, чтобы избежать «излишне любопытных взглядов».

Двухместные учебно-тренировочные модификации МиГ-25 были высоко востребованы в войсках, где использовались для подготовки летчиков боевых модификаций МиГ-25 и решения других задач. Причем налет двухместных МиГ-25 в войсках был выше, чем у других модификаций.

Всего было построено менее 100 МиГ-25БМ обоих вариантов, которые поступили в эскадрильи фронтовой авиации, где уже эксплуатировались разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ.

Первым из двухместных учебно-тренировочных вариантов МиГ-25 поднялся в воздух и поступил на вооружение самолет МиГ-25ПУ. Вариант МиГ-25РУ был облетан годом позже. На двухместных модификациях кабина инструктора располагалась впереди, что обеспечивало курсанту такой же обзор, как на одноместных машинах.

МиГ-25БМ

МиГ-25БМ был разработан преимущественно для применения на Европейском ТВД и предназначался для прорыва системы ПВО противника. Основным его оружием были ракеты класса «воздух — РЛС» семейства Х-58. Самолет был облетан 27 января 1977 года, а в 1982 году он был запущен в серийное производство.

Камуфляж

В целях скрытия истинного предназначения самолетов Миг-25БМ носовые обтекатели самолетов окрашивались в цвета, маскирующие-самолет под истребитель-перехватчик МиГ-25ПД, хотя разведчик-бомбардировщик имел ряд конструктивных отличий от перехватчика.

Самолет прорыва ПВО

Высокие скорость и высота полета МиГ-25 обеспечивали ему определенную защиту от ЗУР противника, но для уверенного прорыва системы ПВО противника был разработан специальный вариант—это позволяло проделывать в системе ПВО «брешь» для прохода других самолетов. МиГ-25БМ и разработанная под него система вооружения с противо-радиолокационной ракетой Х-58 долго дорабатывались, но в итоге были приняты на вооружение.

Ракеты Х-58

Вооружение МиГ-25БМ включало четыре УР класса «воздух — РЛС» типа Х-58У—первая отечественная противорадиолокационная ракета для самолетов тактической авиации.

Системы РЭБ

Самолет МиГ-25БМ имел удлиненный носовой обтекатель, под которым размещались новые системы РЭБ и радиотехнической разведки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 36 | 1,982 сек. | 8.91 МБ